СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные методики обучения детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача инклюзивного образования - привлечение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь. Инклюзия предоставляет шанс ребятам с особыми потребностями посещать обычные дошкольные учреждения совместно с остальными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методики обучения детей с ОВЗ»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

_________________/______

«___»______________2021г.







Сообщение

на тему: «Нетрадиционные методики обучения детей с ОВЗ»







Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Прокопенко Анастасия











Ейск, 2021 г.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей с ОВЗ в инклюзивном образовании

Инклюзивное образование введено в общую государственную концепцию образования Российской Федерации. Особенный интерес со стороны Министерства образования и науки Русской Федерации, а также социальных учреждений в наше время ориентирован на перестройку концепции образования, а также социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а кроме того на формирование инклюзивного образовательного пространства.

Главная задача инклюзивного образования - привлечение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь. Инклюзия предоставляет шанс ребятам с особыми потребностями посещать обычные дошкольные учреждения совместно с остальными детьми.

Но необходимо отметить, то что введение инклюзивного образования в Российской Федерации встречается с рядом проблем. Так, согласно суждению Н.Н. Малофеева, главные проблемы сопряжены с неимением государственной программы общественной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышением степени толерантности, самосознания, а также помогающего поведения со стороны здоровых людей. В Отсутствии формирования, а также апробации такого рода программы введение инклюзии в концепцию образования станет сопровождаться значительными трудностями, а также недопониманием ее потребности со стороны участников образовательного процесса.

Процесс формирования инклюзивной образовательной сферы сопряжен с трудностями, в том числе отсутствием методической, а также нормативно-правовой основы, потребностью изменений профессиональной подготовки педагогов, способных осуществлять инклюзивные образовательные проекты, а также применять личностно-направленный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В педагогике и психологии изобразительная практика существовала и остается одним из основных коррекционных средств. Главной проблемой обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья считается формирование их вероятных познавательных способностей, верного поведения, прививание им трудовых, а также иных общественно ценных способностей и умений с помощью разных вариантов работы. В Соответствии с взглядами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других специалистов психологии, нервная система человека более стремительно меняется в ходе деятельности.

Из числа разных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) эксперты акцентируют внимание на изобразительной деятельности как более увлекательной и интересной в работе с ребенком с ОВЗ. Изображение в особенности востребован вследствие собственной доступности, четкости, а также конкретности выражения.

Во взаимосвязи с вышесказанным, в собственной работе с ребенком-инвалидом необходимо применять нестандартные способы рисования.

Применение нестандартных способов рисования увеличивает заинтересованность ребенка к изобразительной деятельности, дает возможность ребятам стремительнее добиваться результатов, содействует формированию визуальных, а также технических способностей.

Однако для ребенка с ограниченными возможностями здоровья свойственно запаздывание в формировании интеллектуальной деятельности, прослеживается запаздывание в развитии восприятия, мало сформирована визуально-аналитическая, а также синтетическая деятельность, исследователи фиксируют, что у данной категории детей снижена мыслительная динамичность, мало сформированы возможности к мыслительным операциям. Из-за стремительного наступления утомления дети никак не могут осуществить инициированное ими упражнение, у них уменьшается заинтересованность к ходу и итогу работы, но нередко эта заинтересованность совсем отсутствует.

Все данные отклонения в формировании ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляют отрицательное воздействие на развитие художественной деятельности, в том числе и живописи. Вместе с тем данная активность детей считается движущей мощью его психического формирования. По этой причине применение нестандартных способов рисования в заданиях обретает значительную корректирующую роль.

Применение нестандартных методов содействует обогащению познаний, а также взглядов ребенка о предметах и их применении, материалах, свойствах и способах деятельности с ними. Все Без Исключения необыкновенное притягивает интерес детей, вынуждает их поражаться. Необыкновенный рисунок дает стимул к формированию воображения, творчества, самодостаточности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нестандартные способы изображения требуют четкого соблюдения очередности исполняемых операций. Деятельность с нестандартными выразительными техниками активизирует позитивную мотивацию рисовальной работы, порождает у ребенка веселое душевное состояние, убирает боязнь пред краской, боязнь не справиться с ходом рисования. Многочисленные разновидности нестандартного рисования содействуют формированию зрительно-моторной координации, корректировки мелкой моторики рук. Занятия рисованием с применением нестандартных выразительных техник не утомляют ребенка, он остается высокоактивным, а также результативным в течении всего периода, отведенного на реализацию задания.

Применение разных изобразительных приемов дает возможность принимать во внимание личные способности ребенка, осуществлять персональную, подгрупповую либо общественную работу. Ученые фиксируют, что нестандартные способы изображения имеют все шансы помочь сократить возбуждение слишком эмоционально взволнованных детей.

В заданиях рисования с применением нестандартных изобразительных способов находят решение общеобразовательные, коррекционные и воспитательные проблемы:

1. введение нестандартных технологий изображения;

2. обучить независимому применению разных материалов с целью формирования образа;

3. научить составлять план собственной работы, организовывать рабочее место, выбирать нужное оборудование, а также устанавливать очередность операций;

5. обучить детей доводить инициированное до конца;

6. формировать зрительную и моторную координацию, мелкую моторику рук, тактильную восприимчивость, психологические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

7. развивать стабильный интерес к рисованию.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность ориентирована на градационное увеличение самостоятельности ребенка, увеличение его интеллектуальной деятельный.

Трудность обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья нестандартным способам рисования выражается в следующих направлениях:

1. от рисования единичных компонентов вплоть до построения графика;

2. от использования простых разновидностей нестандартных способов изображения к наиболее трудным;

3. от применения метода подражания к независимому осуществлению плана;

4. от использования одного вида техники в чертеже вплоть до применения гибридных способов изображения;

6. от персональной работы вплоть до работы в команде.

В работе с детьми с ОВЗ можно использовать следующие нетрадиционные методы рисования:

- печать (пальцы, ладони, мятая бумага, листья, бросовый материал, печатки, цветные мыльные пузыри);

- рисование различными подручными материалами (ватными палочками – «пуантилизм», нитками – «ниткография», свечой – «волшебный рисунок»;

- рисование жесткой полусухой кистью;

- рисование восковыми мелками с последующим заполнением акварелью;

- рисование различными сыпучими материалами;

- рисование с помощью пластилина – «пластелинография»;

- монотипия;

- «кляксография».

Работа с ребенком с ОВЗ на начальном этапе работы ведется с каждым ребёнком, в соответствии с индивидуальной программой, учебным планом. Программа принимает во внимание характерные черты каждого ребёнка, его психологические, физиологические способности, возраст. Однако нужна гибкая концепция работы, креативный аспект самого педагога, толерантность. К Примеру, реакции определенных детей с ОВЗ во время их деятельности с разными материалами существенно различаются. Кто-то с наслаждением «печатает» ладошкой, пальчиком, а у кого–то это порождает сильно отрицательное отношение, неприязнь к испачканным краской рукам. Ребята с ОВЗ считаются зачастую недомогающими, по этой причине большое количество занятий пропускают, тем самым нарушая единую концепцию обучения. Следствием этого является то, что одну и ту же технику необходимо отрабатывать на нескольких занятиях, или начинать все без исключения заново.











































Пуантилизм

«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, уровень развития речи. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия развитие ребенка.

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия у детей.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.

Большинство детей, приходят в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически, чаще всего это дети с ОВЗ, многие из них не посещали дошкольные образовательные учреждения. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями здоровья ложится на учителей начальных классов, педагога-психолога школы и учителя-логопеда.

 У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его моторики, в особенности – развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. 

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника и младшего школьника.

На психологических и логопедических занятиях мы развиваем мелкую моторику у детей, используем игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Но при этом, особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками и «Пуантилизм» (рисование ватными палочками). Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками».

Рисование пальчиками – это хороший массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, ребенок творит и приносит себе пользу.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в школе.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

На занятиях мы предлагаем детям освоить техники рисования ладошками, пальчиками и ватными пальчиками. Технику «пуантилизм» мы предлагаем осваивать с использованием традиционных материалов - краски гуашь и не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров или красок позволяет не только развивать мелкую моторику ребят, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров)  не требует высыхания, а использование красок – дает яркий эффект, возможность растекания или неаккуратное смешивание, что в свою очередь развивает воображение.

Для того, чтобы провести занятие с использованием данных техник нам понадобится: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!

Техники нанесения могут отличаться, в зависимости от преследуемой цели или от индивидуальных особенностей ребенка:

В процессе занятия ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать, или ребёнок опускает пальчик в гуашь и начинает наносить точечные движения на листе, или же можно взять ватные палочки и ими рисовать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

Таким образом, при обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач обучения и воспитания.

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии и др.) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.