«Использование приемов технологии РКМ на уроках биологии»
Учитель биологии МБОУ «Евлаштауская СОШ Сабинского муниципального района РТ» Файзыханова Айсылу Илясовна
- Цель: Ознакомить педагогов с технологией развития критического мышления и научить использовать приемы технологии в своей педагогической деятельности.
- «Критическое мышление» представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения »
- «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов»
- Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..»
Г. Линдсей, К.Хайлл, Р. Томпсон
- В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
модель технологии
ВЫЗОВ
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:
- побуждение ученика к активной деятельности.
ОСМЫСЛЕНИЕ
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время вызова
РЕФЛЕКСИЯ
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще непознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Технологические приемы
Прием “Корзина идей, понятий, имен»
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- 1) Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
- 2) Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут
- 3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- 4) Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей.
«Кто меня слышит...»
- Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».
- Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.
- Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».
- Некоторые ученики поднимают обе руки.
- Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».
- Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.
- Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».
- После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.
- Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.
Игровой прием «мешок вопросов»
- Учитель. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
- Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
- Пожалуйста, заверните записку, и положите ее в мешок».
- Теперь каждый по очереди возьмет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
- В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
Трехчастный дневник (З-Х-У)
Учитель предлагает разделить доску на три колонки, озаглавленные: «знаю», «хочу знать», «узнал». Учащиеся воспроизводят в тетрадях такую же таблицу.
знаю
хочу знать
узнал
Двухчастный дневник
- Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике.
Какая часть текста произвела впечатление? (цитата)
Комментарии (почему?)
“ Написание эссе”
- Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полтора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще.
ИНСЕРТ - прием маркировки текста.
- Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки
«+»-знак «плюс» обозначает новую для ученика информацию
«-»-знак «минус» ставится в том случае, если прочитанное противоречит тому, что он уже знал
«?»-знак «вопроса» обозначает непонятную информацию
« ͮ »-«галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает
«Чтение со стопами»
- Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы.
- Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?
Составление аналитических схем, кластеров
- Овладению материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней иерархических связей, главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строение и значение.
Дерево ожиданий
- Цель: учащиеся самостоятельно формируют свои ожидания от урока.
- Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.
- Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.
«Толстые и тонкие вопросы»
- Толстые и тонкие вопросы, так же как и вопросы Блума эффективны как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Например, для организации взаимоопроса, после изучения темы учащимся предполагает сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем учащиеся опрашивают друг друга, используя свои таблицы.
- С помощью этих приемов учащиеся учатся мыслить, выделять в тексте главную и соподчиненные мысли, уметь формулировать их в воспитательной форме.
«Толстые и тонкие вопросы»
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «Какова связь между временем года и поведением человека?»
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?».
Начинаются со слов:
Почему?
В чем различие?
Начинаются со слов:
Что, если….?
Кто?
Какой вывод?
Что?
Когда?
Каковы аргументы?
Верно ли?
Чем можно доказать?
Каковы последствия?
Согласны ли вы?
Будет ли?
Ромашка Блума
1. Простые вопросы — отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы- "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?"..
4. Творческие вопросы- содержат частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем водоросли отличаются от мхов?" и т.д.
6. Практические вопросы- вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?"
Использование приема группировки
- Обучающимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать , объединив по общим признакам по следующему алгоритму: а) сравнить понятия; б) выделить общие признаки; в) сгруппировать.
СИНКВЕЙН
- В переводе с французского слово « синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания :
- На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.