СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика в детском саду»

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Фундаментом музейной педагогики является погружение ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества.

2023 год – юбилейный год для города Полевской. В связи с этим праздником в детском саду в каждой группе был открыт мини-музей «Полевской». В наше группе к305-и летию был создан мини-музей «Мой край-мой Полевской».

Профиль мини-музея: историко-краеведческий.

Цель создания музея: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Урала, природным особенностям.

Задачи:

 формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Урала, русского народа;

 формировать интерес к прошлому и настоящему края, страны;

 воспитывать ребенка как личность, осознающую свои корни и национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

 развивать эмоционально - ценностное отношение к краю, стране.

Адресованность экскурсионно - массовой работы в мини-музее: - дети, посещающие детский сад, дети группы, родители дошкольников, педагоги.

Аспекты музейной деятельности.

Направления деятельности мини - музея:

 пополнение фондов мини - музея материалами, экспонатами;

 изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;

 осуществление создания экспозиций, выставок;

 проведение экскурсий, тематических занятий для воспитанников, родителей и педагогов.

Принципы функционирования мини – музея:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

  • принцип опоры на интересы ребенка;

  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

  • принцип наглядности;

  • принцип доступности;

  • принцип полифункциональности;

  • принцип последовательности;

  • принцип сотрудничества и взаимоуважения;

Формы организации деятельности в мини-музее.

Совместная деятельность

- НОД в форме занятий - экскурсий;

- мастер-классы для детей по изготовлению продуктов детской деятельности;

- познавательно-исследовательская деятельность в форме бесед, игр-путешествий, исследования и экспериментирования, проведение квестов.


Самостоятельная деятельность

- исследовательская деятельность, сбор сведений, информации о предмете, объекте;

- изобразительная деятельность по теме бесед, представленных экспозиций или по замыслу ребенка.

Взаимодействие с родителями

- экскурсии для родителей;

- рекомендации родителям по посещению действующих в музее выставок; - участие в тематических мастер-классах;

- поиск и предоставление экспонатов для оформления экспозиций;

- изготовление дидактических игр для музея по краеведению;

- изготовление детско-взрослых творческих работ для оформления экспозиций музея;

- оформление альбомов для музея.

Содержание работы с детьми в мини-музее

Введение в мир музея:

1. Знакомство с правилами посещения музея и их соблюдение.

2. Организация экскурсий, информативная часть которых состоит из фактов, только абсолютно новых для детей.

3. Диалогическое взаимодействие взрослых и детей.

4. Анализ, экспериментирование, высказывание гипотез детьми.

5. Индивидуальное рассматривание экспонатов, вызвавших особый интерес у детей.

Позиция участников образовательного процесса в музейной деятельности: - созерцатели, соавторы, творцы экспозиции; - дизайнеры, художники, экскурсоводы. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Модель проведения экскурсии для детей в мини-музее Познавательный процесс в ходе экскурсии строится в логической последовательности «от простого - к сложному и неизведанному»: - «простое» – информативная часть, которая преподносится в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний; - «сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности; - «неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.

Оформление мини-музея.

Мини-музей расположен в группе, в «центре краеведения.

Рабочее пространство мини-музея: - экспозиции, оформленные в шкафах, витринах;

- мини-библиотека», в ней находится художественная литература, наглядный материал по тематике мини-музея,

- мастерская и центр самостоятельной деятельности; содержит дидактические игры по теме мини-музея, тематические картинки и иллюстрации для рассматривания, материалы для изобразительной деятельности.

Экспозиционная работа.

Из предметов коллекций формируются экспозиции мини-музея, которые являются постоянными и сменными. Экспозиции в течение года могут изменяться, либо обновляются по мере поступления новых экспонатов. Тематика экспозиций взаимосвязана с комплексно-тематическим планом работы учреждения на учебный год – тема периода является основополагающей в выборе тематики выставки, организации экспозиций. В соответствии с планом работы групп педагоги проводят в музее тематические занятия, беседы, экскурсии, организуют деятельность по обследованию экспонатов (рассматривание, экспериментирование, апробирование в действии). Экспонаты музея широко используются педагогами в деятельности: по художественному творчеству, чтению художественной литературы; в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, в организации досугов, утренников.

Экспозиция представляет собой выставки:

•Литературная (книги П.П. Бажова, книги «Полевской»).

•Художественная (Рисунки по произведениям П.П.Бажова, родной город).

•Сувенирная (сувениры, открытки, магниты).

•Макеты (ТПЦ-1, каменный цветок, камень малахит).

•Наглядно-дидактический материал (игры, альбомы, лэпбуки).