СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя инновация в образовании

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приемов  технологии РКМ на уроках биологии 

Просмотр содержимого документа
«Моя инновация в образовании»

«Использование приемов технологии РКМ на уроках биологии» Учитель биологии МБОУ «Евлаштауская СОШ Сабинского муниципального района РТ» Файзыханова Айсылу Илясовна

«Использование приемов технологии РКМ на уроках биологии»

Учитель биологии МБОУ «Евлаштауская СОШ Сабинского муниципального района РТ» Файзыханова Айсылу Илясовна

Цель: Ознакомить педагогов с технологией развития критического мышления и научить использовать приемы технологии в своей педагогической деятельности.
  • Цель: Ознакомить педагогов с технологией развития критического мышления и научить использовать приемы технологии в своей педагогической деятельности.
«Критическое мышление» представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения » «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов» Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Г. Линдсей, К.Хайлл, Р. Томпсон
  • «Критическое мышление» представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения »
  • «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов»
  • Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..»

Г. Линдсей, К.Хайлл, Р. Томпсон

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
  • В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
модель технологии ВЫЗОВ актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний: побуждение ученика к активной деятельности.

модель технологии

ВЫЗОВ

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:
  • побуждение ученика к активной деятельности.
   ОСМЫСЛЕНИЕ   активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время вызова

ОСМЫСЛЕНИЕ

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время вызова
РЕФЛЕКСИЯ целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

РЕФЛЕКСИЯ

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Технологические приемы Прием “Корзина идей, понятий, имен» Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 1) Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). 2) Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут 3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 4) Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей.

Технологические приемы

Прием “Корзина идей, понятий, имен»

  • Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • 1) Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
  • 2) Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут
  • 3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • 4) Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей.
«Кто меня слышит...» Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают обе руки.   Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него. Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

«Кто меня слышит...»

  • Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».
  • Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.
  • Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».
  • Некоторые ученики поднимают обе руки.
  •   Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».
  • Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.
  • Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».
  • После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.
  • Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.
Игровой прием «мешок вопросов» Учитель.  Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.  (Учащимся дается время на чтение текста.) Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.  (Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.) Пожалуйста, заверните записку, и положите ее в мешок». Теперь каждый по очереди возьмет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя. В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.

Игровой прием «мешок вопросов»

  • Учитель.  Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

  • Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

  • Пожалуйста, заверните записку, и положите ее в мешок».
  • Теперь каждый по очереди возьмет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
  • В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
Трехчастный дневник (З-Х-У) Учитель предлагает разделить доску на три колонки, озаглавленные: «знаю», «хочу знать», «узнал». Учащиеся воспроизводят в тетрадях такую же таблицу. знаю хочу знать узнал

Трехчастный дневник (З-Х-У)

Учитель предлагает разделить доску на три колонки, озаглавленные: «знаю», «хочу знать», «узнал». Учащиеся воспроизводят в тетрадях такую же таблицу.

знаю

хочу знать

узнал

Двухчастный дневник  Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике. Какая часть текста произвела впечатление? (цитата) Комментарии (почему?)

Двухчастный дневник

  • Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике.

Какая часть текста произвела впечатление? (цитата)

Комментарии (почему?)

“ Написание эссе” Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полтора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще.

Написание эссе”

  • Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полтора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще.
ИНСЕРТ - прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки  «+»-знак «плюс» обозначает новую для ученика информацию  «-»-знак «минус» ставится в том случае, если прочитанное противоречит тому, что он уже знал  «?»-знак «вопроса» обозначает непонятную информацию  « ͮ »-«галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает

ИНСЕРТ - прием маркировки текста.

  • Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки

«+»-знак «плюс» обозначает новую для ученика информацию

«-»-знак «минус» ставится в том случае, если прочитанное противоречит тому, что он уже знал

«?»-знак «вопроса» обозначает непонятную информацию

« ͮ »-«галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает

«Чтение со стопами» Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?

«Чтение со стопами»

  • Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы.
  • Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?

Составление аналитических схем, кластеров Овладению материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней иерархических связей, главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строение и значение.

Составление аналитических схем, кластеров

  • Овладению материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней иерархических связей, главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строение и значение.
Дерево ожиданий Цель: учащиеся самостоятельно формируют свои ожидания от урока. Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч. Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

Дерево ожиданий

  • Цель: учащиеся самостоятельно формируют свои ожидания от урока.
  • Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.
  • Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.
«Толстые и тонкие вопросы» Толстые и тонкие вопросы, так же как и вопросы Блума эффективны как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Например, для организации взаимоопроса, после изучения темы учащимся предполагает сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем учащиеся опрашивают друг друга, используя свои таблицы. С помощью этих приемов учащиеся учатся мыслить, выделять в тексте главную и соподчиненные мысли, уметь формулировать их в воспитательной форме.

«Толстые и тонкие вопросы»

  • Толстые и тонкие вопросы, так же как и вопросы Блума эффективны как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Например, для организации взаимоопроса, после изучения темы учащимся предполагает сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем учащиеся опрашивают друг друга, используя свои таблицы.
  • С помощью этих приемов учащиеся учатся мыслить, выделять в тексте главную и соподчиненные мысли, уметь формулировать их в воспитательной форме.
«Толстые и тонкие вопросы» «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «Какова связь между временем года и поведением человека?» В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?». Начинаются со слов: Почему?   В чем различие? Начинаются со слов: Что, если….? Кто? Какой вывод? Что? Когда? Каковы аргументы? Верно ли? Чем можно доказать? Каковы последствия? Согласны ли вы? Будет ли?

«Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «Какова связь между временем года и поведением человека?»

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?».

Начинаются со слов:

Почему?

 

В чем различие?

Начинаются со слов:

Что, если….?

Кто?

Какой вывод?

Что?

Когда?

Каковы аргументы?

Верно ли?

Чем можно доказать?

Каковы последствия?

Согласны ли вы?

Будет ли?

Ромашка Блума 1. Простые вопросы — отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию:

Ромашка Блума

1. Простые вопросы — отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы- "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".

3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?"..

4. Творческие вопросы- содержат частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем водоросли отличаются от мхов?" и т.д.

6. Практические вопросы- вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?"

Использование приема группировки Обучающимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать , объединив по общим признакам по следующему алгоритму:  а) сравнить понятия;  б) выделить общие признаки;  в) сгруппировать.

Использование приема группировки

  • Обучающимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать , объединив по общим признакам по следующему алгоритму: а) сравнить понятия; б) выделить общие признаки; в) сгруппировать.
 СИНКВЕЙН   В переводе с французского слово « синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания : На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.       Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

СИНКВЕЙН

  • В переводе с французского слово « синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания :

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  •       Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
 Технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.