СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ООП – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ООП в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Просмотр содержимого документа
«Модель инклюзивного образования.»

Модель инклюзивного образования.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ООП – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ООП в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Инклюзивного образования делится на следующие этапы:

  • «медицинская модель»

  • «модель нормализации»

  • «модель включения», т.е. инклюзия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

  • Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

  • Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

  • Детские сады, в которых созданы службы – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

  • Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

  • Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Обратная инклюзия – является подготовительным этапом для частичной инклюзии, и подразумевает обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками: на всевозможных занятиях и совместных праздниках, которые проходят на улице и в зале в виде театрализованных представлений для всех детей.

Частичная инклюзия – социализация ребенка в норматипичой среде, посещение ребенком общеобразовательной группы, от минимального время пребывания в сопровождении тьютора (одного из педагогов или специалистов группы), до посещения без сопровождения.

Полная инклюзия – достижение ребенком полной самостоятельности и социализации на уровне сверстников.

Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:

  • Принцип индивидуального подхода

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

  • Принцип активного включения в образовательный процесс

  • Принцип междисциплинарного подхода.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс.

В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа.

Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.

В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика,

журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе.

В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах.

Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения.

При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию.

Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:

  • безопасной;

  • комфортной и уютной;

  • организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;

  • развивающей и вариативной;

  • информативной;

  • постоянно обновляться.

Организацию отношений между участниками:

  • Построение инклюзивного процесса в группе детского сада

  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка

  • Составление индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.

  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Задачи организации совместной деятельности:

создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);

формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;

развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;

развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки саморегуляции и самообслуживания.)

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах

  • индивидуальные занятия со специалистами

  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

  • совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

  • прием пищи

  • дневной сон

  • фронтальные занятия

  • детско-родительские группы

  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции.

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИНВОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • РЕБЕНОК с ООП: — формирование толерантного отношения к лицам с ООП.

  • ДЕТИ группы: — модель социального поведения в обществе

  • ВОСПИТАТЕЛЬ группы: — осуществляет и отслеживает этапы социализации ребенка с ООП в группе

ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе;

ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве;

МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада;

ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ.

Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии:

-поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн).

Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства.