Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Фундаментом музейной педагогики является погружение ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества.
2023 год – юбилейный год для города Полевской. В связи с этим праздником в детском саду в каждой группе был открыт мини-музей «Полевской». В наше группе к305-и летию был создан мини-музей «Мой край-мой Полевской».
Профиль мини-музея: историко-краеведческий.
Цель создания музея: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Урала, природным особенностям.
Задачи:
формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Урала, русского народа;
формировать интерес к прошлому и настоящему края, страны;
воспитывать ребенка как личность, осознающую свои корни и национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
развивать эмоционально - ценностное отношение к краю, стране.
Адресованность экскурсионно - массовой работы в мини-музее: - дети, посещающие детский сад, дети группы, родители дошкольников, педагоги.
Аспекты музейной деятельности.
Направления деятельности мини - музея:
пополнение фондов мини - музея материалами, экспонатами;
изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;
осуществление создания экспозиций, выставок;
проведение экскурсий, тематических занятий для воспитанников, родителей и педагогов.
Принципы функционирования мини – музея:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип полифункциональности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения;
Формы организации деятельности в мини-музее.
Совместная деятельность
- НОД в форме занятий - экскурсий;
- мастер-классы для детей по изготовлению продуктов детской деятельности;
- познавательно-исследовательская деятельность в форме бесед, игр-путешествий, исследования и экспериментирования, проведение квестов.
Самостоятельная деятельность
- исследовательская деятельность, сбор сведений, информации о предмете, объекте;
- изобразительная деятельность по теме бесед, представленных экспозиций или по замыслу ребенка.
Взаимодействие с родителями
- экскурсии для родителей;
- рекомендации родителям по посещению действующих в музее выставок; - участие в тематических мастер-классах;
- поиск и предоставление экспонатов для оформления экспозиций;
- изготовление дидактических игр для музея по краеведению;
- изготовление детско-взрослых творческих работ для оформления экспозиций музея;
- оформление альбомов для музея.
Содержание работы с детьми в мини-музее
Введение в мир музея:
1. Знакомство с правилами посещения музея и их соблюдение.
2. Организация экскурсий, информативная часть которых состоит из фактов, только абсолютно новых для детей.
3. Диалогическое взаимодействие взрослых и детей.
4. Анализ, экспериментирование, высказывание гипотез детьми.
5. Индивидуальное рассматривание экспонатов, вызвавших особый интерес у детей.
Позиция участников образовательного процесса в музейной деятельности: - созерцатели, соавторы, творцы экспозиции; - дизайнеры, художники, экскурсоводы. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Модель проведения экскурсии для детей в мини-музее Познавательный процесс в ходе экскурсии строится в логической последовательности «от простого - к сложному и неизведанному»: - «простое» – информативная часть, которая преподносится в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний; - «сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности; - «неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Оформление мини-музея.
Мини-музей расположен в группе, в «центре краеведения.
Рабочее пространство мини-музея: - экспозиции, оформленные в шкафах, витринах;
- мини-библиотека», в ней находится художественная литература, наглядный материал по тематике мини-музея,
- мастерская и центр самостоятельной деятельности; содержит дидактические игры по теме мини-музея, тематические картинки и иллюстрации для рассматривания, материалы для изобразительной деятельности.
Экспозиционная работа.
Из предметов коллекций формируются экспозиции мини-музея, которые являются постоянными и сменными. Экспозиции в течение года могут изменяться, либо обновляются по мере поступления новых экспонатов. Тематика экспозиций взаимосвязана с комплексно-тематическим планом работы учреждения на учебный год – тема периода является основополагающей в выборе тематики выставки, организации экспозиций. В соответствии с планом работы групп педагоги проводят в музее тематические занятия, беседы, экскурсии, организуют деятельность по обследованию экспонатов (рассматривание, экспериментирование, апробирование в действии). Экспонаты музея широко используются педагогами в деятельности: по художественному творчеству, чтению художественной литературы; в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, в организации досугов, утренников.
Экспозиция представляет собой выставки:
•Литературная (книги П.П. Бажова, книги «Полевской»).
•Художественная (Рисунки по произведениям П.П.Бажова, родной город).
•Сувенирная (сувениры, открытки, магниты).
•Макеты (ТПЦ-1, каменный цветок, камень малахит).
•Наглядно-дидактический материал (игры, альбомы, лэпбуки).