СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Обобщение знаний об имени существительном". Урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является: - обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;

- закрепить умение применять теоретические знания при выполнении  известных видов  грамматического   анализа слова;

- развивать речь, память, логическое мышление, обогащение устной и письменной речи

Просмотр содержимого документа
«" Обобщение знаний об имени существительном". Урок русского языка в 4 классе»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока: «Имя существительное» (Обобщение знаний)

Цели:

- обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;

- закрепить умение применять теоретические знания при выполнении известных видов грамматического анализа слова;

- развивать речь, память, логическое мышление, обогащение устной и письменной речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование:

1. Карточки с названиями разделов русского языка;

2. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, В.И. Даля;

3 « школьный словарь синонимов, антонимов и фразеологизмов русского языка»

4. «Словообразовательный словарь русского языка»

А.Н. Тихонова;

5. Книги о Морозе (сказки, стихи).

6. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.


-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. 

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

II. Определение темы и цели урока.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

-Это новая тема для нас? Значит цель нашего урока - это обобщение знаний об имени существитель­ном.

- Урок у нас будет необычный, урок-исследование.

III. Обобщение и систематизация знаний. Познавательный этап.

-Я сегодня предложу вам исследовать одно слово с точки зрения разных разделов русского языка (на доске Разделы русского языка).

- С какими разделами русского языка мы знакомимся с вами в начальной школе?

-Слово, которое мы будем исследовать спрятано в загадке.

Невидимкою зимою

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. ( на доске слово «мороз»)

- Давайте, исследуем это слово с фонетической точки зрения. Что изучает фонетика?

- Это – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

- Давайте запишем это слово в тетрадь и выполним фонетический разбор слова.

Первую часть разбора выполните самостоятельно, один у доски.

Мороз - 2 слога,5б,5 зв, 2гл, 3 согл, [м а р о с]

м [м] - согл., звон., непарн., тверд.парн

о [а] - гл., безудар.

Р [р] ~ согл., звон., непарн., тверд..,парн;

о [о] - гл., ударн.

з [с] - согл.. глух., парн.. тверд.,парн;

5 б., 5 зв.

- Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)

-Какие звуки в слове не соответствуют написанию? [а], [с]

- Какие же трудности в связи с этим появляются? (Как правильно написать слово). Поможет нам здесь следующий раздел.(Орфография)

- Что изучает раздел орфография?

- Какие орфограммы есть в слове мороз?

- Какую орфограмму мы можем проверить?

- Перед вами текст. (слайд)

-Прочитайте его внимательно и определите, какое задание вы бы задали себе? ( найти в слове слова с орфограммами.).

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

-В каких частях слова может быть орфограмма?

- Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке орфографией и фонетикой.

- Как бы вы объяснили значение слова «мо­роз» младшему братику или сестре?

- Какой раздел языка изучает слова и их значение? (лексика)

- Где можно посмотреть точное значение этого слова? (в толковом словаре)

- Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов в сло­варе.(слайд)

- А как объясняет это слово В.И. Даль в словаре?

- Как, по-вашему, кто ближе все­го, точнее дал свое определение?

- Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (работа детей со словарём)

- Есть ли у слова «мороз» антонимы? (работа детей со словарем)

-О чём можно сказать, прочитав эти предложении?

На морозе щёки горят. (Красные от мороза)

Мороз сковал речку. (Вся поверхность воды покрылась льдом)

Ударили сильные морозы. ( На улице резко похолодало)

Вывод: Рассмотрев это слово с лексической точки зрения, мы узнали о том, сколько всего может быть связано с этим словом.

- Посмотрите на ряд слов: морозом, морозы, мо­розец (слова выписываются на доске)

-Какое слово лишнее? Почему?

-Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки, суффиксы)

- Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? (Словообразование)

-Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова мороз (работа в паре).

- Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы?

- Посмотрите на слайд и определите для себя следующее задание.

Сковали, льдом, быструю, трескучие, реку, морозы. (Запись на доске)

-запишите составленное предложение и дайте ему характеристику.

-Назовите словосочетания.

-Чем является слово мороз в этом предложении? (подлежащим)

Что такое подлежащее? (главный член предложения)

-Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?

- Какой раздел науки о русском языке изучает словосоче­тание и предложение? (Синтаксис)

- Какой частью речи является слово «мороз»? (Существительное)

-Докажите, что это – существительное( Вопрос что?, явление природы)

- Что ещё мы знаем об имени существительном?

- Исследовать слово как часть речи, какой раздел нам поможет? (морфология?)

-Что изучает морфология? (морфологический разбор у доски).

-Пословицы и поговорки - это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз? (ответы детей).

1. Береги нос в большой мороз.

2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

3. Мороз невелик, да стоять не велит.

4. Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

5. Мороз разбирает да расшевеливает.

6. Стужа да мороз; на печи мужик замерз.

7. Был бы покос, да пришел мороз.

8. День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.

9. Зима не без морозов.

10. Мороз да нужда - нет их хуже.

11. Солнце на лето, зима на мороз.

12. И март морозом на нос садится.

- Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз пред­ставляли живым человеком и сказки о нем слагали:

«Мороз Иванович» ( отрывок: «Была зима морозная, была зима серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки нахлобучил»).

«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец»).сказка "Морозко”. "Два мороза" Интересную поэму написал Некрасов Николай Алексеевич“ Мороз-Красный Нос”: Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.)

IV. Итоговый этап урока

Какое слово сегодня мы исследовали на уроке? (мороз)

- Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких?

-Сегодня мы провели исследование только одного слова. Но русский язык богат и разнообразен. В нём так много слов, что можно хоть каждый

день проводить исследования.

- Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?

.