МАДОУ города Рязани «Детский сад №3»
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе
Тема «Народные промыслы Рязанского края –
Михайловское кружево»
разработала: воспитатель высшей
квалификационной категории
Григорьева Елена Викторовна
Цель:
Продолжать знакомить детей с народным творчеством нашего рязанского края: рассказать о Михайловском кружеве, о его красоте, его особенностях.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с народным промыслом Рязанского края – Михайловским .
Рассказать о истории возникновения михайловского кружевоплетения, способах его плетения.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству через кружевоплетение.
Развивать у детей любознательность , желание узнавать новое.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своему рязанскому краю.
Воспитывать интерес детей к труду народных мастеров.
Оборудование.
Пяльца, набор для вышивания; прялка ; коклюшки ; картины и изображением старинной крестьянской избы; полотенца, салфетки, рубахи, украшенные Михайловским кружевом.
Ход ООД.
1.Организационный момент.
Дети входят в группу, которую воспитатель заранее оформляет в старинном стиле, три девочки сидят за работой:
одна из них вышивает,
другая ткёт,
третья плетет кружево.
Воспитатель рассказывает о том, как люди жили в старину, как украшали своё жилище.
Ребята, посмотрите как жили люди в старину , они очень любили трудиться. Свой дом русские люди строили сами. Огромное значение в доме имела печь В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.
Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
- Посмотрите, и в нашей комнате трудятся три мастерицы.
-Чем занимается одна из них? (Вышивает)
Два цветочка, три листочка –
Вот и композиция.
Я в рисунке самоучка,
Вышиваю лучше я.
Переход от тона к тону
Разукрасит вышивку.
Незаметен будет промах
В проработке листика.
Получается нарядно,
Просто глаз не оторвать.
Вот теперь уже все складно,
Можно нитку закреплять.
Положу работу в ящик,
А потом, достав опять,
Удивлюсь: как все удачно,
Можно в рамочку вставлять!
-Давайте, посмотрим, что же у неё получается. Для вышивки нужны иголка, цветные нитки и пяльца.
(Рассматривают её рукоделие)
- Чем занимается другая мастерица ? (Ткёт)
Ты вплетаешь события в ткани,
Все в них краски и света оттеник,
И от трепетных пальцев касаний,
Серебристых иголок движений
Нить то белой пройдет между нитей,
То окрасится цветом песочным,
То чернеет в дни страшных событий,
Как трава, краска выглядит сочной…
То пройдут нити прямо и гладко,
Иногда, словно косы, завьются,
Вышьют тонкий узор розоватый,
Голубыми волнами прольются…
Ты не крутишь полотна валами,
Чтоб узоры не перемешались,
Чтоб таинственными письменами
Все события запоминались.
Эта летопись вечно ведется,
Ты бессмертна, ткачиха событий,
Эта память уже не сотрется,
И не выцветут темные нити.
Лишь окутаны будут туманом
Те полотна за много столетий,
И в чертогах с ночными стенами
Сохраняется пестрая вечность.
-Давайте посмотрим работу ткачихи.
Чем занимается третья мастерица ?( Плетёт кружево)
Кружевница, кружевница,
Дел кружевных мастерица.
Руки кружево плетут –
Нам поэму пропоют.
2.Основная часть.
- Ребята, посмотрите, какое у кружевницы изделие лёгкое, красивое. Этим кружевом украшают полотенца, салфетки, платья, рубахи.
В нашем родном крае тоже занимались кружевоплетением, у нас с вами есть Михайловское кружево.
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек-коклюшек создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.
Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен – древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала.
Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, красного и белого с желтым, красного и черного.
- Ребята, послушайте легенду о Михайловском кружеве.
Жила была Марьюшка.Собой хороша да пригожа, а рукодельница, а рукодельница, каких свет не видывал. Она сказочной красоты кружева плела- цветные и нарядные. Сама плела да других учила, чтобы радостнее и теплее на душе было у людей. Узнал об этом Кощей Бессмертный и решил взять Марьюшку в жёны, пусть сидит она у него в высоком тереме и плетёт свои кружева только для него одного, только ему приносит радость своей работой.Сказал об этом Марьюшке, а та только усмехнулась – не бывать этому. Нельзя красоту от людей прятать.
Обернулась она жар – птицей и полетела, а Кощей Бессмертный – чёрным вороном и кинулся за ней. Видит Марьюшка, что настигает ее Кощей, и стала она свои разноцветные перья на землю ронять. А перья эти были волшебные: кто найдёт такое перо, к тому Марьюшкино искусство рукоделием перейдёт. Погибла Марьюшка, а мастерство её живёт.
Нашли её перо рязанские мастерицы и стали ни плести кружева такие же нарядные и праздничные , как у Марьюшки. А в память о Марьюшке и самый красивый узор они стали называть «павлиний». От него отходят дуги, тоже разноцветные , и соединяют павлинки веера тонкой воздушной сеткой. Кружево многоцветное, словно жаркий летний день.
Красный цвет – это заря утренняя.
Чёрный цвет – мать – земля.
Зелёный цвет – трава – муравушка,
А жёлтый цвет – солнце наше золотое.
3. Рефлексия.
- Ребята, с каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- А где в нашем Рязанском крае занимаются таким рукоделием?
- Какие цвета используют Михайловские мастерицы в кружевоплетении?
- Что необходимо для кружевоплетения?
- Как вы думаете, на что похожи кружева?
- Где используются изделия кружевниц?
- Какие изделия кружевниц вы видели в своей жизни?
Литература:
Е.И. Третьякова «Русское кружево»
Е.И. Третьякова «Михайловское кружево»