СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: "Множества, логика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщение и систематизации знаний, позволяет закрепить теоретические знания, повторить основные понятия по теме, выработать у обучающихся умения обобщать, анализировать изученный материал.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: "Множества, логика"»

9 класс

Учитель: Немчинова Т.А.


Обобщающий урок по теме: «Множества, логика»


Девиз: «Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

                                                      Конфуций


Тип урока: обобщение и систематизации знаний.

Цели урока:

1. закрепить теоретические знания; повторить основные понятия по теме;

2. выработать у обучающихся умения обобщать, анализировать изученный материал по теме «Множества, логика»; формировать информационно-коммуникативную компетенцию;

Задачи урока:

  • Выявить уровень усвоения полученных знаний и умений;

  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;

  • Побуждать к само-, взаимоконтролю;

  • Расширять кругозор, воспитывать грамотную математическую речь;

  • Вызывать потребность в обосновании своих высказываний;

обучать самостоятельной деятельности по овладению знаниями;   

воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: доска, листы с заданиями, написанные на доске примеры для устной работы, опорные конспекты, инструменты, таблицы, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Формы использованы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся класса.

Методы обучения: репродуктивные и продуктивные. Частично –поисковые.

Литература: 1.Поурочные планы Алгебра. 9 класс

2.Учебник Алгебра 9 класс Ю.М. Колягин М.: Просвещение, 2016;

Этапы урока:

1. Организационный.

2.Актуализация знаний.

3.Обобщения и систематизации знаний: Устная работа; работа с графиком; работа с таблицей; с опорным конспектом; тест.

4.Рефлексия.

5.Итог урока.

Ход урока


1.Организационный момент. Цель:

Обеспечить рабочую обстановку, создать благоприятный психологический настрой на работу

- Я рада видеть вас на уроке алгебры.

- Проверим готовность к уроку (тетради, листы с заданиями; опорные конспекты; чертежные инструменты).

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

Приветствие обучающихся. Создает благоприятную атмосферу на уроке:

Я говорю вам: «Здравствуйте», желая этим словом

Здоровья,

Добрых дел побольше,

Работоспособности,

Аккуратности,

Внимательности на уроке,

Стремления,

Творчества,

Воодушевления,

Умения слушать и слышать,

Интересных задач,

Терпения в работе,

Единства при работе в группе!

Ведь именно так мы планируем работать на сегодняшнем уроке


Как сказал Конфуций( 551 – 479 до н. э.)- великий древнекитайский мыслитель, философ, «Три пути ведут к знанию:  путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».


Мы с вами заканчиваем изучение темы « Множества, логика». Как вы считаете, какова будет цель сегодняшнего урока? Но сегодня мы не просто повторим все, что знаем, повторим основные понятия по данной теме; систематизируем знания; будем применять их в стандартной и нестандартной ситуации известные способы решения задач; сопоставлять и делать выводы.

После выполнения каждого задания вы будете оценивать себя сами, критерии оценки – для каждого задания. В конце урока каждый поставит себе (отметку) за урок.


2. Актуализация знаний. Теоретическая разминка: Вы мне верите или нет?


В русском языке слово множество означает: Очень большое количество, число кого-чего-н. М.людей. М. случаев. Всяких запасов во множестве.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой –

"МНОЖЕСТВО"

1. ср. Употр. как неопределенно-количественное слово; очень много кого-л., очень большое число чего-л.

1. Что означает слово «множество» в математике ?(говорит другой ученик)(Множество – это совокупность элементов одинаковой природы.

2.Верно ли, что Множество дней недели состоит из следующих элементов: ( понедельник; вторник; январь; среда; суббота; май. Какой элемент лишний?. ПОЧЕМУ? Какое свойство называется характеристическим свойством? (Характеристическим свойством называется такое свойство, которым обладают все элементы данного множества и не обладают никакие другие объекты).


3. Так вы верите, что множество четырехугольников состоит из: трапеции , квадрата, ромба, параллелепипеда, параллелограмма, прямоугольника, шара.

4.Как различаются множества по числу элементов? (Множества бывают конечные, бесконечные и пустое множество). Приведите пример конечного и бесконечного числового множества.


5. Какие операции можно выполнять над множествами? (объединение, пересечение, разность).

6. А это верно, что. ВЫСКАЗЫВАНИЕ - это вопросительные предложения? (НЕТ)

7. предложение: У Земли только один естественный спутник будут являться высказыванием? (Да)

8. Приведите этому высказыванию отрицание: (У Земли больше одного естественного спутника).

9. Вы верите, что второе предложение является следствием первого:

Сумма цифр числа делится на 9; число Х делится на 9. (да это признак делимости на 9)

  1. Верно ли, что точки А(-3;4), В(5;-1), С(-2;-3), Д(0;-5) принадлежат окружности, заданной уравнением: х2 + у2 =25. (А(-3;4), Д(0;-5)).


Наступило время показать знания на практике:

ЗАДАНИЕ 1. рисунок на котором изображены два числовых отрезка: А назовите: а) А б) АВ.

.


2 4 7 9


ОТВЕТ( А) А; б) АВ.=)

ЗАДАНИЕ 2. С ПОМОЩЬЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА: №1. РАСШИФРУЙТЕ СИМВОЛИЧЕСКУЮ ЗАПИСЬ:

  1. "(х)р(х) ( ДЛЯ ЛЮБОГО Х ВЕРНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ Р(Х).)

  2. $(x)Î X (существует элемент x ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ МНОЖЕСТВУ X)

  3. р(х) Þ q(х) (означает «из утверждения р(х) следует утверждение q(х))

  4. р(х) Û q(х) ( означает «утверждение р(х) равносильно утверждению q(х) ).

5 .Сформулировать высказывание , если известно высказывание v: 1) 7=7; 2) 40≥5; 3) любое натуральное число является целым числом.

ЗАДАНИЕ 3 на доске:Устно: Установите соответствие между рисунком и неравенством.

1) а) x

3

2) б) 2

2 7

3) в) х ≥ 3

- 3 10

4) г) -3

3

5) д) -3 ≤ х

-2 7

6) е) -2 ≤ х ≤ 7

-3 10


  1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. х = 5; у = 0; х = 0. Что означают эти записи на математическом языке? (прямые; оси; множество точек) Множество точек расположенных где? (На координатной плоскости)

Задание 4 на доске.. На рисунках изображены полуплоскости. Указать условия, которые им соответствуют.











Предполагаемые ответы: 1) х  4; 2) у у  – 3; -5≤х≤2.

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ У ДОСКИ

1 . Постройте прямую . Покажите множество точек плоскости, координаты которых удовлетворяют условию .

Решение: Для построения прямой координаты двух точек: х=2, у=0; х=1, у= -3.






2

-3

2. Изобразить на координатной плоскости множества решений системы неравенства:

у≥2х-3

у≤ -0,5х+2.







решение

2 4


-3


.


Проверочный тест: 1 ВАРИАНТ.


1.Пусть А – множество многоугольников. Принадлежат ли этому множеству:

а) восьмиугольник; б) параллелограмм; в) отрезок; г) параллелепипед; д) полукруг?

2. Запишите перечислением элементов следующие множества:  А – множество нечетных чисел на отрезке [1; 15];

3.Прочитайте запись и укажите, какие из указанных высказываний истина, а какие ложные: а) 30-натуральное число; б) -3 не является целым числом; в) -7 является четным числом; г) у Земли один искусственный спутник

4.Устонави соответствие множество точек, изображенных на рисунках с неравенством: 1) х  1;  2) у  – 2; 3) –1 у х 





 

 

 

 

 



 5.Изобразите в одной координатной плоскости множества точек, удовлетворяющие условиям: а) х  7, б) у  –1, 4; в) 1 у 



ТЕСТ 2 ВАРИАНТ.

1.Пусть А – множество многогранников. Принадлежат ли этому множеству:

а) восьмиугольная призма; б) параллелограмм; в) отрезок; г) параллелепипед; д) конус;

2. Запишите перечислением элементов следующие множества:  С – множество натуральных чисел, больших 10, но меньших 12;

3.Прочитайте запись и укажите, какие из указанных высказываний истина, а какие ложные: а) 3-отрицательное число; б) -3 является целым числом; в) 11 является четным числом; г) у Земли много искусственных спутников.

4.Устонави соответствие множество точек, изображенных на рисунках с неравенством: 1) х  1;  2) у  – 2; 3) –1 у х 





 

 

 

 

 

 5.Изобразите в одной координатной плоскости множества точек, удовлетворяющие условиям: а) х  –2, б) у  3, в) –1 у 

Рефлексия. Проведение рефлексии помогает выявить ценностное и критическое отношение обучающихся к полученной информации:

Итог урока. Цель: Подвести итоги урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся (возможна самооценка на основе рефлексивного алгоритма);

Акцентирую внимание на конечные результаты учебной деятельности учащихся на уроке.

-Какую цель мы поставили на урок?

-Достигли ли мы цели?

- Чему сегодня научились?

-У кого были затруднения при выполнении самостоятельной работы? В чем?

-Справились ли вы с затруднениями?

-Оцените свою работу на уроке.










Критерий оценки:

10 и более баллов-- оценка 5;

6 -7 баллов--оценка 4;

4-5 баллов---оценка 3;менее 4 баллов ---оценка 2

























































Лист учета знаний ученика 9 класса _________________________

«Обобщение по теме: «Множества, логика».

Критерий оценки каждого задания: 0 – неверно, 1 – наполовину верно, 2 – верно

1.Теоретическая разминка. Балл_________

ЗАДАНИЕ 2 С ПОМОЩЬЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА: (используя определения пересечения и объединения). Рисунок на котором изображены два числовых отрезка: А


2 4 7 9


найдите: а) А б) АВ.

Балл_________

ЗАДАНИЕ 3. С ПОМОЩЬЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА: расшифруйте символическую запись:

1) "(х)р(х); 2) $(x)Î X ; 3) р(х) Þ q(х); 4) р(х) Û q(х).

2.Сформулировать высказывание , если известно высказывание v: 1) 7=7; 2) 40≥5; 3) любое натуральное число является целым числом.

Балл_________

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ У ДОСКИ: №1 . Постройте прямую . Покажите множество точек плоскости, координаты которых удовлетворяют условию .

2. Изобразить на координатной плоскости множества решений системы неравенства:

у≥2х-3

у≤ -0,5х+2.

Балл_________ Балл_________

Проверочный тест: 1 ВАРИАНТ.

1.Пусть А – множество многоугольников. Выпиши элементы принадлежащие данному множеству:

а) восьмиугольник; б) параллелограмм; в) отрезок; г) параллелепипед; д) полукруг?

2. Запишите перечислением элементов следующие множества:  А – множество нечетных чисел на отрезке [1; 15];

3.Прочитайте запись и укажите, какие из указанных высказываний истина, а какие ложные: а) 30-натуральное число; б) -3 не является целым числом; в) -7 является четным числом; г) у Земли один искусственный спутник

4.Устонави соответствие множество точек, изображенных на рисунках с неравенством: 1) х  1;  2) у  – 2; 3) –1 у х 





 

 

 


5.Изобразите в координатной плоскости множества точек, удовлетворяющие условиям:

а)  0 ≤ х  3; б) 2 у 

   

Балл_________

Бланк рефлексивной оценки: Для того, чтобы обучение приносило вам больше пользы, радости, здоровья, я прошу вас выразить свое мнение об этом занятии при помощи ответов на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте  утверждения и предложенные варианты ответов, выберите наиболее подходящий и поставьте напротив него «+».  Заранее благодарю за искренние и точные ответы.

Вопросы анкеты

Знак

1. После занятия я чувствую себя


а) заряженным новой энергией


б) работоспособным, бодрым


в) самочувствие не изменилось


г) утомленным, подавленным


д) несколько возбужденным, взвинченным


2. В конце занятия я испытал состояние


а)  восхищения


б) благодарности


в) удовлетворения


г) впустую потраченного времени


д) скуки, раздражения


3. После занятия мне захотелось


а) творить добро, совершать благородные поступки


б) изобретать что-то новое, сочинять


в) совершенствовать свои качества


г) самостоятельно пополнять свои знания


д) чтобы материал данной темы никогда не попал? мне на к.р., зачете, экзамене


е) никогда о нем не вспоминать


Критерий оценки: 10 и более баллов-- оценка 5;

6 -7 баллов--оценка 4;

4-5 баллов---оценка 3;менее 4 баллов ---оценка 2

Лист учета знаний ученика 9 класса _________________________

«Обобщение по теме: «Множества, логика».

Критерий оценки каждого задания: 0 – неверно, 1 – наполовину верно, 2 – верно

1.Теоретическая разминка. Балл_________

ЗАДАНИЕ 2 С ПОМОЩЬЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА: (используя определения пересечения и объединения). Рисунок на котором изображены два числовых отрезка: А


2 4 7 9


найдите: а) А б) АВ.

Балл_________

ЗАДАНИЕ 3. С ПОМОЩЬЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА: расшифруйте символическую запись:

1) "(х)р(х); 2) $(x)Î X ; 3) р(х) Þ q(х); 4) р(х) Û q(х).

2.Сформулировать высказывание , если известно высказывание v: 1) 7=7; 2) 40≥5; 3) любое натуральное число является целым числом.

Балл_________

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ У ДОСКИ: №1 . Постройте прямую . Покажите множество точек плоскости, координаты которых удовлетворяют условию .

2. Изобразить на координатной плоскости множества решений системы неравенства:

у≥2х-3

у≤ -0,5х+2.

Балл_________ Балл_________


ТЕСТ 2 ВАРИАНТ.

1.Пусть А – множество многоугольников. Выпиши элементы принадлежащие данному множеству: а) восьмиугольная призма; б) параллелограмм; в) отрезок; г) параллелепипед; д) конус;

2. Запишите перечислением элементов следующие множества:  С – множество натуральных чисел, больших 10, но меньших 12;

3.Прочитайте запись и укажите, какие из указанных высказываний истина, а какие ложные: а) 3-отрицательное число; б) -3 является целым числом; в) 11 является четным числом; г) у Земли много искусственных спутников.

4.Устонави соответствие множество точек, изображенных на рисунках с неравенством: 1) х  1;  2) у  – 2; 3) –1 у х 





 

 

 

5. .Изобразите в координатной плоскости множества точек, удовлетворяющие условиям:

а)-1 ≤ х ≤  2, б) –1 у 


Балл_________

Бланк рефлексивной оценки: Для того, чтобы обучение приносило вам больше пользы, радости, здоровья, я прошу вас выразить свое мнение об этом занятии при помощи ответов на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте  утверждения и предложенные варианты ответов, выберите наиболее подходящий и поставьте напротив него «+».  Заранее благодарю за искренние и точные ответы.

Вопросы анкеты

Знак

1. После занятия я чувствую себя


а) заряженным новой энергией


б) работоспособным, бодрым


в) самочувствие не изменилось


г) утомленным, подавленным


д) несколько возбужденным, взвинченным


2. В конце занятия я испытал состояние


а)  восхищения


б) благодарности


в) удовлетворения


г) впустую потраченного времени


д) скуки, раздражения


3. После занятия мне захотелось


а) творить добро, совершать благородные поступки


б) изобретать что-то новое, сочинять


в) совершенствовать свои качества


г) самостоятельно пополнять свои знания


д) чтобы материал данной темы никогда не попал? мне на к.р., зачете, экзамене


е) никогда о нем не вспоминать


Критерий оценки: 10 и более баллов-- оценка 5;

6 -7 баллов--оценка 4; 4-5 баллов---оценка 3; менее 4 баллов ---оценка 2