Содержание
Введение …………………………………………………………………. 2
Характерные черты музыкального исполнительства Белгородского
края .…………… ……………………………………………………. 3-4
2.Профессиональная музыкальная культура Белгородчины
2.1.Представители профессиональной музыкальной культуры Белгородчины ………………………………………………… 4-5
2.2. Современная композиторская школа Белгородчины ..... 5
2.3.Исполнительское искусство …………………………….. 5-6
Заключение ……………………………………………………………… 6
Список источников ………………………………………………………7
Введение
У каждого человека есть место, где он родился, вырос или провел много времени. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. У каждого любовь к этим местам проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом крае, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город или село и увековечивая память о них на многие годы. Можно сказать, что большинство жителей, к сожалению, поверхностно знакомо с музыкальной культурой нашего края. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.
Актуальность: Сегодня в пору духовного оскудения надо развивать интерес к народному творчеству, народной песне. Музыкальная культура Белгородского края представлена двумя большими разделами – это народная и профессиональная музыка. Народная музыкальная культура Белгородчины представлена, прежде всего, песенной и инструментальной традицией, которые имеют свои особенности в характере и формах бытования, музыкальной стилистике, особенностях исполнения. Профессиональная музыка исторически связана с именами выдающихся белгородцев – В.Ф. Трутовского, Г.Я. Ломакина, С.А. Дегтярева, М.Г. Эрденко и др.
Цель проекта: Изучение музыкальной культуры родного края.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме;
2.Установить, имена каких представителей музыкальной культуры Белгородчины оставили неизгладимый след в истории русской культуры;
3.Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Объект исследования: музыка
Предмет исследования: музыкальная культура Белгородского края
Гипотеза: В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном крае, осуществляется приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине.
Проектным продуктом будет: буклет «Музыкальная культура Белгородского края».
Характерные черты музыкального исполнительства Белгородского края
Народная музыкальная культура Белгородского края, ведущая свое происхождение от музыкальных традиций древних славян, сложилась в основном в 17-18 столетиях в среде защитников южных рубежей Московского государства и их потомков. Впервые системное описание стилевых признаков южнорусской народной музыкальной культуры (составной частью которой являются народные музыкальные традиции Белгородского края) дал профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского В.М. Щуров. Существенные уточнения, касающиеся одной из ее частей (Белгородско - Курского региона), были сделаны И.Н.Карачаровым в монографии «Народная музыкальная культура бассейна реки Псёл»
Характеризуя основные черты местной народной музыкальной культуры, следует отметить в ней главенствующую роль сезонных хороводных песен, которые отличаются строгой приуроченностью к определенному времени года. Типичным для южнорусских хороводных песен является наличие припева «лёли, лёли».
Наиболее яркими местными хореографическими формами являются танки и карагоды. Танки – это хороводы преимущественно некруговой формы (линиями, змейкой и т.д.), характерные для северо-западных районов Белгородчины. Карагоды распространены на всей территории Юга России и представляют собой движение пляшущих по кругу.
Большое значение в народной музыкальной культуре Белгородчины имеют песни, сопровождавшие традиционный свадебный обряд. Кроме собственно обрядовых песен, сопровождавших основные моменты свадьбы (приезд жениха, выкуп невесты, отъезд невесты из дома и пр.) важную роль в ней играли яркие, темпераментные плясовые песни, которые создавали бодрое, приподнятое настроение у присутствующих. Недаром некоторые исследователи называют южнорусскую свадьбу «свадьбой-весельем».
Протяжные лирические песни Белгородчины имеют свой неповторимый облик. Рожденные в среде воинских, служилых людей, они отличаются четкой метрической основой, ясностью музыкальной формы, энергичной ритмикой, красотой многоголосного распева. Большое количество южнорусских протяжных песен исполняются от лица мужчины, имеют ярко выраженную мужскую тематику.
Особый облик народной музыкальной культуре Белгородчины придает традиционная инструментальная музыка. Специфически местными являются такие инструменты как кугиклы (флейта Пана), дудки, одинарная и двойная жалейки, калюка (обертоновая флейта), скрипка, которая, по мнению ученых, заменила исчезнувший древний скомороший инструмент – гудок. Важной чертой местного инструментального исполнительства является наличие устойчивых коллективных форм музицирования. Ярким примером традиционной ансамблевой формы исполнительства может служить местный музыкальный «оркестр» Белгородско - Курского региона, нередко аккомпанирующий большим карагодам, собиравшим на важные годовые праздники по нескольку сотен участников.
Особые характерные черты народной музыкальной культуры Белгородчины наиболее полно проявляются в особенностях музыкальной стилистики песен и инструментальных пьес. Абсолютное большинство традиционных песен имеет слоговую ритмику, основанную на пропевании стиха. Важной особенностью местных слогоритмических структур в большинстве традиционных песенных жанров (прежде в хороводном и свадебном) является их декламационная форма с простым соотношением длительностей и ограниченным количеством слоговых распевов. Стабильная активная ритмика пляски, сопровождающая песню, является ее ритмическим стержнем и создает благоприятные условия для возникновения прихотливых ритмических рисунков в напеве.
Певческая исполнительская манера Белгородчины – яркая, полетная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена спецификой исполнения песен на открытом пространстве. Общий характер местной песенной культуры отличается экспрессивностью, темпераментностью, большой непосредственностью в выражении чувства.
2.Профессиональная музыкальная культура Белгородчины
2.1.Представители профессиональной музыкальной культуры Белгородчины
Профессиональная музыкальная культура Белгородчины представлена именами многих известных и талантливых людей, которые оставили неизгладимый след в истории русской культуры. Прежде всего, это имя Василия Федоровича Трутовского (ок. 1740 – ок. 1810) – собирателя народных песен, исполнителя на гуслях, певца. Уроженец слободы Ивановской (ныне Борисовский район Белгородской области) прославился тем, что издал первый сборник «Собрания русских простых песен с нотами», многие из которых были использованы композиторами в своем творчестве.
Кроме того, Трутовский писал и клавирные произведения (к примеру, известны два набора вариаций для клавесина на темы русских народных песен, одна из них «Во лесочке комарочков много уродилося».
Имя Степана Аникиевича Дегтярёва (1766-1813) – дирижёра, педагога, композитора, уроженца слободы Борисовка (ныне районный центр Белгородской области) широко известно в России. Воспитанник капеллы графа Шереметьева, он учился профессии у итальянских мастеров А. Сапиенцы и Дж. Сарти и стал впоследствии известным хормейстером, дирижёром оркестра и композитором. Он перевёл с итальянского, дополнил и издал «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке…» В. Манфредини. Его перу принадлежит первая оратория на национальный сюжет «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» и более 150 хоровых сочинений крупной формы.
Весьма значимым для музыкальной культуры Белгородчины и всей России является имя Ломакина Гавриила Якимовича (1812-1885) – музыкального общественного деятеля, хорового педагога, дирижёра и композитора. Он родился в Борисовке в семье крепостных крестьян. Пел в Шереметьевской капелле с 10 лет, в 19 стал её регентом. Занимался преподавательской деятельностью в Смольном и Екатерининском институтах, в Училище правоведения и Театральном. Был главным учителем пения Придворной певческой капеллы с 1848 по 1859 годы, а также был одним из создателей первой в России Бесплатной музыкальной школы. Ему принадлежат больше 10 изданий учебно-методических пособий по пению, примерно 40 песен и романсов, сборник светских хоров и обработок русских народных песен, большое количество духовных произведений.
2.Современная композиторская школа Белгородчины
Современную композиторскую школу Белгородчины представляет, прежде всего, региональное отделение Союза композиторов России, где объединились талантливые музыканты, работающие в различных жанрах. Среди них – фольклорист, заслуженный работник культуры Российской Федерации Иван Иванович Веретенников (р. 1944 г.), Александр Тихонович Бердышев – ответственный секретарь местного отделения Союза композиторов (р. 1947 г.), Николай Георгиевич Бирюков (р. 1962 г.) и Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова (р. 1964). Председателем Белгородского регионального отделения Союза композиторов является Юрий Леонидович Мишин (р. 1965 г.). Деятельность Белгородского Союза композиторов представлена также творчеством Юлия Семёновича Горяйнова (р. 1937 г.) – музыковеда, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза композиторов России. Во многом благодаря его настойчивости и исследовательскому таланту, музыкальная культура России вновь обрела почти забытые имена Г.Я. Ломакина и С.А. Дегтярева. Музыкальная панорама Белгородчины не была бы полной без упоминания о творчестве ряда популярных самодеятельных композиторов – В.Н. Шувалова, А.Н. Балбекова, Е.А. Рыбкина и др.
2.3.Исполнительское искусство
Важнейшей составляющей современной музыкальной культуры Белгородского края является профессиональное исполнительское искусство, которое представлено, прежде всего, солистами и концертными коллективами Белгородской государственной филармонии. Высокий исполнительский уровень филармонических музыкантов подтвержден их многочисленными победами на международных и всероссийских конкурсах. Особой гордостью белгородцев является симфонический оркестр филармонии, объединивший высококлассных музыкантов.
Говоря о профессиональной составляющей музыкальной культуры Белгородчины, нельзя не упомянуть Белгородский государственный институт культуры и искусств с губкинским и белгородским им. С.А. Дегтярева колледжами в своем составе, готовящий в своих стенах музыкантов исполнителей и педагогов. Подготовкой музыкантов в институте занимаются два факультета – музыкального творчества и исполнительский. Факультет музыкального творчества объединяет кафедры общего фортепиано, музыкального образования, искусства народного пения и кафедру музыкального искусства эстрады и звукорежиссуры. Исполнительский факультет ведет подготовку музыкантов на кафедрах вокального искусства, фортепиано, хорового дирижирования, теории музыки, народных инструментов, оркестровых инструментов и струнно-смычковых инструментов.
Значительный вклад в формирование культурной среды современной Белгородчины вносят творческие коллективы института, такие как эстрадно- джазовый оркестр «Биляр-Бэнд», ансамбль барабанщиков «Драмания», академический хор, студенческий духовой оркестр, оркестр народных инструментов «Велес», ансамбль песни и танца «Везелица», фольклорные ансамбли «Млада» и «Раздолье» и другие. Большинство коллективов – лауреаты международных и российских конкурсов. Коллективы выполняют не только учебную задачу, они активно концертируют, принимая неизменное участие в наиболее значимых творческих событиях города и области.
Заключение
Хочется отметить, что музыкальная культура Белгородчины – явление сложное, многоплановое. Для ее целостного системного изучения требуется большая кропотливая музыкально-краеведческая работа. В рамках данного исследования я постарался осветить несколько важных с моей точки зрения составляющих музыкальной культуры Белгородчины. И эти знания помогут нашему поколению в воспитании патриотизма, любви к родному краю, своей малой родине.
Список источников
1. Штейнпресс, Б.С. Вопросы материальной культуры в музыке / Б.С. Штейнпресс. – М., 1931. - 285 с.
2. Щуров, В.М. Южнорусская песенная традиция / В.М. Щуров. – М.: Советский композитор, 1987. – 320 с.
3. Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) / И.Н. Карачаров. – Белгород: Крестьянское дело, 2004. – 422 с.
4. Карачарова, Т.И. Деятельность симфонического оркестра белгородской государственной филармонии как критерий качества музыкальной культуры региона / Т.И. Карачарова, Л.Н. Барбар // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 3. с. 42-50.
5. https://ru.wikipedia.org/ wiki
Выступление
Проектно – исследовательской работы
«Музыкальная культура родного края»
(слайд 1) Введение
Цель и задачи проектной работы вы видите на экране.
Народная музыкальная культура Белгородского края, ведущая свое происхождение от музыкальных традиций древних славян, сложилась в основном в 17-18 столетиях в среде защитников южных рубежей Московского государства и их потомков. Впервые системное описание стилевых признаков южнорусской народной музыкальной культуры дал профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского В.М. Щуров.
(слайд 2) Характеризуя основные черты местной народной музыкальной культуры, следует отметить в ней главенствующую роль сезонных хороводных песен, которые отличаются строгой приуроченностью к определенному времени года. Типичным для южнорусских хороводных песен является наличие припева «лёли, лёли».
(слайд 3) Наиболее яркими местными хореографическими формами являются танки и карагоды.
Большое значение в народной музыкальной культуре Белгородчины имеют песни, сопровождавшие традиционный свадебный обряд. Кроме обрядовых песен, сопровождавших основные моменты свадьбы важную роль в ней играли яркие, темпераментные плясовые песни, которые создавали бодрое, приподнятое настроение у присутствующих.
Протяжные лирические песни Белгородчины имеют свой неповторимый облик.
(слайд 4) Особый облик народной музыкальной культуре Белгородчины придает традиционная инструментальная музыка. Специфически местными являются такие инструменты как кугиклы (флейта Пана), дудки, одинарная и двойная жалейки, калюка (обертоновая флейта), скрипка, которая, по мнению ученых, заменила исчезнувший древний скомороший инструмент – гудок. Певческая исполнительская манера Белгородчины – яркая, полетная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена спецификой исполнения песен на открытом пространстве.
(слайд 5) Профессиональная музыкальная культура Белгородчины представлена именами многих известных и талантливых людей. Прежде всего, это имя Василия Федоровича Трутовского – собирателя народных песен, исполнителя на гуслях, певца.
Имя Степана Аникиевича Дегтярёва – дирижёра, педагога, композитора, уроженца слободы Борисовка широко известно в России. Его перу принадлежит первая оратория на национальный сюжет «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» и более 150 хоровых сочинений.
Весьма значимым для музыкальной культуры Белгородчины и всей России является имя Ломакина Гавриила Якимовича – музыкального общественного деятеля, хорового педагога, дирижёра и композитора.
(слайд 6) Современную композиторскую школу Белгородчины представляет, фольклорист, заслуженный работник культуры Российской Федерации Иван Иванович Веретенников, Александр Тихонович Бердышев – ответственный секретарь местного отделения Союза композиторов, Николай Георгиевич Бирюков и Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова. Председателем Белгородского регионального отделения Союза композиторов является Юрий Леонидович Мишин. Деятельность Белгородского Союза композиторов представлена также творчеством Юлия Семёновича Горяйнова– музыковеда, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза композиторов России.
(слайд 7) Говоря о профессиональной составляющей музыкальной культуры Белгородчины, нельзя не упомянуть Белгородский государственный институт культуры и искусств с губкинским и белгородским им. С.А. Дегтярева колледжами в своем составе, готовящий в своих стенах музыкантов исполнителей и педагогов.
(слайд 8) Значительный вклад в формирование культурной среды современной Белгородчины вносят творческие коллективы института, такие как эстрадно- джазовый оркестр «Биляр-Бэнд», ансамбль барабанщиков «Драмания», академический хор, студенческий духовой оркестр,
(слайд 9) оркестр народных инструментов «Велес», ансамбль песни и танца «Везелица».
(слайд 10) фольклорные ансамбли «Млада» и «Раздолье». Большинство коллективов – лауреаты международных и российских конкурсов.
(слайд 11)В заключении хочется отметить, что музыкальная культура Белгородчины – явление сложное, многоплановое. Для ее целостного системного изучения требуется большая кропотливая музыкально-краеведческая работа. В рамках данного исследования я постарался осветить несколько важных с моей точки зрения составляющих музыкальной культуры Белгородчины. И эти знания помогут нашему поколению в воспитании патриотизма, любви к родному краю, своей малой родине.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»
Проектно – исследовательская работа
«Музыкальная культура родного края»
Выполнил:
Окушко Даниил,
учащийся 7 класса
Руководитель:
Пареева Ольга Анатольевна,
учитель музыки
с.Дмитриевка
2018
12