Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Самотохина Н.А.
Аннотация: в статье рассматривается методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста – мнемотехника, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путём образования ассоциаций (связей).
История человечества насчитывает несколько тысяч лет и современная цивилизация не смогла бы достичь такого высокого уровня без появления и развития речи, образования языка. С появлением речи, в ходе трудовой деятельности, появилось и начало развиваться человеческое общество, и речевая деятельность способствовала не только общению, но и развитию интеллекта, формированию личности человека.
Современная программа дошкольной организации построена таким образом, чтобы в ходе образовательной деятельности обогащался словарь ребенка, совершенствовался грамматический строй речи, повышался звуковой уровень, и к школе ребенок освоил бы не только нормы родного языка, но и обладал навыками диалогической и монологической речи, умел четко и ясно излагать свои мысли, применять накопленные знания [7]. В дошкольной педагогике используются различные методы и приемы для развития речевой деятельности, такие как образец рассказа, совместный пересказ, рассказывание по картине; рассказы инсценировки с игрушками и др. [2]
Практика показывает, что традиционные методики не всегда дают желаемые результаты в развитии речи, так как детям, как правило, сложно за короткое время занятия сориентироваться в потоке информации и составить рассказ или сказку за отведенное время; некоторым, например, необходимо время, чтобы преодолеть неуверенность.
Поэтому, для наиболее успешного решения данной задачи, наряду с традиционными методиками, в образовательный процесс необходимо вводить инновационные методы и приемы [9]. К ним относятся мнемотехника [8].
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминания, сохранение и воспроизведение информации, путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. В основе лежит мнемоника, в переводе с греческого (греч. τὰ μνημονικά) — искусство запоминания. Лучше всего мнемотехнику могут охарактеризовать слова - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать/повторить.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до нашей эры. Именно эта дата считается в истории мнемотехники датой возникновения мнемоники. И возникла она как составная часть ораторского искусства, которая использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Но возможно, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте, а племена Майя обучали своих детей мнемотехнике. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.
Современная мнемотехника представляет собой набор унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать различные сведения однотипно. Основной способ запоминания - прием образования ассоциации, но также применяются:
- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
- рифмизация;
- запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
- метод Цицерона на пространственное воображение;
- метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти и др [1].
Применение адаптированных приёмов в процессе образовательной деятельности дошкольников способствует как развитию памяти, так и совершенствованию связной речи.
Развитием мнемотехники в обучении дошкольников занимаются Т.Б. Полянская, Т.В. Большева, Л.Е. Белоусова и другие.
Педагоги и учёные отметили, что дети данной возрастной группы легче усваивают материал при наличии наглядных образов, поэтому основной приём мнемотехники - это мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, несущая определённую информацию, закодированную в символах.
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева– коллажем, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа [8].
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структурированный, последовательный рассказ и способствовать в лексико-грамматической наполняемости.
Теоретический анализ данной проблемы позволил нам сделать вывод. Речь, являясь важнейшим средством общения и познания окружающей действительности, связана со всеми психическими процессами человека - мышление, воображение, память, эмоции. Время наиболее благоприятное для развития все психических функций человека – дошкольный возраст, когда проявляется тяга к познанию окружающего мира, а развивающееся мышление помогает в становлении и развитии речи, всех ее сторон - фонетической, лексической, грамматической.
Доминирующей функцией, по утверждению Л. С. Выготского, является память [4], которая развивается от непроизвольной (пассивной) к произвольной (активной). Как ребёнок старается запоминать, так он старается быть внимательным и к старшему дошкольному возрасту, ребёнок начинает управлять своим вниманием.
С развитием внимания и памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление, появляется способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям). Дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и не полной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Но, несмотря на свободное владение диалогической речью, монологическая может вызывать затруднения. По утверждению А.М. Бородич, «Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора»[2]. Соответственно, необходимо уделять большое внимание при обучении детей, таким методам, как пересказ и рассказывание.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. В период подготовки к школе эта проблема требует пристального внимания, так как для успешного усвоения школьной программы необходимо уметь формулировать свои мысли, обладать звуковой культурой речи, иметь обширный словарный запас, должен быть сформирован грамматический строй.
Мнемотехника, как метод позволяющий заинтересовать ребёнка, развить память, внимание, воображение, снять психологические зажимы, способствует развитию связной монологической речи, что при обучении в школе помогает свободно общаться и позволяет быть активным участником образовательного процесса.
В проекте опытно-практической работы нами был составлен алгоритм, который состоял из непосредственной образовательной деятельности по данной методике, индивидуальной работы с детьми, а также работы с родителями по ознакомлению с приемами мнемотехники.
Полученные результаты показали, что методика мнемотехники способствует совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста (обогащается словарь; речь становится связной, яркой). У детей совершенствуются все психические процессы, развиваются творческие наклонности, появляется желание рассказывать и создавать собственные произведения. Дети учатся анализировать информацию различного рода, «записывать» ее в виде символов и моделей, создавать план своего ответа, что будет помогать при дальнейшем обучении в школе.
Таким образом, мнемотехника превращает обучение детей в творческое действие, где дети учатся самостоятельно составлять рассказы, отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своим результатам. Эта методика способствует развитию связной речи и формированию ценностей, связанных с созидательной деятельностью.
Список литературы
Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У – Фактория», 2006
Бородич А.М. Методика развития речи детей : Учебное пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981
Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.- сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах. Т.2.М.: НИИ Школьных технологий, 2006.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
3