Тема: Народные промыслы. Обобщение.
Цели: систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
- развить умения выполнять аппликацию орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
- формировать уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Оформление: класс оформлен экспонатами изделий народных промыслов, на доске надпись «Ярмарка», ярмарочные прилавки, образцы детских работ.
На столах раздаточный материал с элементами росписей произведений художественных промыслов Хохломы, Гжели, Дымкова, Жостова, Павлова Посада, таблички-вывески с названиями народных промыслов.
Методы обучения. Наглядно-образный, деятельностный, практический.
Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какой у нас сейчас урок?
- Для чего нам нужны уроки технологии?
- Чему мы можем научиться на уроке технологии?
- Пусть наш урок принесет вам радость от общения и труда.
- Сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе я назначаю старшего, который будет руководить группой и принимать решения, а все остальные будут помогать ему в этом своим участием и советом.
Правила работы в группе
Проверка нужных принадлежностей.
- Расставьте буквы в нужном порядке и узнаете, что здесь перечислено. Это понадобится нам на уроке.
ГБУАМА -
ШАОЛНБ
НЫЦОНИЖ -
ЛЕЙК -
(бумага, шаблон, ножницы, клей,)
- Приготовьте все эти предметы. Положите их на рабочем столе правильно.
Физкульминутка. Разминка для рук.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из вас такой отважный,
Кто разрежет лист бумажный?
Это я, это я,
Это все мои друзья.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Беседа. Рассказ учителя
- Что такое промысел?
Наро́дные про́мыслы — одна из форм народного творчества, производство изделий. Мелкое производство.
2. Работа с буквами. Игра «Буквы рассыпались».
- Я загадала название народного промысла, о котором будем говорить сегодня на уроке.
-Задайте мне несколько вопросов, и вы сможете узнать ответ.
1. Какой материал используют мастера? (белая глина)
2. Где изготавливают? (недалеко от Москвы)
3. Какие цвета красок используют? (темно-синий кобальт)
- Кто может назвать это слово? (гжель)
- Возьмите конверты №1.
- Сейчас вам предстоит узнать, с каким народным промыслом познакомится ваша группа.
- Составьте из букв слово.
Прочитайте его.
Проверка: Гжель, Хохлома, Дымка, Городец, Жостово. (На доске слова.)
- Что сейчас вспомнили? Названия народных промыслов. Свои названия они получили от местности, в которой изготовлены.
Систематизация и обобщение материала.
1.Работа с текстом. Поиск информации. Ответы на вопросы.
Работа в группах.
- Перед вами на столе лежат тексты. Почитайте их.
- Постарайтесь найти ответы на вопросы.
Где зародился промысел?
Из какого материала изготавливают изделие?
Какие основные узоры используют мастера?
Какие цвета красок используют?
(Каждой группе дается текст для чтения, в котором содержатся ответы на вопросы).
Дети самостоятельно читают текст и обсуждают в группе.
2. Представление промысла.
- С каким промыслом познакомилась ваша группа?
Учитель задает вопросы, а ученики кратко отвечают на вопросы и читают стихи.
На доске появляются вопросы и ответы.
- Что нового, интересного узнали для себя?
Тест «Народные промыслы»
Оценка и проверка работ
3. Игра «На ярмарке».
- Вы приехали на ярмарку, которую раньше проводили по субботам. Из деревень в город приезжали мастера со своим товаром. Купцы из других городов с радостью покупали изделия народных промыслов. Никто не уезжал с ярмарки без покупки. Перед вами посуда и игрушки. Вам нужно их купить.
- Кто хочет купить что-нибудь?
- Какую вещь ты бы купил?
- Почему?
- Кто ещё хочет купить?
- У нас еще остались предметы.
- А ты, почему не покупаешь? (Остались некрасивые).
- Ребята, что нужно сделать, чтобы все вещи были раскуплены?
3. Распределение обязанностей
- Перед нами стоит задача – сделать наши товары красивыми, чтобы их захотелось купить. Работать будем коллективно, используя технику аппликации. Старший мастер распределит задания каждому мастеру.
Задание мастерам:
распределить обязанности в группе;
выполнить аппликацию по алгоритму;
подготовить товар для ярмарки;
прорекламировать свой товар
Алгоритм.
Вырежи заготовку аккуратно по контуру.
Определи вместе со старшим мастером место, куда приклеишь заготовку.
Намажь клеем заготовку с обратной стороны.
Приклей на нужное место.
Помоги товарищу в работе.
- Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
Повторение правил техники безопасности.
Прочитайте высказывания и там, где необходимо, впишите частицу НЕ, чтобы высказывание получилось верным:
--- следи за чистотой рук.
---- оставляй ножницы в раскрытом виде. (не)
--- передавай ножницы кольцами вперёд.
--- отвлекайся во время работы. (не)
---- убирай рабочее место после работы.
- Что же мы повторили? (технику безопасности во время работы)
- Для чего нам нужно соблюдать технику безопасности?
Физкультминутка.
Мы трудились и устали,
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнем
И работать все начнем.
Изготовление поделки. Самостоятельная работа в группах.
IV. Подведение итогов.
- Скоро ярмарка закончит свою работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
- А что такое ярмарка?
« Ярмарка» - слово, пришедшее к нам из немецкого языка.
Ярмарка - это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
Учитель:
Купцы дорогие,
Люди торговые,
Но нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Ученики-мастера «Гжели». (стихи)
Учитель: Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок.
Покупаем ваш товар.
Учитель: А вот мастера из хохломы. Они представят своё творение.
2. Ученики-мастера «Хохломы». (стихи)
Учитель. И этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.
3. Ученики-мастера «Дымки». (стихи)
Учитель: Достойные товары. Берем ваш товар.
- Заканчивает работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар продать.
- Посмотрим, чей товар купили быстрее. За условную монету предлагаю купить изделие. Выберите ту поделку, которая вам понравилась больше всего. Положите одну монету на поднос. Помните, что монета у вас только одна и купить вы можете только один раз.
Рефлексия.
- Понравилось ли выполнять работу мастера?
- Удалось ли договориться?
- В чем испытали затруднение?
- Хотелось ли тебе быть старшим мастером?
Дополните предложения.
Теперь я могу различать …
Я научилась (научился)…
Было интересно…
Было трудно…
В чём была трудность?
Мне захотелось…
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего урока.
Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания, узнали что-то новое о народных промыслах, которыми мы гордимся. Изделия народных промыслов будут украшать и наши дома.
Приглашаю отведать сушки и чай, купленные на ярмарке.