Модель инклюзивного образования.
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ООП – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Процесс включения детей с ООП в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Инклюзивного образования делится на следующие этапы:
«медицинская модель»
«модель нормализации»
«модель включения», т.е. инклюзия.
На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:
Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады, в которых созданы службы – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.
Обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей.
Частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении тьютора (одного из педагогов или специалистов группы), до посещения без сопровождения.
Полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников.
Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:
Принцип индивидуального подхода
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Принцип активного включения в образовательный процесс
Принцип междисциплинарного подхода.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.
В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.
Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.
В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика,
журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе.
В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.
Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения.
При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.
Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:
безопасной;
комфортной и уютной;
организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
развивающей и вариативной;
информативной;
постоянно обновляться.
Организацию отношений между участниками:
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка
Составление индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Задачи организации совместной деятельности:
создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);
формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;
развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;
развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки саморегуляции и самообслуживания.)
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
индивидуальные занятия со специалистами
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
прием пищи
дневной сон
фронтальные занятия
детско-родительские группы
праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИНВОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
РЕБЕНОК с ООП: — формирование толерантного отношения к лицам с ООП.
ДЕТИ группы: — модель социального поведения в обществе
ВОСПИТАТЕЛЬ группы: — осуществляет и отслеживает этапы социализации ребенка с ООП в группе
ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе;
ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве;
МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада;
ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ.
Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:
-поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн).
Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.