МБОУ г. Иркутска СОШ № 16
Учитель химии Мелещенко Н.Г.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Подводит итог обсуждения. Учитель приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место | Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся (5 мин.) | Организует деятельность по актуализации знаний: - контролирует деятельность учащихся; Учитель: Начинаем урок с «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» - Д .И.Менделеев Презентация. | | Познавательные: получают и осмысливают информацию. Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
(Слайд 1) – вспомним какие факты, касающиеся предмета химия мы сегодня знаем? Что является объектом изучения я химии? | Называют изученные вещества, явления. - Вещества - Явления -Химические реакции - Уравнения - Типы реакций | Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения. |
- Можно эти понятия назвать фактами? | - да | |
- Проанализируйте высказывание Д.И.Менделеева, подумайте и сформулируйте тему урока. Слайд -2 | ««Изменения, происходящие с веществом»» | Регулятивные: Формулировка темы урока. Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной форме. |
Сформулируйте цель урока. Слайд -3 | Обобщить и систематизировать изученные факты, подготовиться к контрольной работе | Регулятивные: Формулируют цели урока и определяют задачи урока, планируют свою деятельность, прогнозируют результат; |
Учитель организует команды для проведения урока и инструктирует: Работать будем сегодня по группам – командам. У нас есть 4 команды. (1, 2, 3, 4) в каждой команде капитан. На ваших столах имеется инструкционная карта с заданиями на каждый этап, лист для выполнения заданий каждому участнику команды и оценочные листы, в которых будете фиксировать результат задания. В колонках 1 и 2 оценочного листа № этапа и его название, в № 3 – критерии оценивания, в № 4 фиксируете результаты и в колонке № 5 ставите оценки, по указаниям инструкции. Затем проводим корректировку. Работают активно все члены команды, капитаны команд учитывают активность каждого участника и оценивают. | Знакомятся с инструкционными картами и оценочными листами. | Познавательные: получают и осмысливают информацию. Регулятивные: Работают по плану сверяют свои действия с целью. Личностные: Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью |
Задания 1-5 этап одинаковы для всех. Слайд -4. Разминка 1 этап. Рассмотрите рисунки слайда и внесите номера иллюстраций в соответствующие колонки таблицы (2мин) № | Физические явления | Химические явления | 1 | | | Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя. № | Физические явления | Химические явления | 1 | 245 | 136 | | Познавательные: получают и осмысливают информацию, обобщают, устанавливают аналогии, осуществляют классификацию, делают выводы. Регулятивные: Работают по плану сверяют свои действия с целью. корректируют ошибки. Коммуникативные: проявляют инициативу сотрудничают в поиске и выборе информации; Личностные: формируют умение управлять своей познавательной деятельностью |
Слайд -4. 2 этап. Укажите признаки протекания химических реакций: Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. (2 мин) | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя. Свет, тепло, цвет, осадок |
Слайд -5. 3 этап. В таблице приведены названия и химические формулы некоторых газообразных веществ. Используя предложенные вам справочные материалы, вычислите молярные массы, ответы занесите в соответствующие колонки (2 мин) № | Название вещества | формула | Молярная масса г/моль | 1 | Кислород | O2 | | 2 | Метан | CH4 | | 3 | Сернистый газ | SO2 | | | № | Название вещества | формула | Молярная масса г/моль | 1 | Кислород | O2 | 32 | 2 | Метан | CH4 | 16 | 3 | Сернистый газ | SO2 | 64 | |
3 | II. Обобщение и систематизация понятий и знаний и их применение для выполнения практических заданий | Слайд -6. 4 этап. (4 мин) Выпишите в два столбика вещества относящиеся к известным вам классам: MgO, HCI, CO2, HNO3, K2O, Na2SO4, H3HO4, NaOH, H2CO3, KNO3, Ba(OH)2,CaCO3, CI2O7, H2SO4, AI(OH)3, K2SO4 . Оксиды | кислоты | основания | соли | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем, от каждой команды попросить дать определение представителю одного класса. За правильный ответ отвечающему 1 балл. | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают. Слайд -6. 4 этап. Оксиды | кислоты | основания | соли | MgO, | HCI | NaOH | Na2SO4 | CO2 | HNO3 | Ba(OH)2 | KNO3 | K2O | H3HO4 | AI(OH)3 | CaCO3 | CI2O7 | H2CO3 | | K2SO4 | | H2SO4 | | | | Коммуникативные: сотрудничают в поиске и выборе информации; строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения Познавательные: получают и осмысливают информацию, обобщают, устанавливают аналогии, осуществляют классификацию, делают выводы используют знаково-символические средства для решения задач; Регулятивные: Планируют свою деятельность, работают по плану сверяют свои действия с целью. прогнозируют результат; корректируют ошибки. Личностные: Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью добросовестное отношение к учению. |
| | Слайд -7. 5 этап. Химический словарь. Задание – соотнеси термины и определения, результаты внести в таблицу. А | Горение –это… | 1 | реакции, протекающие в противоположных направлениях | Б | Катализа- торы – это… | 2 | реакции, сопровождающиеся выделением тепла | В | Экзотерми- ческие – это… | 3 | реакции, протекающие с участием катализаторов | Г | Каталити- ческие - это… | 4 | реакции, сопровождающиеся поглощением тепла | Д | Эндотерми-ческие это | 5 | вещества, ускоряющие реакции | Е | Обратимые – это … | 6 | реакции, протекающие с участием биологических катализаторов | Ж | Фермента-тивные – это… | 7 | реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света | | | | | Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | А | 7 | Б | 5 | В | 2 | Г | 3 | Д | 4 | Е | 1 | Ж | 6 | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают. |
| | Слайд 8. 6 этап. Задания 6-9 этапа проводим по вариантам ( каждой команде один) После выполнения задания фиксируем результаты. Один учащийся из команды выходит и объясняет результат. Члены других команд слушают и, если есть ошибки, исправляют. За правильный ответ исправившему 1 балл. После выступления всех команд проводим проверку, ставим оценку. 1.Проанализируйте предложенные схемы уравнений, определите тип, ответ запишите в виде начальной буквы названия типа в соответствующие клеточки: (4 мин.) 1 команда: B + O2 = B2O3 HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O Ca(OH) + H3PO4= Ca3(PO4)2+ H2O H2SO3 + Mg = MgSO3 + H2 H2СO3 = СO2 + H2O СaO + H2O = Сa(OH)2 2 команда: Br2+ O2 = Br 2O7 H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O P2O5 + H2O = H3PO4 Na2O + H2O = NaOH H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O 3 команда: Br2+ O2 = Br 2O7 H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O AI(OH)3+H2SO4= AI2(SO4)3+ H2O P2O5 + H2O = H3PO4 Na2O + H2O = NaOH H2SO4+ Fe = FeSO4 + H2O 4 команда: CI2 + O2 = CI 2O7 AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2 KOH + H2CO3 = K2CO3 + H2O CaО + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2 Fe2O3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O SO3 + H2O = H2SO4 Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают. 1 команда: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | с | о | о | з | р | с | | 2 команда: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | с | о | о | с | с | з | | 3 команда: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | с | з | о | о | с | с | | 4 команда: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | с | з | о | о | о | с | | |
4 | III. Усвоение основных понятий на основе систематизации знаний | Слайд -9. 7 этап. (3 мин) Расставить коэффициенты в уравнениях, ответ запишите в виде последовательности чисел (коэффициентов). Помним, если нет коэффициента, ставим цифру 1. 1 команда: HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O Ca(OH)2 + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O 2 команда: H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + H2O AI(OH)3 + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2O 3 команда: V + O2 = V 2O5 H3PO4 + Zn = Zn3(PO4)2 + H2 4 команда: CI2 + O2 = CI 2O7 AI + H2SO4 = AI2(SO4)3 + H2 Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | Заполняют таблицу, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают. 1 команда: 1) 2HNO3 + MgO = Mg(NO3)2 + H2O 2) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O № | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2. | 3 | 2 | 1 | 6 | 2 команда: 1) 3H2SO4+ Fe 2O3= Fe2(SO4)3 + 3 H2O 2) 2AI(OH)3 + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 6H2O № | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | 3 | 1 | 1 | 3 | 2. | 2 | 3 | 1 | 6 | 3 команда: 1) 4V + 5O2 = 2V 2O5 2) 2H3PO4 + 3Zn = Zn3(PO4)2 + 3H2 № | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | 4 | 5 | 2 | | 2. | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 команда: 1) 2CI2 + 7O2 = 2CI 2O7 2) 2AI + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 3H2 № | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | 2 | 7 | 2 | | 2. | 2 | 3 | 1 | 3 | | Коммуникативные: проявляют инициативу, сотрудничают в поиске и выборе информации; строят речевые высказывания в устной и письменной форме, ведут диалог и участвуют в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражают и аргументируют свою точку зрения Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; планируют свою деятельность, прогнозируют результат; корректируют ошибки. Познавательные: получают и осмысливают информацию, строят логические цепочки рассуждений, анализируют, устанавливают аналогии, делают выводы, используют знаково-символические средства для решения задач; Личностные: Формируют умение управлять своей познавательной деятельностью добросовестное отношение к учению |
| | Слайд -10 8 этап. Закончить уравнения реакций. 1) оксид серы (VI) + вода. = 2) оксид натрия + азотная кислота 3) натрий + вода = 4) калия + вода = Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | Записывают уравнение, сравнивают с ответом слайда, оценивают себя, отвечают. Закончить уравнения реакций. а) оксид 1) оксид серы (VI) + вода. = SO2 + H2O = H2SO4 2) оксид натрия + азотная кислота Na2O + HNO3 = 2NaNO3 + H2O 3) натрий + вода = Na + 2H2O = 2NaOH + H2 4) оксид калия + вода = K2O + H2O = 2KOH |
| | Слайд -11. 9 этап. (5мин) «Любое знание желательно добыть опытным путём» 1 вариант: Прилить к раствору сульфата меди(II) раствор гидроксида натрия. 2 вариант: Прилить к раствору хлорида железа (III) раствор гидроксида натрия. 3 вариант: Прилить к раствору нитрата свинца раствор иодида калия 4 вариант: Прилить к раствору сульфата натрия раствор хлорида бария Опишите свои наблюдения, объясните полученный результат (Произошла реакция, признак, что за вещество в пробирке, чтобы ответить на последний надо написать уравнения реакций) Отчет предоставить по плану: Опишите ваши наблюдения? Напишите уравнение реакции соблюдая следующий алгоритм: поменяйте местами составные части сложных веществ составьте формулы продуктов реакции (поставьте индексы, используя таблицу растворимости) расставьте коэффициенты определите вещество, выпавшее в осадок, укажите его формулу и название Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. | 1.CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 (гидроксид меди, голубой студенистой осадок) 2.FeCI3 + 3NaOH = 3NaCI + Fe(OH)3 (гидроксид железа, бурый студенистой осадок) 3.Pb(NO)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2 (Иодид свинца, желтый осадок) 4.Na2SO4 + BaCI2 = 2NaCI + BaSO4 (Сульфат бария, белый осадок) |
| | Слайд -12. 10 этап. «Подумай и реши» Решить задачу: Сколько получится оксида кальция при разложении при разложении 204 граммов карбоната кальция, содержащего 2 % примесей? Проверяем по слайду с готовыми ответами, корректируем. Первый решивший комментирует решение задачи. | 100% - 2% = 98% 98%/100% = 0,98 204г * 0,98 = 200г СаСО3 = СаО + СО2 n(СаСО3) = 200г/100г/моль = 2моль СаСО3 : СаО =1:1= n(СаО)=2моль 2моль * 56г/моль (СаО) = 112г(СаО) |
5 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Учитель предлагает учащимся подсчитать общее количество баллов, капитанам добавить по одному баллу самым активным учащимся, за работу у доски, оценить свою работу на уроке и поставить оценки. 44 – 48 баллов – «5» 36 – 43 балла – «4» 25- 35 баллов – «3» 0 – 24 балла – «2» Материалы работы положить на край парты. Проводит рефлексию. Просит поднять листочки Красный цвет – вам непонятно и хотите остановится на теме, учить (Нет) Желтый цвет – приготовиться, значит нужно вспомнить и повторить (Почти да) Зеленый цвет – путь к знаниям открыт, значит можно смело переходить к следующей теме (Да) | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
6 | IV. Домашнее задание | Повторить параграф 26-34 Подготовиться к контрольной работе | | |