СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте «Я,я»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте «Я,я»»



Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»



Технологическая карта пробного урока по обучению грамоте

Класс: 1 «В»

Тема урока: «Звуки [а], [й'а]. Буква Я я»





Выполнила: студентка 3 курса группы “ШК”

_______________ Ююкова В.В.

Проверил: учитель начальных классов СОШ № 56

_________________ Таратыкина Е.М.

Методист практики АСПК:

_________ Степаненко Е.А.

_________ Оценка за урок







Астрахань, 2021



Конспект урока

Урок по обучению грамоте



УМК «Школа России»

Учебник Горецкий В.Г., Кирюшкин «Русская азбука».

Класс 1 «В»

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: “ Звуки [а], [й'а]. Буква Я ч.

Цель: Знакомство со звуками [ а], [й'а], буквой Я я.

Планируемые результаты:

Предметные: выделить звуки [а], [й'а] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Метапредметные: понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Оборудование: «Русская азбука», проектор, презентация, раздаточный материал.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Прозвенел звонок - начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Вячеславовна.- Садитесь.

приветствуют

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний




















В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные и…

твёрдые и…

звонкие и…

2). Звуки мы слышим и произносим, а буквы…

3). В слове столько слогов, сколько…

4). После твёрдых согласных пишутся буквы..

5) После мягких согласных пишутся буквы…

Какую букву мы называем хитрой? Почему?



Прочитайте на стр. 110 тему нашей беседы. «Россия – Родина моя»

Вы знаете, что такое Родина?


Я вам сейчас прочитаю стихотворение про Родину, а вы скажете, какая она в стихотворении.

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

- Расскажите, что для вас является Родиной? Какая страна?

- Какой город является столицей России?

- Какие государственные символы нашей страны вы знаете?

- Большая ли наша страна? На каких видах транспорта можно путешествовать по ней?

-Путешествуя по стране, каких животных на территории нашей страны мы можем увидеть?

-А какие деревья растут в нашей стране?

Работа с пословицами

-На внизу страницы 110 у вас есть пословицы. Давайте прочитаем их и скажем, чему они нас учат.


1 пословица: «Русские трудом славны». Славными называют тех, кто чем-то прославился.


Наша страна очень большая. Чтобы уследить за такой большой территорией, облагородить её, нужно очень много трудиться.

-Почему так говорят?


2 пословица: «Жить – Родине служить».




3 пословица: «Всякому мила своя сторона».

аждому человеку должен быть мил, город, край, в котором он живёт.

-Ребята, посмотрите, под картой есть задание. Вам нужно составить рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля, и я вам в этом помогу, задавая вопросы.

-На какой планете ты живёшь?

-В какой стране ты родился?

-Чем для тебя является Россия?

-Какой город является столицей России?


-согласные

-мягкие

-глухие

-пишем и видим

-гласных

-а,о,ы,у

-и,е

-Е. В начале слова и после буквы гласного обозначает два звука




-Место, где родился, живёшь - всё это Родина. Родина, т.е. родное сердцу место.














Нарядная, богатая, счастливая

-Моя Родина – это Россия.



-Москва – это столица страны.


-у России есть символы - герб, гимн и флаг.

-Наша страна очень большая. По ней можно путешествовать на поезде, машине, самолёте.

-волки, зайцы, медведи …


Ели, берёзы, яблони, груши…






-Я думаю, так говорят, потому что, русский народ очень трудолюбивый, он славится своим трудом.





-Я думаю, так говорят, потому что трудиться – значит служить родине, честно выполнять свою работу на благо своей стране.

-Ещё каждый мужчина отдаёт долг своей родине, служит отечеству.



-Потому что, каждый человек любит край, город, в котором он родился.



Я живу на планете Земля. Родился в России. Россия является моей Родиной. Москва – это страница России.

Первичное усвоение новых знаний.

Звуковой анализ:

А) Выделение звука. Б)Артикулирование звука. В)Характеристика звука.






























Послушайте загадку и скажите, что это:

- Круглые, румяные

Мы растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки.

теперь посмотрите на стр.111. Что изображено на верхней картинке?

Давайте произнесём вместе слово яблоки. (схема на доске)

-Сколько слогов в слове яблоко? Давайте хлопками определим.

-Какой слог ударный? Позовём слово.

-Посмотри на схему. Назовём 1 слог.

-Назовём только слог-слияния

-Сколько звуков вы слышите?

-Попробуем назвать 1 звук. Какой он?

-Давайте назовём 2 звук. Какой он?

й'а - это и есть слог-слияния.

Таким образом, сколько мы звуков слышим?

-А обозначаются эти 2 звука одной буквой Я (под схему, под первый слог-слияния букву Я)

Буква Я в начале слова обозначает два звука й'а


-Произнесём хором слово яблони. (схема на доске)

-Сколько слогов в слове яблони? Давайте хлопками определим.

-Какой слог ударный? Позовём слово.

-Посмотри на схему. Назовём 1 слог.

-Назовём только слог-слияния

-Сколько звуков вы слышите?

-Попробуем назвать 1 звук. Какой он?

-Давайте назовём 2 звук. Какой он?

й'а - это и есть слог-слияния.

Таким образом, сколько мы звуков слышим?

А обозначим одной буквой Я (под первый слог-слияния буква Я)

- когда же буква Я обозначает 2 звука?



-яблоки



-яблоки




-3 слога


-1 слог

яб

я

2 звука

й'согласный, мягкий

а – гласный


2 звука (Произносят хором)






-3 слога


-1 слог

яб

я

2 звука

й'согласный, мягкий

а – гласный


2 звука (Произносят хором)



Когда стоит вначале слова.

Работа с буквой

а)Знакомство




-Звуки [а], [й'а] на письме обозначается буквой Я.

-На что похожа буква Я? (показ картинок)

-Почему их на картинке 2?

-Для чего нужна заглавная буква?



-Одна буква заглавная, другая – строчная.

-Заглавная буква обозначает начало предложения, имена, клички, названия городов и стран.


Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

- Тихо и спокойно садитесь.


Выполняют упражнения

Работа с буквой

б)Запоминание

У вас на столах лежат карточки с буквой Я, заштрихуйте её.

Выполняют упражнения

в)Узнавание

Вам даны тексты:

Ялта

Мы в Ялте. Раннее утро. Над

морем туман. Вдали видна парусная

лодка. В лодке два моряка. А вон

там маяк. Он ярко светит. Моряки рады: земля близко!

Подчеркните в нём изученную нами букву Я.

Сколько раз встретилась буква?

Выполняют упражнения







8

Работа со столбиком слогов

-Под картинкой яблони у вас написаны слоги с буквой Я.

Давайте хором прочитаем слоги сверху вниз, снизу вверх, вразброс – хором.

(Спрашиваю индивидуально нескольких учеников)


-Что вы заметили в них? Сколько звуков обозначает буква Я в этих слогах? Какой?

-А как мы слышим согласные звуки? Они твёрдые или мягкие?

-Значит, буква Я обозначает 1 звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного

Составляем слова со слогами







-1 звук [а]


-мягкие



Б) Чтение столбиков слов.

Беседа по прочитанным словам.


Звуковой разбор.

-читаем слова яблоки, яблони.

-как изменится слово, если будет обозначать один предмет?

-Прочитаем имена. что обозначают эти слова и почему написаны с большой буквы?

-А когда же ещё буква Я обозначает 2 звука? Давайте посмотрим.

Звуковой разбор слова ЗОЯ (слово на доске – под ним размещаем схему)

Давайте составим схему к имени Зоя (у доски)

Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

Назовите 1-ый слог. Какие звуки слышим, какую карточку возьмем.

-Произнесём последний слог

-Сколько звуков вы слышите? Какие?

-мы видим, что буква Я стоит после буквы гласного звука и также обозначает 2 звука й'а. Значит, буква Я обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласного.

-Рая, давайте его вместе произнесём.

Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-Произнесём последний слог

-Сколько звуков вы слышите? Какие?

Давайте составим схему к имени Рая (у доски)

мы видим, что буква я стоит после буквы гласного звука и также обозначает 2 звука й'а. Значит, буква Я обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласного.

У вас в учебнике есть два прямоугольника с синей рамкой, давайте с помощью них составим правило:

буква Я обозначает 2 звука в начале слова и после гласного и 1 звук после мягкого согласного.











2 слога

1 слог ударный

й'а

2 звука й'а







2 слога

1 слог ударный

й'а

2 звука й'а





Я - [а], если стоит после мягкого согласного

Я - [й'а], если стоит вначале или после гласного.

В) Чтение текста.

Мы с вами вначале урока говорили, что в нашей стране растёт много плодовых деревьев. Посмотрите на картинку. Скажите, кого вы на ней видите?

-А что делают дети?

-Как вы думаете, какие деревья они сажают?

давайте с вами прочитаем текст и убедимся, подходит текст к картинке или нет.

Прочитаем текст по цепочке по одному предложению.

Как в тексте называют страну?

-Какие деревья будут расти в ней?

-Кто будет рад этому?

-Скажите, картинка подходит к содержанию текста? Почему?

Перечитывание текса, озаглавливание и техническая работа (сколько предложений, найти слова с буквой Я, определить, сколько звуков она обозначает)



-мальчика и девочку

-Они сажают деревья

-плодовые…




-Россия

-Сливы и яблони.


-подходит, потому что речь идёт деревьях, о том, что их сажают.

Итог урока

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве Я? Какая это буква?

-Какие?

-Когда она обозначает 1 звук?-Когда 2 звука? На что указывает после согласного?

Буквой Я

хитрая буква, она обозначает 2 звука.

Звуки [а], [й'а].

если стоит после мягкого согласного.

В начале слова и после гласной. [й'э]

Рефлексия

Ребята, те, кто доволен своей работой, - поднимите зелёный карандаш. Кто считает, что допустил ошибки, - поднимите карандаш красный.