СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизводные и производные предлоги.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги.»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Непроизводные и производные предлоги.


Тип урока: Изучения нового материала

Форма урока: Урок открытых мыслей

Форма организации учебной деятельности: Комбинированная: групповая, парная, индивидуальная

Формируемые на уроке компетенции:

  • Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  • Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

  • Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.


  • Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки)

ХОД УРОКА

1. Выход на тему урока (работа в группе):

Прием «Ситуация практического затруднения» (проблемная ситуация)

  1. Предлагается в группах разыграть спор о том, к какой части речи относится слово (используйте свои доказательства, примеры предложений с этим словом)

Слова: вокруг, в течение, благодаря, в продолжение, около(по 2 слова)

Прием «Группировка»

На доске: Предлог Наречие Существительное с предлогом Деепричастие

Вокруг вокруг в продолжение благодаря

В течение около в течение

Благодаря

В продолжение

Около

Дети распределяют слова самостоятельно.

  1. Предлагаю слова: в, из, для, от, под. Это какая часть речи? (предлог) – распределяю колонку «Предлог»

Прием «Подводящий диалог»

- Что общего у предлогов из 1 группы? (Есть слова, которые являются одновременно предлогом и другой самостоятельной частью речи)

- Что общего у предлогов из 2 группы? (Есть слова, которые являются только предлогами)

- От чего это зависит? (от предложения, в котором есть это слово)

Добавляю вопросительные знаки:

На доске: ? предлоги и ? предлоги

-Как же назвать эти предлоги? (Одни предлоги обыкновенные, привычные, не напоминают нам другие части речи. Другие напоминают. Они образованы или произведены от самостоятельных частей речи. Значит, у каждой группы свои признаки).

-Какова тема нашего урока? (Непроизводные и производные предлоги)

Запись в тетради: Число и тема урока: «Непроизводные и производные предлоги».

Тетрадь самооценки

-Запишите дату в тетрадях для самооценки, оцените свою домашнюю работу по критериям в рабочих тетрадях.

2. Каковы цели нашего урока?

Узнать: Что такое производные и непроизводные предлоги.

Научиться: Узнавать производные предлоги в предложении и отличать их от омонимичных частей речи и т.д.

- Для чего нам надо отличать предлоги от других частей речи? (не знают)

Прием «Отсроченная загадка»

Ключик к разгадке спрятан в тексте, предлагаю его вам записать два предложения из него.

Диктант

3. Планирование урока:

4. Лингвистический эксперимент

Прием «Корзина идей»

-Трудно находить производные предлоги в тексте? Что для этого нужно?

-Давайте обратимся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока.

Ваши предположения по поводу того, как отличить производный предлог от другой части речи?

Объяснения детей с помощью учителя:

-Как в русском языке называют слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение? Их еще называю слова-близнецы? (омонимы) а если такие слова принадлежат разным частям речи, как в нашем случае, то их называю омоформы.

Таблица «Учимся узнавать производные предлоги»

Предлоги

Омонимичные части речи

Почитаю книгу вместо (чего?) прогулки = одно заменить другим

В место, где мы живем, многие едут отдыхать. (сущ. с предлогом)

Я обошел вокруг (чего?) дерева. = вокруг предмета

(где?) Вокруг хорошо видно. (наречие)

Мальчик встал около (чего?) стола. = возле, рядом, у

Мальчик присел (куда?) около. (наречие)

Девушка говорила по телефону в продолжение (чего?) часа.

= отрезок времени

Девушка заглянула (во что?) в продолжение книги. (сущ. с предлогом)

Ребята отлично выступили благодаря (чему?) хорошей подготовке. = благодаря чему-то достичь желаемого

Дети вышли из-за стола, (что делая?) благодаря маму за вкусный обед. (деепричастие)

Нам удалось договориться насчет (чего?) поездки. = о

Деньги переведены (на что?) на счет продавца.

Дождь шел в течение (чего?) дня. = отрезок времени

(в чем?) В течении реки много поворотов.


5.Изучение нового материала «Производные предлоги»

-Как нам проверить достоверность наших предположений? (обратиться к учебнику стр. 139)

Упр. (1 ряд: 1-2 предложения, 2 ряд: 3-5 предложения; 3 ряд: 3-5 предложения) Если успеем – разборы сделать (Дать папки). Проверка с указанием вида орфограммы.

Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу,

задержка ввиду ремонта

подписывает на конверте,

дом вблизи реки

отступает от темы,

бежать впереди всех

разделить на пять,

приехать спустя неделю

вдумается в смысл,

разговор насчёт отпуска

прибавит к двум,

прочитать в течение дня

шагает в колонне,

расплатиться согласно договору

сбегает с горы,

слабость вследствие болезни

устанет с непривычки.

 

Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

6.Тест «Верю-не верю»

- Возьмите листочки с номерами вопросов, отмечаем + и – ответы.

1. Служебные части речи - это предлоги, частицы, союзы. (+)

2. Служебные части речи изменяются. (-)

3. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении). (+)

4. Предлог - в переводе с греческого, обозначает «после слова». (-)

5. В русском языке всего около 10 предлогов. (-)

6. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. (+)

7. К непроизводным предлогам можно отнести предлоги: насчет, в течение, в продолжение. (-)

8. К производным предлогам можно отнести предлоги: около, вокруг, мимо. (+)

9. Предлог благодаря образован от деепричастия благодаря. (+)

10 Предлог вместо пишется раздельно. (-)

- Оцените себя! (ответ на экране)

7. Итог урока (по схеме на доске)

8. Самооценка

9. Д/З.


5