СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Имя числительное".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок-игра с целью повторения и систематизации теоретических знаний о числительном как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя числительное".»

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

Цель урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений

Задачи урока

Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

Метапредметные:

УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

 Познавательные: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Коммуникативные : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Личностные: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

 

Оборудование: обобщающие таблицы, карты с заданиями, ребусы, цветочки-жетоны за правильные ответы.

Тип урока: Обобщающий урок-игра.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Мотивация обучающихся.

Сегодня у нас урок русского языка немного необычный. Мы с вами закончили изучение новой для вас части речи – имя числительное. На уроках мы много узнавали нового из истории чисел, учились правильно употреблять их в речи. А вот сегодня на завершающем уроке мы с вами подведём итог наших знаний, но не только это. Мы на уроке не только будем повторять, но и пополнять наши знания об этой части речи и узнаем ещё много нового с помощью игры. Итак, вы готовы? Тогда начинаем. Оформление записи в тетрадь: дата, классная работа.


Игра «Брейн-ринг» представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название брейн-ринг (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки собираются на площадке (ринге) для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.

Сегодня на ринге 4 команды:

  1. «Лучшая пятёрка».

  2. «Дробинка».

  3. «Опять 25».

  4. «Два плюс три».

За каждый правильный ответ – цветочек!


  1. Отработка умений и навыков.

1 тур – Разминка.

Каждая команда получает по одной загадке. Переписать, указать разряд числительных.

Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется. (Река, берега, трава).  

Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (Дождь, земля, растения).  

Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят. (Колеса).

  Два братца купаются, а третий – насмехается. (Ведра и коромысло).  


Проверка устно.


2 тур – Работа в группах по картам.


Карта №1

Выписать предложения с количественными числительными, подчеркнуть грамматические основы, над количественными числительными поставить букву К.


Салат «Первый день весны».

Надо взять двести граммов кукурузы, сто граммов любого сыра, одно крупное яблоко, два яйца и три столовые ложки майонеза. Сначала надо сварить яйца и нарезать их. Вторым в салатник попадает сыр. Третьим – яблоко, нарезанное мелкими квадратиками. Четвертая операция – добавление майонеза и размешивание салата.


Карта №2

Запишите числительные словами.

15, 16, 17, 18, 19, 20, 500, 600, 700, 900, 50, 60.


Карта №3

Просклонять словосочетание 28 попугаев.


Карта №4

Составить задачу на сказочную тему, используя числительные.


  1. Проверка домашнего задания.

Команды по очереди читают пословицы и поговорки, в составе которых есть числительные. Определяют разряд.

(У семи нянек дитя без глазу. Семеро – с ложкой, один – с сошкой. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один отрежь. Одна голова хорошо, а две – лучше. Один за всех – все за одного. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)


  1. Отработка умений и навыков.

  1. Работа в группах.

Карта №5

Правильно запишите словосочетания с собирательными или количественными числительными.

2(друг), 3(сутки), 6(весло), 2(брюки0, 3(дочь), 4(сын), 3(ножницы0, 9(орден), 2(сани), 3(медвежонок).


Карта №6

Выписать только числительные.

Миллион, шесть, шестеро, девяносто, пятерня, вдвое, двое, трое, троица, семь, двойник, двойка, пятак.


Карта №7

Запишите словосочетания, образуя нужную форму собирательных числительных. Определите падеж.

От (оба) друзей, с (обе) подругами, на (оба) уроках, с (оба) щенками, по (обе) стороны, с (обе) сторон, (оба) учителям, об (обе) тетрадках.


Карта №8

Произведите указанные виды разбора.

1 4

Двое друзей отправились на рыбалку.


Минута отдыха.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два – нагнуться – подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросить.


Самостоятельная работа.

Морфологический разбор имени числительного из предложения Десять участников получили награды во время первого тура.


Участников (сколько?) десять – числительное.

  1. Н.ф. (сколько?) – десять.

  2. Пост.: простое, колич., целое.

Непост.: в И.п.

  1. Участников (сколько?) десять.


Тура (которого?) первого – числительное.

  1. Н.ф. (который?) – первый.

  2. Пост.: простое, порядковое.

Непост.: в Р.п., м.р., ед.ч.

  1. Тура (которого?) первого.


Итог урока.

Подсчет заработанных цветочков. Объявление победителя.


Рефлексия.


Я вспомнил, что...

Вызвало затруднение...

Я узнал...

Было сложно...

Я понял...

Было интересно...

Особенно понравилось

 Домашнее задание.

- Ребята, мы с вами весь урок говорили о числительных. И  дома я попрошу вас написать небольшое сочинение на тему «Моя семья». В сочинении обязательно должны быть числительные или составьте кроссворд на тему «Имя числительное».