Урок русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний о глаголе»
2 класс. «Школа России»
Учитель: Т.В.Турко
Цели:
1. Закрепить знания детей о глаголе.
2. Совершенствовать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
3. Работать над развитием памяти, мышления, внимания.
4. Умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.
5. Воспитывать интерес к наблюдению за природой.
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания о глаголе, продолжат работу над умением находить глагол в тексте, задавать вопросы, определять число глагола, научатся правильно записывать частицу НЕ с глаголами.
Оборудование: интерактивная доска, презентация в программе Smart Notebook, у детей раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, выполним задание по чистописанию. (слайд)

- Какие буквы вставили, почему?
- Как вы думаете, почему я выбрала эти слова? Как они связаны между собой?
- Сегодня мы отправимся в гости к весне. (на доске сосульки, после каждого этапа урока снимается «тает» сосулька)
- Для того чтобы путешествовать надо взять с собой необходимые знания и умения. Приготовим вещмешки и маршрутный лист нашего путешествия. (слайд)
- В нём мы будем отмечать наши достижения.
| Что такое глагол? | |
Орфограммы | |
Число глаголов | |
Глаголы – антонимы | |
Не с глаголами | |
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- С какой частью речи мы работали с вами на предыдущих уроках? Сегодня мы продолжим работу по теме «Глагол».
- Какое правило нужно знать, чтобы найти глагол в тексте? (Составление схемы на доске)
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать?, Что сделать?, Что будет делать?
- Прочитайте стихотворение (слайд):
Улетела злая вьюга,
Принесли весну грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам на поля,
Зацвела, похорошела,
Отдохнувшая земля.
- Выпишите глаголы из этого стихотворения.
- Проверим. (подчеркнуть на слайде)
- Какие знания нам пригодились для выполнения этого задания. Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Поставьте + в маршрутном листе, если вы правильно нашли глаголы в тексте /на экране образец листа с «плюсом»/.
- Молодцы. И это наш первый шажок до весны (убрать одну сосульку)
3. Словарная работа. (Слайд: картинка + слово)
-Какие приметы весны встретились в стихотворении прилетают птицы
- А теперь отгадайте загадки:
Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (ласточка)
- Запишите слово. Подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в слове? Проверьте по экрану.
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (соловей)
- Запишите слово. Подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в слове? Проверьте по экрану.
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...(стриж)
- Запишите слово. Подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в слове? Проверьте по экрану.
Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый ...(чиж)
- Запишите слово. Подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в слове? Проверьте по экрану.
- Как можно назвать всех этих птиц? (перелётные) Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
- Какие знания нам помогли справиться с заданием? Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Поставьте + в маршрутном листе, если правильно выполнили задание.
- Молодцы. И это наш следующий шажок до весны (убрать одну сосульку)
4. Физкультминутка.
-Несмотря на то, что на дворе март, на улице всё ещё холодно, чтобы не замёрзнуть во время прогулки….. нужно подвигаться…
- Слушайте внимательно. Если я называю глагол в единственном числе – вы стоите на месте, если глагол во множественном числе – выполняете действие.
Идут, бежит, хлопают, прыгают, летит, приседают, кричит, танцует, кружатся, спит, садятся.
- Во время физкультминутки вы определяли число глагола. Как вы это делали?
5. Продолжение работы по теме. Определение числа глагола. (слайд, сигнальные карточки).
- Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть глаголы, а вы мне показываете, в каком числе употреблён глагол. (на экране открываем слова)
… пришла.
прилетели ….
… греет.
… ручьи.
… капель.
расцвёл ….
проснулся … .
- Придумайте к каждому глаголу существительное, чтобы получились приметы весны.
Весна пришла.
Грачи прилетели.
Солнце греет.
Журчат ручьи.
Звенит капель.
Расцвёл подснежник.
Проснулся медведь.
- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание, поставьте + в маршрутном листе.
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
- разные трудности могут встретиться на пути, поэтому в путешествии важно, чтобы товарищ был рядом…
6. Работа в парах. Работа с учебником.
- Откройте учебник с. 81 упр. 142. Прочитайте задание. Что такое антонимы?
- Сейчас вы будете работать самостоятельно. С помощью словаря антонимов запишите пары слов.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга.
- Поднимите руку, кто правильно ….
- Какие знания помогли вам выполнить это задание? Поставьте + в маршрутном листе, если справились с его выполнением.
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
7. Работа с пословицами. (Карточки)
Если весной … вспотеть, так и зимой … согреешься.
Кто … спит весною – тот … плачет зимою.
Весною день упустишь – годом … вернёшь.
- Прочитайте пословицы. Вставьте где нужно частицу НЕ. Кто может объяснить эти пословицы?
- Запишите в тетрадь одну любую пословицу. Какое правило надо вспомнить?
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга.
- Какие знания помогли вам выполнить это задание? Поднимите руку, кто правильно ….Поставьте + в маршрутном листе, если справились с его выполнением.
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Наша прогулка подошла к концу. Теперь можем снять свои вещмешки. Давайте проверим их содержимое.
Какую тему мы сегодня повторяли?
Какие предметные умения нам сегодня понадобились? (маршрутный лист)
Посмотрите в свои маршрутные листы, посчитайте, сколько «+» вы заработали?
Встаньте, кто набрал 4 или больше «+»? Вы получаете отметку «5».
Встаньте, у кого 3 «+»?. Вы получаете отметку «4».
Посмотрите на свои маршрутные листы, где не стоят «+»? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие знания и умения вам пригодились на уроке?
9. Домашнее задание.
Придумайте и запишите в тетради 3 предложения о весне.
- Вот и растаяли все наши сосульки. Сегодня мы приблизились к весне. Уже всюду слышится её чудесная песенка. Детская песня «Солнечная капель». А пока звучит песенка, нарисуйте на своём маршрутном листе солнышко, показывающее ваше настроение.
Спасибо за урок!
6