ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
ПОРТФОЛИО
- Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений.
- Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
- Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
- Представленные в портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
- Образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать.
- Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.
Примерная структура и содержание портфолио (2014)
- 1 раздел
- (ориентиры и основания)
- Оглавление
- Общие сведения о педагогическом работнике
- Копии документов
- 2 раздел
- (Результативность и качество – динамика учащихся)
- Результативность педагогической деятельности
- 3 раздел
- (средства и методы достижения качества и результатов)
- Научно-методическая деятельность
- Учебно-материальная и техническая база
- Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению.
- Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми.
- В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
Оглавление
- Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов.
- Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей).
Общие сведения о педагогическом работнике
- ФИО. Дата рождения.
- Сведения об образовании.
- Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.
- Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).
- Занимаемая должность (указать с какого времени).
- Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).
- Наличие почетных и ученых званий, наград.
- Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной и др.)
- Повышение квалификации (за последние 5 лет)
- Контактный телефон и электронный адрес.
Копии документов
- диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);
- аттестационный лист;
- документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; наиболее значимые почетные грамоты, благодарственные письма;
- свидетельства об обобщении опыта работы;
- удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;
- приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.
Учебно-материальная и техническая база
- наличие словарей, справочной литературы по предмету;
- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
- наличие аудио- и видеопособий;
- наличие технических средств обучения (телевизор, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.);
- другие документы по желанию учителя.
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио
- Портфолио предъявляется на бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования.
- Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.).
- Общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио
- Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.
- Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию)
1 этап. Экспертная оценка портфолио.
№
п/п
Показатели
1
Оценка (в баллах)
Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.
1
(1-5)
2
2
3
Эффективность профессиональной педагогической деятельности.
3
4
Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.
4
Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5
5 - очень высокая степень выраженности показателей;
4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».
3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».
2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».
1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
2) Экспертная оценка портфолио.
№
п/п
Показатели
Оценка (в баллах)
5
(1-5)
1
Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).
6
2
7
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.
3
Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции).
8
4
Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности.
5
2) Экспертная оценка портфолио.
№
п/п
Показатели
9
Оценка (в баллах)
(1-5)
1
Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).
10
2
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.
11
3
Открытые уроки и мероприятия.
12
4
Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование.
5
При количественном анализе результатов экспертизы баллы суммируются и делятся на 12. Балл заносится в экспертный лист оценки портфолио и итоговый лист экспертной оценки.
Оценки экспертов (в баллах)
- 5 - очень высокая степень выраженности показателей;
- 4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».
- 3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».
- 2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».
- 1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
Групповая работа
- Формирование раздела портфолио « Результативность педагогической деятельности»
- Задание:
- Представленные материалы нужно распределить на три группы: критерии (12), показатели, источник информации.
- Смоделировать структуру данного раздела, выстроив логическую последовательность:
- Критерий показатели источник инф.
Схема портфолио
источник информации
показатель
источник информации
критерий
показатель
источник информации
критерии
- 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
- 2. Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся
- 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной , творческой, физкультурно-спортивной деятельности
- 4. Познавательная активность обучающихся по предмету
критерии
- 5. Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов
- 6. Участие в экспериментальной, инновационной деятельности
- 7. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной
- 8. Признание профессиональным сообществом высокой квалификации педагогического работника
критерии
- 9. Активное участие в работе МО, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
- 10. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
- 11. Личностные и профессиональные качества педагогического работника
- 12. Высокие сертифицированные достижения педагогического работника