СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моторная алалия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Моторная алалия" рассматриваются несколько вариантов определения термина "моторная алалия". Автор остановился на этиологии и патогенезе моторной алалии.

Просмотр содержимого документа
«Моторная алалия»

2


Моторная алалия.

Для родителей, имеющих детей с нарушениями речи, нет большего несчастья, если ребенок не говорит или заикается. Сегодня темой нашего разговора будет моторная алалия.

Существует несколько определений моторной алалии. На слайде представлено определение Татьяны Григорьевны Визель.

Алалия – это недоразвитие или глубокое нарушение развития речи, у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.

Рассмотрим основные составляющие этого определения.

Недоразвитие речи проявляется в ее отсутствии или крайне малом объеме в период онтогенеза.

Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая-либо одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, синтаксическая.

Обусловленность алалии патологией ЦНС в доречевой период указывает на то, что алалия – следствие каких-либо ранних патологических влияний на головной мозг ребенка.

Отнесенность патологии преимущественно к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены в основном не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшее отделы ЦНС.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов. Это недоразвитие может быть врожденным или рано приобретенным (в доречевом периоде).

Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т.е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних поражениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затрудненной.

Валерий Анатольевич Ковшиков, основываясь на том, что при моторной алалии первично нарушается экспрессивная речь, заменил «термин моторная алалия» термином «экспрессивная алалия»

Экспрессивная алалия – есть патологическое усвоение в онтогенезе единиц языка и особенно – правил его функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства всех или части языковых операций (семантических, лексических, синтаксических, морфологических, морфосинтаксических и фонематических) при сохранности неязыковых семантических операций и операций моторных (артикуляторных). Говоря о сохранности неязыковых семантических операций и операций моторных Ковщиков имел в виду экспрессивну алалию как нозологическую единицу, так называемые «чистые» ее случаи.

Александр Николаевич Корнев дает следующее определение

Моторная алалия – мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказывания.

По вопросу об этиологии (причинам) алалии и ее патогенезу (мозговых механизмах) в литературе не имеется единства мнения. Одни авторы отдают предпочтения биологическим факторам, другие – социально-психологическим, третьи – наследственности, четвертые считают, что наследственный фактор не играет принципиальной роли в возникновении алалии.

Сторонники того, что алалия – следствие органического поражения головного мозга, наиболее опасным этиологических факторов считают гипоксию и асфиксию. На асфиксию как наиболее вероятную причину развития алалии указывают такие авторы как МАстюкова, Лебедев, Гуровец, Ковшиков, Корнев.

Следует отметить, однако, что по многочисленным наблюдениям клиницистов, далеко не у всех детей, в анамнезе которых имеются вышеперечисленные осложнения, появляется алалия. У некоторых нормально развивающихся в речевом отношении детей отмечены асфиксия и различные двусторонние поражения мозга, не повлиявшие отрицательным образом на речевой механизм.

Нейропсихологический подход объясняет, почему очаговые поражения речевых зон мозга не вызывают у большинства детей алалии, в то время как у взрослых приводит к афазии. Решающую роль играет здесь признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности. Он позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации. Однако это возможно лишь при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Причина этого состоит в пластичности, свойственной детскому мозгу, неповрежденные участки которого при необходимости включатся в компенсаторный процесс.

Взгляды разных ученых на роль наследственности в этиологии алалии также не одинаковы. Ковшиков провел специальное исследование данной проблемы. Он сообщает, что наследственность имеет место лишь в малом числе случаев – примерно в 16% от общего числа алаликов. Корнев в своих исследованиях приводит другие цифры – 43%.

В группу риска попадают и дети, рождающиеся ослабленными и перенесшие до года тяжелые заболевания мозга, и прежде всего нейроинфекции, а также дети, получившие до года травмы головы.

Наблюдающиеся у многих детей с алалией в ранний период их жизни частые соматические заболевания и разного рода отрицательные социально-психологические влияния, усугубляют действие предшествующих вредоносных факторов биологического характера и в совокупности с ними расстраивают процесс усвоения языка

Чаще всего алалию вызывает не один фактор, а комплекс причин эндогенного и экзогенного характера.

Механизм алалии еще плохо изучен.