СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по СР ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по СР ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов


по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки















Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония, по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки













Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.

Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений;

  • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:

Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония, специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония, изучается в течении 4 семестров, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 62 часа.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и требованиям рабочей программы учебной дисциплины ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония:

умения:

- выполнять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений, модуляций); гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии), фактурного изложения материала (типов фактур), метроритма, музыкального синтаксиса;

- использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

знания:

- свойства музыкальных звуков,

- правила нотной записи,

- понятия метра и ритма; звукоряда, лада и тональности; интервалов и аккордов; альтерации; отклонения и модуляции; тональной и модальной системы; мелодии; музыкального склада;

- типы фактур; типы изложения музыкального материала;

- общие законы музыкальной формы и элементы музыкального синтаксиса.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Необходимой д профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Элементарная теория музыки.

20

Тема 1.1. Музыкальный звук. Нотное письмо.

2

Тема 1.2. Транспозиция.

1

Тема 1.3. Ритм. Метр. Темп.

2

Тема 1.4. Лады.

2

Тема 1.5. Интервалы.

2

Тема 1.6. Аккорды.

2

Тема 1.7. Типы тональных соотношений.

Тональности первой степени родства.

1


Тема 1.8. Хроматизм. Альтерация.

2

Тема 1.9. Мелодия.

2

Тема 1.10. Строение музыкальной речи.

1

Тема 1.11. Период.

1

Тема 1.12. Фактура.

1

Тема 1.13. Мелизмы.

1

Раздел 2. Гармония.

42

Тема 2.1. Четырехголосный склад. Трезвучия.

1

Тема 2.2. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта,

доминанта).

1

Тема 2.3. Перемещение аккордов.

1

Тема 2.4. Каденция, период, предложение.

1

Тема 2.5. Гармонизация мелодии в форме периода.

1

Тема 2.6. Гармонизация баса.

2

Тема 2.7. Скачки терций.

1

Тема 2.8. Секстаккорды главных ступеней лада.

1

Тема 2.9. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.

1

Тема 2.10. Доминантсептаккорд (D7)

2

Тема 2.11. Понятие о неаккордовых звуках.

1

Тема 2.12. Полная функциональная система мажора и

минора.

2

Тема 2.13. Секстаккорд и трезвучие II ступени.

1

Тема 2.14. Гармонический мажор.

2

Тема 2.15. Трезвучие VI ступени. Прерванные обороты.

1

Тема 2.16. Септаккорд II ступени.

2

Тема 2.17. Вводные септаккорды.

2

Тема 2.18. Доминантннаккорд (D9)

1

Тема 2.19. Разновидности аккордов доминантовой

группы.

1

Тема 2.20. Натуральный минор во фригийских оборотах.

1

Тема 2.21. Диатонические (тональные) Секвенции.

2

Тема 2.22. Двойная доминанта (DD) в каденции.

1

Тема 2.23. Двойная доминанта (DD) внутри построения.

1

Тема 2.24. Альтерация аккордов двойной доминанты.

1

Тема 2.25. Типы тональных соотношений.

1

Тема 2.26. Отклонение. Хроматическая система.

2

Тема 2.27. Модуляция.

1

Тема 2.28. Модуляция в тональности первой степени родства.

2

Тема 2.29. Альтерация аккордов доминантовой группы.

1

Тема 2.30. «Неаполитанская» субдоминанта и II56 с повышенной примой.

1

Тема 2.31. Органный пункт.

1

Тема 2.32. Мажоро-минорные системы.

1

Тема 2.33. Подбор аккомпанемента к песням и романсам с использованием пройденных гармонических средств.

1



Виды и формы самостоятельной работы студентов по

ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония

    • Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).

    • Выполнение практико- ориентированных заданий.

    • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

    • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе.

    • Работа со справочной литературой.

    • Составление тестовых заданий по заданной теме.

    • Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.



Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

  1. Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.

  2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.

2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала;

- грамотное использование справочной литературы.

5. Работа со справочной литературой.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

  2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

- качественное выполнение всех этапов работы;

- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

- правильное оформление выводов работы;

- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.



Перечень рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М: Музыка, 2009. - 254 с.

2. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. -М: Музыка, 2009. – 334 с.

3. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М: Музыка, 2008. -

Гармония

1. Абызова Е.А. Гармония. - М: Музыка. 2009. - 383 с..

2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. - М: Музыка. 20012. - 480 с..

3. Дубовский И., Учебник гармонии. - М: Музыка. 2010. - 480 с.

4. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. - М: Музыка. 2009. - 240 с.

5. Справочник по музыкальной грамоте. - М: Музыка. 2009. - 88 с.

6. Дубовский И., Учебник гармонии. -М: Музыка.2011. -312 с. Дополнительные источники:

1. Дьякова Л. Гармония в музыке ХХ века. - М., 2014.

2. Мутли А.Ф. Сборник задачи по гармонии. -М.: Музыка. 2014. – 152 с.

3. Мясоедов А.Н. Задачи по гармонии. - М: Музыка. 2009. - 111 с..

4. Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии. - М., 2010.

5. Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык: Учебное пособие по курсу музыкального анализа для музыкально- педагогического факультета педагогического вуза. - М., 2012.

6. Сборник задач по гармонии. М: Музыка. 2013. - 149 с.

Электронные ресурсы:

1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»).



Задания для самостоятельного выполнения

по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по ОП.09 Элементарная теория музыки, гармония для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.

Раздел 1. Элементарная теория музыки (20 часов ВСР)

Тема 1.1. Музыкальный звук. Нотное письмо. (2 часа)

  1. Выучить нотные ключи, знаки, ноты.

  2. Написать обертоновые ряды, нотные фрагменты в разных ключах.

  3. Построить натуральный звукоряд от «Ре», найти указанные интервалы и аккорды (малые терции, уменьшенную квинту, малый мажорный септаккорд).

  4. Определить звуки, написанные в различный ключах, записать в соответствующем ключе данные звуки.

  5. Играть гаммы, в том числе хроматические, интервалы и аккорды, употребляя буквенные названия звуков.

Вид контроля: проверка умения строить обертоновые ряды и ориентироваться в музыкальных ключах.

Тема 1.2. Транспозиция. (1 час)

1. Строить от данного звука вверх и вниз диатонические и хроматические полутоны, и тоны.

2. Сделать возможные энгармонические замены данных звуков.

Вид контроля: проверка умения транспонировать музыкальные построения.

Тема 1.3. Ритм. Метр. Темп. (2 часа)

1. Дать основные определения (ритм, такт, синкопа).

  1. Знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения, динамических оттенков.

  2. Сгруппировать длительности в данном размере с определенной высотой звука (мелодии) или без определенной высоты.

  3. Определить особые виды ритмического деления.

  4. Определить размеры по группировке.

  5. Знать темповые обозначения, термины характера исполнения, размер в произведениях, изучаемых в классе по специальности, фортепиано, музыкальной литературы.

Вид контроля: проверка умения группировать длительности.

Тема 1.4. Лады. (2 часа)

  1. Дать определения основным понятиям (например, лад, тональность, кварто-квинтовый круг тональностей, переменный лад и т.п.).

  2. Определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или неустойчивой ступени.

  3. Определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями).

  4. Строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды.

  5. Определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности (три вида мажора и минора, параллельно-переменный лад, дважды увеличенный лад и т.д.).

  6. Назвать произведения или части, написанные в редких тональностях; знать тональности наиболее значительных произведений различных композиторов (в зависимости от специальности).

  7. Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на заданные ступени, с использованием тритонов и характерных интервалов.

Вид контроля: проверка умения строить и определять лады.

Тема 1.5. Интервалы. (2 часа)

Письменно

1. Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные интервалы (в том числе составные); назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов.

2. Строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам.

  1. Определить данные интервалы, отметить диатонические и хроматические, разрешить, сделать обращение данных интервалов.

4.Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить.

5. В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические, характерные, тритоны).

6. Сделать энгармоническую замену интервалов (пассивную или активную).

Устно

1. Дать определения основным понятиям.

  1. Играть последовательности интервалов по цифровкам, группы интервалов в тональности с разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы, тритоны); данный интервал, группу интервалов (характерные, тритоны с разрешением).

  2. Строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим разрешением в различные тональности.

  3. Проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в выразительном плане интервалы в произведениях по специальности.

Вид контроля: проверка умения строить и определять интервалы.

Тема 1.6. Аккорды. (2 часа)

Письменно

  1. Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с разрешениями). Разрешить их в возможные тональности.

  2. Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить тональность, разрешить.

  3. Определять в аккордах заданные тоны.

  4. В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить.

  5. Сделать энгармоническую замену данных аккордов (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд), определить полученные аккорды. Разрешить.

  6. Написать последовательность по цифровке.

Устно

  1. Дать определения основным понятиям.

  2. Играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов, секундаккордов).

  3. Строить в данной тональности аккорды всех ступеней и их обращения с разрешениями.

  4. Играть увеличенное трезвучие и уменьшенный септаккорд с энгармоническими заменами.

  5. Привести примеры из произведений по специальности на разные виды аккордов.

Вид контроля: проверка умения строить и разрешать аккорды.

Тема 1.7. Типы тональных соотношений. Тональности первой степени родства. (1 час).

    1. Устное определение тональностей, родственных для данной, определение смены тональностей в нотных примерах.

Вид контроля: проверка умения находить тональности первой степени родства к данной.

Тема 1.8. Хроматизм. Альтерация. (2 часа).

Письменно

      1. Построение (письменно и на фортепиано) хроматических интервалов и альтерированных аккордов.

      2. Записать хроматические гаммы мажора и минора.

      3. Определить данные хроматические интервалы и разрешить во всех возможных тональностях.

      4. Определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех возможных тональностях.

      5. Построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например, все увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.).

      6. Построить и разрешить в тональности группы интервалов (например, уменьшенные интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную ступень и т.п.).

Устно

1. Играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с разрешением.

2. Читать хроматические гаммы мажора и минора.

3. Называть родственные тональности.

4. Играть секвенции по родственным тональностям на мотивы из нескольких интервалов или аккордов.

Вид контроля: проверка умения строить хроматические гаммы, строить и разрешать хроматические интервалы.

Тема 1.9. Мелодия. (2 часа).

  1. Анализ мелодий в нотных примерах.

  2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

Вид контроля: проверка умения анализировать данные мелодии.

Тема 1.10. Строение музыкальной речи. (1 час).

1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

3. Играть виды секвенций, используя материал ранее пройденных тем.

4. Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по специальности.

Вид контроля: проверка умения ориентироваться в музыкальной речи.

Тема 1.11. Период. (1 час).

1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

3. Играть виды секвенций, используя материал ранее пройденных тем.

4. Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по специальности.

Вид контроля: проверка умения анализировать построения в форме периода.

Тема 1.12. Фактура. (1 час).

  1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

  2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

Вид контроля: проверка умения анализировать различные виды фактур.

Тема 1.13. Мелизмы. (1 час).

  1. Письменные задания на применение и расшифровку мелизмов.

  2. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и выполнить следующие задания: указать вид размера, определить тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее наличии), найти, выписать и разрешить хроматические интервалы, перевести термины.

  3. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические, характерные) и разрешить в возможные тональности 2-3 из них.

  4. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.

Вид контроля: проверка умения расшифровывать мелизмы.



Раздел 2. Гармония.

Тема 2.1. Четырехголосный склад. Трезвучия. (1 час).

Письменные задания на соединение трезвучий главных функций.

    1. Определить тип и вид аккордов:

1 2 3 4 5 6 7 8



Методические рекомендации: Нужно определить является ли данный аккорд трезвучием или его обращением; либо септаккордом или его обращением. Техника определения сводится к следующему: не обращая внимания на знаки, записываем все звуки аккорда в первой октаве, выбрасываем повторяющийся тон (если он имеется) – если остается три звука, то это трехзвучный аккорд, четыре – четырехзвучный. Затем определяем, какой тон аккорда находится в басу – если основной, то это трезвучие (септаккорд), если терцовый – секстаккорд (квинтсекстаккорд), квинтовый – квартсекстаккорд (терцквартаккорд), септимовый - (секундаккорд).

    1. Построить данные трезвучия в нотной тетради в тесном и широком расположении во всех возможных мелодических положениях:

Методические рекомендации: Каждое из трезвучий нужно построить в шести вариантах: в трех мелодических положениях (примы, терции, квинты) тесного расположения и в трех широкого.

    1. Поочередно представляя звук «ля» примой, терцией, квинтой трезвучия в тесном и широком расположении найдите 12 вариантов гармонизации этого звука:

    1. Играть на фортепиано: мажорное трезвучие (до – ми – соль) и минорное трезвучие (ля – до – ми) в шести положениях.

Методические рекомендации:

Техника построения трезвучия на фортепиано сводится к следующему:

- определяются звуки, входящие в состав данного аккорда;

- левой рукой берется бас - основной тон трезвучия;

- пятым пальцем правой руки берется тот звук, в мелодическом положении которого должно прозвучать трезвучие;

- в зависимости от расположения трезвучия берутся звуки средних голосов. При тесном расположении звуки альта и тенора удобнее брать правой рукой, при широком – два нижних голоса удобнее брать левой рукой, два верхних – правой.

Вид контроля: проверка умения сыграть полный гармонический оборот.

Тема 2.2. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий (тоника, субдоминанта, доминанта). (1 час).

Письменные задания на соединение трезвучий главных функций.



      1. Определите тональность, мелодическое положение и расположение аккордов:



      1. Постройте в заданных тональностях трезвучия главных и побочных ступеней:

G – dur h – moll B – dur a – moll D – dur e – moll

3тS 5шT 1шD 5тVI 3шVI 1тVII

Вид контроля: проверка умения сыграть полный гармонический оборот.

Тема 2.3. Перемещение аккордов. (1 час).

Выполнение перемещений трезвучий письменно и на фортепиано.

        1. Гармонизовать фразы:

Вид контроля: проверка умения играть и строить письменно перемещение трезвучий.

Методические рекомендации:

Гармонизацию фразы производить по плану:

- определить тональность; подписать обозначение тональности вверху (над сопрано);

- на черновике построить трезвучия T, S, D в этой тональности;

- наметить функции, то есть определить функциональное значение каждого звука мелодии; подписать обозначения аккордов внизу (под линией баса);

- запомните: нельзя повторять одну и ту же функцию через тактовую черту;

- выделить в мелодии большие мелодические скачки (шире кварты) и обозначить обязательную в них смену расположения: в верхнем звуке скачка буквой - ш (широкое расположение), в нижнем – т (тесное);

- помните, что звуки при скачке гармонизуются одной гармонической функцией;

- начать гармонизацию с широких скачков;

- продолжить гармонизацию вправо и влево от скачка, как бы привязывая к нему аккорды и не меняя заданного расположения;

- закончить гармонизацию: проверить правильность удвоения и расположения в аккордах; соединение аккордов – запрещено одностороннее движение всех голосов, параллельные кварты, квинты, октавы; проследить плавность (ходы не больше терции) мелодической линии каждого голоса, кроме баса; помните квартовый скачок в среднем голосе (альт, тенор) допускается только при смене расположения.

2. Построить и сыграть на фортепиано аккордовую последовательность:

a – moll

1тt 3шt 1тt | 5тS 1шS 3шS | 1шD 5тD 3тD | 1тt ||

Тема 2.4. Каденция, период, предложение. (1 час).

Строить письменно и на фортепиано пройденные соединения аккордов.

          1. Устный анализ музыкальных построений в форме периода по плану:

- уяснить форму каждого из них (квадратный, неквадратный период, период с дополнением);

- установить границы более мелких построений (предложений, фраз) и расставить цезуры;

- определить тип каденций (серединная, заключительная, дополнительная);

- выполнить поаккордовый анализ, дать полное определение каденциям (полная совершенная, половинная автентическая и т.д.).

Й. Гайдн. Соната для ф.-п.



Ф. Мендельсон. Песня без слов.

        1. Письменно проанализировать период по плану

Й. Гайдн. Соната Es – dur.

Примерная схема письменного анализа:

Период (10 тактов)

1-е предложение (4 такта), половинная автентическая каденция (T-D);

2-e предложение (4 такта) полная совершенная заключительная каденция (S-D-T) + дополнительная плагальная каденция (2 такта);

Вид контроля: проверка умения играть различные каденции.

Тема 2.5. Гармонизация мелодии в форме периода. (1 час).

Письменная гармонизация данных мелодий; анализ каденций в нотных примерах.

          1. Письменно гармонизовать мелодии:

Вид контроля: проверка умения анализировать мелодии в форме периода и расставлять гармонические функции.

Тема 2.6 Гармонизация баса. (2 часа).

  1. Письменная гармонизация басовых задач.

  1. Игра аккордов по цифровке.

Вид контроля: проверка умения гармонизовать данные басы.

Тема 2.7. Скачки терций. (1 час)

Гармонизация задач на скачки терцовых тонов, игра примеров по теме. Вид контроля: проверка умения играть секвенцию со скачками терцовых тонов.

Тема 2.8. Секстаккорды главных ступеней лада. (1 час)

Решение задач по теме, игра примеров на фортепиано.

Вид контроля: проверка умения решать задачи на секстаккорды.

Тема 2.9. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. (1 час)

Письменные и устные (на фортепиано) задания по теме.

Вид контроля: проверка умения применять в задачах квартсекстаккорды.

Тема 2.10. Доминантсептаккорд (D7). (2 часа)

      1. Игра на фортепиано примеров по теме.

Вид контроля: проверка умения играть и решать задачи на Д7 и его обращения.

Тема 2.11. Понятие о неаккордовых звуках. (1 час)

Играть гармонические последовательности с неаккордовыми звуками.

Проанализируйте неаккордовые звуки в следующих примерах.

Методические рекомендации:

После установления вида данного неаккордового звука можно обозначить его буквой: в – вспомогательный, п – проходящий, з – задержание, пр – предъем.

1. Р. Шуман «Карнавал. Киарина»

П. Чайковский «Времена года. Июнь»



Д. Шостакович «Полька-шарманка»



М. И. Глинка из оперы «Жизнь за царя» Вальс.

Тема 2.12. Полная функциональная система мажора и минора. (2 часа)

Играть гармонические последовательности по теме.

Тема 2.13. Секстаккорд и трезвучие II ступени. (1 час)

Письменное решение задач и игра на фортепиано каденций и гармонических оборотов с II6 и II35.

Вид контроля: проверка умения играть гармонические обороты с аккордами II ступени.

Тема 2.14. Гармонический мажор. (2 часа)

Решение задач на гармонический мажор.

Тема 2.15. Трезвучие VI ступени. Прерванные обороты. (1 час)

Решение задач и игра прерванных оборотов.

Вид контроля: проверка умения играть прерванные обороты и гармонизовать их в задачах.

Тема 2.16. Септаккорд II ступени. (2 часа)

        1. Решение задач и игра аккордовых цепочек с септаккордами II ступени, сочинение собственного периода.

        2. Гармонический анализ нотных примеров.

Вид контроля: проверка умения играть гармонические обороты и решать задачи на II7.

Тема 2.17. Вводные септаккорды. (2 часа)

          1. Решение задач и игра аккордовых цепочек с септаккордами VII ступени, игра собственного периода.

          2. Гармонический анализ нотных примеров.

Вид контроля: проверка умения играть гармонические обороты и решать задачи на VII7.

Тема 2.18. Доминантннаккорд (D9). (1 час)

Гармонический анализ нотных примеров.

Вид контроля: проверка умения играть гармонические обороты и решать задачи на D9.

Тема 2.19. Разновидности аккордов доминантовой группы. (1 час)

Игра на фортепиано аккордовых цепочек по теме.

Вид контроля: проверка умения играть гармонические обороты и гаммы.

Тема 2.20. Натуральный минор во фригийских оборотах. (1 час)

Решение задач и игра примеров по теме.

Вид контроля: проверка умения играть фригийские обороты.

Тема 2.21. Диатонические (тональные) секвенции. (2 часа)

            1. Решение задач и игра примеров по теме.

            2. Игра собственного периода, включающего секвенции.

Вид контроля: проверка умения играть диатонические секвенции.

Тема 2.22. Двойная доминанта (DD) в каденции. (1 час)

Решение задач и игра аккордов DD.

Вид контроля: проверка решения задач на ДД7.

Тема 2.23. Двойная доминанта (DD) внутри построения. (1 час)

Решение задач и игра оборотов с DD.

Вид контроля: проверка решения задач на ДД7.

Тема 2.24. Альтерация аккордов двойной доминанты. (1 час)

Решение задач, игра аккордовых цепочек с альтерированной ДД, анализ нотных примеров.

Вид контроля: проверка решения задач на альтерированную ДД7.

Тема 2.25. Типы тональных соотношений. (1 час)

Анализ музыкальных произведений.

Тема 2.26. Отклонение. Хроматическая система. (2 часа)

              1. Решение задач, анализ нотных примеров на отклонения.

              2. Игра на фортепиано аккордовых цепочек с отклонениями.

Вид контроля: проверка умения играть и решать задачи на отклонения.

Тема 2.27. Модуляция. (1 час)

Анализ примеров на модуляции.

Тема 2.28. Модуляция в тональности первой степени родства. (2 часа)

Решение задач, анализ нотных примеров.

Игра на фортепиано модулирующего периода. Вид контроля: проверка игры сочинённого периода.

Тема 2.29. Альтерация аккордов доминантовой группы. (1 час)

Гармонический анализ нотных примеров, игра аккордовых цепочек.

Вид контроля: проверка умения строить альтерированные аккорды на фортепиано

Тема 2.30. «Неаполитанская» субдоминанта и II56 с повышенной примой. (1 час)

Играть гармонические обороты на пройденные аккорды. Гармонический анализ по теме.

Тема 2.31. Органный пункт. (1 час)

Анализ отрывков из музыкальных произведений.

Тема 2.33. Подбор аккомпанемента к песням и романсам с использованием пройденных гармонических средств. (1 час)

Анализ формы небольших произведений, игра аккомпанемента к данным мелодиям, решение задач.

Вид контроля: проверка умения играть песни по слуху.

29