СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»

Цель: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле, познакомить с героями Великой Отечественной войны и пионерами-героями.

Задачи:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа;

  • воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к памяти защитников Отечества, к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

  • развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;

  • содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей;

  • формировать умения и навыки поиска нужной информации.

Планируемые результаты:закрепление и углубление исторических знаний учащихся, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • формировать мотивацию к работе на занятии  и целенаправленной познавательной деятельности;

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

  • быть толерантным к чужим выводам и мнению.

Регулятивные УУД:

  • выдвигать гипотезы;

  • самостоятельно  формулировать тему и цели занятия;

  • работать  с информацией, представленной в разных формах;

  • планировать собственные действия в процессе восприятия информации,  оценивать свою познавательно-творческую деятельность.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, презентация);

  • перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • взаимодействовать с учителем в процессе творческой деятельности, формировать мыслительную деятельность, (сравнивать, сопоставлять)  расширять словарный запас и кругозор, владеть умениями совместной деятельности.

Ход урока

I .Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята,! Вот и наступил долгожданный день Я очень рада видеть всех вас. Вы очень выросли за лето и повзрослели. Школьная дорога привела вас в 4 класс. Это выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

Этот год - очень ответственный. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

Сделайте глубокий вдох. Вдохните хорошее настроение и начнем наш урок.

II.Актуализация опорных знаний,умений ,навыков.

Сегодня прекрасный день, но так было не всегда. 22 июня 1941 года люди тоже проснулись счастливые, с хорошим настроением, но ужаснулись от какого слова?.. Война

Война  - жесточе нету слова. Война  - печальней нету слова.

Война - святее нету слова. В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного ещё не может быть, и нет.

Тот самый длинный  день в году с его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду на все, на все 4 года. (А.Т.Твардовский.)

А что вы представляете себе ,услышав это слово— Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?(Ответы детей)

(Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она есть и в наши дни..

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».


В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война….

Ознакомление с историей Великой Отечественной Войны через рассказ «Победа будет за нами!» С. П. Алексеева

Чтение рассказа учителем.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.


Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, какие даты первым делом приходят на память?

Да, 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.

Две страницы календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами: один - чёрный лист со штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта. Они так и называются:

22 июня 1941 года – День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашисткой Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945гг.

9 мая 1945 года - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Два дня календаря. А между ними сколько слёз, горя, поэтому мы должны помнить и 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.

От Москвы до Берлина - 2600 км.

Так мало, правда? Это если поездом, то менее двух суток, самолётом 3 часа.

Перебежками и по-пластунски на войне - 4 года.

4 года… 1418 дней…34000 часов и 27 млн. погибших соотечественников.

27 млн. погибших за 1418 дней. Это значит:

19 тыс. убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек в минуту.

Это тоже мы должны помнить.

III.Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте как звучит тема нашего урока.

-Ребята, а как вы понимаете значения слов: доблесть, подвиг, слава? (Дети дают свои ответы).

Учитель:

А какую информацию дает нам «Толковый словарь» под ред. С.И.Ожегова? Давайте обратимся к нашему помощнику.

Доблесть – мужество, отвага, храбрость; высокая самоотверженность работе, в деятельности.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Слава – почетная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг.

Учитель:

Да, ребята, мы сегодня поговорим с вами о том, какой ценой завоевано счастье.И это не случайно. В нашей стране нет ни одного дома, ни одной семьи, которой не коснулась бы война своими жесткими крылами. Этот урок мы посвятим тем людям, которые победили в этой войне. Физкультминутка.

IV.Работа над темой урока

— Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон.Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»

— …Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были неравные.Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак. Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отступление, бойцы 28-го отдельного стрелкового корпуса не оставили своих позиций.

— Еще восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днем больше — днем меньше…, какая разница?» — может, бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди земли, они заплатили за нее своими жизнями.

— На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей — мужчин, женщин, стариков и детей — выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, каждый погреб — не спрятался ли там кто- нибудь.

— А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Что задумали палачи?

— И вдруг вспыхнуло пламя- фашисты подожгли сарай.

— Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться.

— Кровавую расправу учинили фашисты. Хатынь была стёрта с лица земли. 149 человек погибли в огне, среди них было 75детей.

— Из всех хатынских детей только два мальчика остались живыми. Вырвавшись из огня, они нашли спасение в лесу. Остальные погибли в огне. Погибли, но не покорились.

— Хатынь не одна, 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на земле белорусской.

— В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву – и наш народ будет покорен.

-Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях 181 человек удостоен звания Героя Советского Союза. Оборону Москвы возглавил  генерал Георгий Константинович Жуков. Ему было присвоено звание « Маршал Победы» А впереди была битва на Курской дуге ,где было задействовано более 1000 танков,битва под Сталинградом. в которой отстояли 102 высоту мемориал Мамаев Курган-находится в городе Волгограде., Впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин. Но какие тяжелые были эти  1418 дней войны.

— Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно было найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто — сестру или брата, кто – друга.

— Победа досталась нам дорогой ценой. Более 20 миллионов жизней унесла та война.

— Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности  Родине. В той страшной войне погиб каждый восьмой житель нашей страны.

— В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

— Вместе с взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота, и многих-многих других – мы называем имена юных героев Советского Союза… Володя Дубинин, Валера Волков, Лёня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Свыше 11000 воинов всех национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза и награждены высшей воинской наградой Орден Победы !

За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой». Минута молчания.

Говорят, что когда «Уходит жизнь – приходит память, и память продолжает жизнь…».

Есть такая традиция: проводить минуту молчания в память о погибших. Минута памяти, когда мы не просто молчим, но и думаем, думаем, думаем.

Давайте и сейчас помолчим и подумаем о том, что услышали сегодня и не только сегодня.

(Все встают – минута молчания.)

Сейчас минутой молчания  мы почтили память погибших. А если по каждому погибшему солдату объявить минуту молчания, то сколько  нам пришлось бы молчать?...38 лет

V. Закрепление полученных знаний.

А сейчас мы проведем викторину ,в которой вам предстоит показать свои знания по истории Великой Отечественной войны, расширить свой кругозор, проявить смекалку, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. I этап «Шифровальщики».

«У разведчика глаз остер, ум хитер, отличный слух и охотничий нюх!» - говорит народная пословица.

II этап – Города - герои

Вспомнить названия городов – героев по очереди.

III этап-Гонка за лидером

1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

(22.06.1941- 9.05.1945)

2. За что вручали самую известную медаль во время ВОВ?

(За отвагу)

3. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке?

(Дым и пламя)

4. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру?

(В Волгограде, Сталинградская битва)

5. В каком сражении были задействованы более 1000 танков? (Курская дуга)

6 Назовите вид оружия, созданный М.А. Калашниковым. (Автомат).

7. В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю?

(В Германии, в Берлине)

8 . Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата?

(Брестская крепость)

9. «Высота 102» на военных картах Сталинграда – это…?

(Мамаев курган)

10. Какая песня Великой Отечественной войны стала своеобразным гимном защиты

Отечества?

Вставай страна огромная» муз.А.В.Александрова, стихи В.И. Лебедева-Кумача).

11. Кому из полководцев народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»?

(Г. К. Жукову)

12 . Какая высшая воинская награда была учреждена после Победы над фашистской Германией?

(Орден Победы)

13. Какое название получил парад, состоявшийся на Красной площади в Москве после окончания ВОВ, 24 июня 1945 года. (Парад Победы).

14 . Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? (Катюша)

15. Назовите имя героя войны, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота?

(Александр Матросов.)

16. Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада?

(Ленинград, около 900 дней, вернее 872)

17. Как в столице нашей Родины Москве в ходе ВОВ и после её окончания отмечались победы нашей армии над фашистскими захватчиками?

(артиллерийским салютом)

-Молодцы,хорошо потрудились .Похлопаем нашим победителям.

Физкультминутка.


- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?

- После Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.

- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).

- А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

- Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо. -

Назовите противоположное по значению слово к слову ВОЙНА /МИР/.


- Не всегда краски и слова используют для передачи чувств и настроения. Иногда предмет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.

- Вы знаете, что является символом мира?

Загадка:

Это птичка-невеличка,

В городах живет.

Крошек ей насыплешь-

Воркует и клюет. (Голубь)


- И не просто голубь, а белый голубь. Почему?

По библейскому приданию, Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с Земли. Голубь возвратился к нему со свежим листом оливы в клюве. С тех пор оливковая ветвь в клюве белого голубя стала символом мира, мудрости и благополучия.

Коллективная работа. Составление коллажа «Мы хотим жить в мире!»

На плакате изображение земного шара.

Любите свою Родину, как любили её солдаты той самой войны. И надеюсь, свою любовь вам не придётся доказывать на поле боя. Но вы можете свою любовь доказать хорошей учёбой, знаниями, добросовестным трудом в будущем. Может, вы станете хорошими врачами, учёными и прославите нашу Родину великими открытиями. Ведь это тоже любовь к своей Родине. Был бы только мир, а всё остальное обязательно будет.

1-ый ученик:

- Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкой ясной, спокойной

Давайте же скажем все вместе – нет!

Хором:- Нет, нет, нет!

Нет - грабительским войнам.

2-ой ученик: - Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синее небо!

- Я нарисую свет в оконце!

- Я нарисую колосья хлеба!

3-ий ученик: - Мы нарисуем весенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

4-ый ученик:

Поднимите голубей выше,

Чтобы все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли.

5-ый ученик

Мир во всем мире – мечта моя,

Пусть люди живут, как одна семья.

Пусть больше не будет войн и орудий,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверье – это по мне,

И мир бесконечный – всей Земле!

Все исполняют песню «Пусть всегда будет солнце».

VI.Подведение итогов урока.

- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»

- Как вы понимаете эти слова?

- Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.

Мы всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.