Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, 2021-2022 учебный год
9 класс
ЗАДАНИЕ I
20 вопросов, к каждому из которых предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ. За каждый ответ даётся один балл.
1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
а) оптимальным б) экологическим
в) минимальным г) ограничивающим
2. Абиотическими факторами среды не являются:
а) вода и выпадение осадков
б) грунт
в) взаимодействие типа «паразит — хозяин»
г) рельеф
3. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно классифицировать как «нахлебничество»:
а) рак-отшельник и актиния
б) крокодил и воловья птица
в) акула и рыбы-прилипалы
г) волк и косуля
4. Обычно под структурой популяции понимают:
а) соотношение особей разного пола и разного возраста
б) соотношение здоровых и больных особей
в) соотношение почвенных и наземных обитателей
г) соотношение вымерших особей и ныне живущих
5. Способность организмов реагировать на изменения длины светового дня называется
а) биологическими часами б) фотопериодизмом
в) адаптацией г) суточным ритмом
6. Как называется ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:
а) популяция б) сукцессионый ряд
в) цепь питания г) сообщество
7. К абиотическому фактору НЕ относится:
а) свет б) влажность
в) температура г) взаимоотношение организмов
8. Выберите правильную цепь питания:
а) волк - растение — бобр — карась
б) карась — волк — бобр — растение
в) бобр — карась — растение — волк
г) растение — карась — бобр — волк
9. Животные, полностью истреблённые и как вид не возобновимое:
а) лисица б) олень в) тур г) сайгак
10. Лесной пожар способствует:
а) накоплению перегноя в почве
б) появлению длинных цепей питания
в) обогащению воздуха азотом
г) смене природного сообщества
11. Совокупность особей одного вида, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой:
а) биогеоценоз б) популяцию в) тип г) вид
12. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:
а) жесткой солнечной радиации
б) хлорфторорганических соединений
в) углекислого газа
г) изменения геомагнитных свойств атмосферы
13. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
а) филогенеза б) конвергенции
в) анабиоза г) адаптации
14. Основным принципом устойчивости экосистем является:
а) многообразие форм жизни
б) пространственный размер экосистем
в) стабильный климат
г) географическая широта места
15. Ярким примером приспособлений к недостаточно освещенности является такая жизненная форма растений, как:
а) суккуленты б) кустарники
в) лианы г) стланики
16. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:
а) дефицитом влаги б) низкой плотностью воздуха
в) солнечной радиацией г) колебаниями температуры
17. В лесной зоне наиболее эффективно задерживается пыль на листьях:
а) березовых б) сосновых
в) буковых г) еловых
18. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:
а) лопуха большого б) одуванчиков лекарственных
в) рябины обыкновенной г) дуба черешчатого
19. Основными принципами системы охраны природы являются:
а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход
б) адекватность, регулярность
в) систематичность, суммирование, историчность
г) упрощение, энергосбережение
20. Социально-экономическая емкость среды зависит от:
а) решение продовольственной проблемы, состояния медицины и экономики
б) равномерного размещения населения по территории страны
в) экологических условий
г) решения задач здравоохранения
ЗАДАНИЕ II
Вам предлагаются задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество – 15 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ даётся один балл.
Абиотические факторы среды – это влияние человека на среду обитания и организмы.
Обитатели водной толщи, живущие во взвешенном состоянии и не способные противостоять течению, объединяют особую жизненную форму – планктон.
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.
Последовательная смена одних сообществ другими на определённой территории носит название трофическая культура.
Биосфера – живая оболочка земли.
Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
В агроценозе отсутствует саморегуляция.
Вода является самой заселённой средой обитания.
10. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
11. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
12. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
13. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
14. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
15. Северные олени предохраняют тяёжные леса от пожара.
ЗАДАНИЕ III
Установите соответствие. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом:
Характеристика фактора
Таяние снега А) биотические
Увеличение численности консументов Б) абиотические
Изменение влажности воздуха
Объедание листьев гусеницами
Уничтожение жертв хищниками
Установите соответствие между примером гриба и группой организмов, различающихся по способу питания
Пример гриба Группа организмов
Трутовик А) паразиты
Пеницил Б) сапрофиты
Фитофтора
Мукор
Головня
ЗАДАНИЕ IV
Задание включает 5 вопросов с 3 верными вариантами ответов из шести. Каждое задание оценивается в 3 балла.
В основе химического выветривания горных пород в биосфере лежат процессы:
а) седиментации б) гидролиза
в) окисления г) гидратации
д) дефляции
2. К организмам, накапливающим кремний относятся:
а) стеклянные губки б) кораллы
в) диатомовые водоросли г) радиолярии
д) фораминиферы
3. Из названных водных животных по способу питания является фильтратором:
а) актиния б) губка-бодяга
в) тридакна г) дафния
д) морской еж
4. Современный этап экологического кризиса связан:
а) с катастрофическим сокращением численности животных-объектов охоты и рыболовства
б) со снижением биологической активности деструкторов
в) с сокращением запасов традиционных энергоносителей
г) с загрязнением среды
д) с производством трудноразлагаемых синтетических веществ
5. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
а) небольшое число видов
б) наличие цепей питания
в) замкнутый круговорот веществ
г) использование солнечной энергии
д) использование дополнительных источников энергии
е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов
ЗАДАНИЕ V
Задания со свободным, развёрнутым ответом. За каждый правильный, полный ответ даётся три балла.
Перечислите известные вам экологические факторы, влияющие на состояние организма.
Чем первичная сукцессия отличается от вторичной? Ответ поясните. Приведите примеры первичной и вторичной сукцессии.
Какие виды загрязнений окружающей среды Вам известны.
ОТВЕТЫ
I задание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
г | в | в | а | а | в | г | г | в | г | б | б | г | а | в | б | г | б | а | а |
II задание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
да | да | да | нет | да | нет | да | да | нет | нет | да | нет | нет | да | нет |
III задание
IV задание
а, б, в
а, в, г
а, в, г
а, г, д
б, г, е
Vзадание.