Обучающая тестовая работа по теме «Сложное предложение», 9 класс
Цель: проверить уровень учебно-языковых и правописных умений учащихся.
1. Отметьте верные утверждения.
1) Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
2) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
3) Средствами связи в сложносочинённом предложении являются союзные слова.
4) Подчинительные союзы и союзные слова располагаются в придаточной части.
5) Основным средством связи в бессоюзных сложных предложениях являются знаки препинания.
ОТВЕТ: 1), 2), 4)
2. Укажите сложные предложения 1) А ветер снова в гребни бьёт и гривы пенные ерошит.
2) К вечеру небо очистилось, и ночь обещала быть холодной.
3) Ночь была ясная, звёздная, и дышалось после душного кабинета легко.
4) Что-то во мне оживало и раскрывалось навстречу солнцу и зарождающемуся дню.
5) Музыка у Высоцкого играла, я бы сказал, роль аккомпанемента.
ОТВЕТ: 2), 3)
3. Отметьте сложносочинённые предложения 1) То крик филин нарушит тишину, то зашуршит в кустах проснувшаяся птица.
2) Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает.
3) Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека.
4) Не то шёл дождь, не то моросило.
5) Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш; а кругом, на полях, непробудная тишь.
ОТВЕТ: 1), 4), 5)
4. В каком ряду перечислены только соединительные союзы?
1) Также, а, либо, чтобы;
2) однако, когда, да, если;
3) тоже, ни…ни, и, также;
4) и, или, то…то, да (=и);
5) зато, же, не то…не то, да и.
ОТВЕТ: 3)
5. Определите виды сложносочинённых предложений и установите соответствие между столбцами таблицы
А. Горы обступали озеро со всех сторон, но скаты их, поросшие травой, были не круты. | 1. ССП с соединительными союзами 2. ССП с разделительными союзами 3. ССП с противительными союзами |
Б. Не то это раннее утро, не то наступил вечер. |
В. Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть. |
Г. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. |
ОТВЕТ: А3, Б2, В1, Г3
6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой
А. Вечером, когда вся семья в сборе, мы рассказываем друг другу о своих делах. | 1. СПП с придаточной определительной 2. СПП с придаточной изъяснительной 3. СПП с придаточной обстоятельственной уступки 4. СПП с придаточной обстоятельственной следствия 5. СПП с придаточной обстоятельственной времени |
Б. Дело в том, что я хочу сам разобраться в строении СПП. |
В. Я задёрнул штору на окне, так что солнечный свет теперь не мешает. |
Г. Мы усвоили правило, которое объяснил учитель. |
Д. Я лежу с закрытыми глазами, хотя уже давно проснулся. |
ОТВЕТ: А5, Б2, В4, Г1, Д3
7. Укажите бессоюзные сложные предложения 1) Дул ветер, в окно летели брызги дождя, небо не прояснялось.
2) Лес рубят – щепки летят.
3) Сквозь меня, многократно просеясь, чистый звук в наши души летел.
4) Я доверяю любящим: они великодушны.
5) Уметь посмеяться над собой – бесценное свойство человека.
ОТВЕТ: 1), 2), 4)
8. Сколько придаточных частей в данном сложноподчинённом предложении?
Присмотревшись, мы поняли, что камень будет плохим прикрытием, потому что у него не было ни одного выступа, на который можно было бы опереть ружьё, и ни одной выбоины, чтобы спрятаться.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
5) семь
ОТВЕТ: 2 (четыре)
9. Укажите СПП, средством связи в которых являются союзы
1) Когда я сообщил о своём отъезде, мать принялась горько плакать.
2) Везде, где только было местечко, росли подсолнечники и укроп.
3) Чтобы развлечь себя, она вышла на террасу подышать свежим воздухом.
4) Вдруг я увидел, что кто-то идёт за мной.
5) Оля так и не выбрала, какую книгу взять с собой в поездку.
ОТВЕТ: 1), 3), 4).
10. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно
1) Мои попутчики были так добры и дружелюбны, что, когда наконец мы остановились под гулкими сводами вокзала, я немного пожалел, что путешествие уже закончилось.
2) По ночам вокруг дома бродили караульщики, и трещали трещотки
3) Несчастья бояться – счастья не видать.
4) На солнце нельзя было теперь взглянуть – ослепительными потоками оно лилось с вышины.
5) Я сразу понял: медведь добывает мёд.
ОТВЕТ: 1), 3), 5)
11. Определите вид сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными частями, постройте схему предложения
Это был час, когда просыпалась машина города, когда гудели заводские гудки.
ОТВЕТ: СПП с однородным подчинением
[ … сущ.], (с.сл. когда…), (с.сл. когда…)
12. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением с придаточным определительным. Запишите предложение (2 балла)
Войдя в комнату я увидел брата, приехавшего из города.
ОТВЕТ: Войдя в комнату я увидел брата, который приехал с города.
13. Синтаксическая норма нарушена в предложениях:
1) По дороге зашли в дом, где живёт мой одноклассник.
2) По дороге зашли в дом, стоящий в глубине двора и в котором живёт мой одноклассник.
3) По дороге зашли в дом, в котором живёт мой одноклассник, которого зовут Владислав.
4) По дороге зашли в дом моего одноклассника Владислава, который стоит в глубине двора.
5) По дороге зашли в дом, чей фасад украшен липниной.
ОТВЕТ: 2), 3), 4), 5)
14. Выполните синтаксический разбор предложения (учтите, знаки препинания не расставлены)
Погода была бурная шёл снег.
ОТВЕТ: [ ]: [ пояснение ]. - БСП
15. Составьте три сложных предложения на тему «Моя будущая профессия» (ССП, СПП, БСП), в СПП укажите вид придаточной (