Просмотр содержимого документа
««Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Чтение стихотворений о ранней осени»
Задачи: Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..», А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...», А.Н. Плещеева «Осень наступила...», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников) сюжетные картинки для составления рассказов мяч осенние листья
Ход занятия: 1. Организационный момент. Рассказ-загадка. Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь. «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи») Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится? Дети: Об осени. Воспитатель: Назовите месяца осени. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным. Обозначим план рассказа. Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках. Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Трава пожелтела, птицы стали улетать. -Вос. А кто еще знает признаки наступления осени? Дети Осенью часто идут дожди. -Осенью начинает холодать. -Бывают первые заморозки. -Листья желтеют. Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» 2. Игра с мячом. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист. Вос. - листья осенью (что делают?) – Дети Листья осенью желтеют и опадают. Вос. -дождь осенью (что делает?) – Дети. Дождь осенью моросит, идет. Вос. -урожай осенью (что делают?) – Дети Урожай осенью убирают. Вос. - птицы осенью(что делают?) — Дети. Птицы осенью улетают. Вос. -деревья осенью(что делают?) — Дети Деревья осенью роняют листья. Вос. -звери осенью (что делают?)— Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. А сейчас мы немного отдохнём. Физкультминутка «Осенние листья» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть) А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».) Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. Вот такая она – ранняя осень! Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. « Осень наступила» Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение? Дети: Грусть. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень. Воспитатель: Найдите подтверждение своим словам в стихотворении. Дети: Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер. Идёт дождь. Воспитатель: Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна. Воспитатель: Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? -Мы говорили об осени. Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает. Игра «Да или нет?» Осенью растут грибы? Да Воспитатель: Тучки солнце закрывают? Да Воспитатель: Холодный ветер прилетает? Да Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют? Нет Воспитатель: А букашки прилетают? Нет Воспитатель: Звери норки закрывают? Да Воспитатель: Урожай все собирают? Да Воспитатель: Птичьи стаи улетают? Да Воспитатель: Часто-часто льют дожди? Да Воспитатель: Достаем ли сапоги? Да Воспитатель: Солнце светит очень жарко? Нет Воспитатель: Можно детям загорать? Нет Воспитатель: Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Да Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.