П
о благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА»,
Фонда Святителя Василия Великого
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада по Основам православной культуры:
«Русь Святая, храни веру Православную!»
Школьный тур, 3 класс, 2015 – 2016 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
1. Выберите правильный вариант

2. Что выпадает из логического ряда?
3. Какие изображения связаны с православной культурой? (обведите или отметьте галочкой)
4. Подпишите названия представленных изображений
5. Прочитайте притчу и выполните задание к тексту
(по мотивам притчи монаха Симеона Афонского из книги «Золотая ниточка»)
О юноше и счастливой стране
Преисполненный надежд юноша услышал, что где-то есть счастливая страна. Он смело отправился на поиски, решив, что достоин отыскать ее и жить в ней. По рассказам людей он понял, что эта страна находится в весьма отдаленном месте. Затратив много сил, юноша добрался до предполагаемого места, но счастливой страны там не нашел. Он снова начал расспрашивать о ней повсюду и, узнав о другом вероятном местонахождении, добрался и туда. Но, увы… к его разочарованию, он и там не нашел того, что искал.
Прошли годы поисков; здоровье юноши ухудшилось, сил почти не осталось, его смелость и дерзновение иссякли, порой его охватывало глубокое разочарование. От прежней самонадеянности не осталось и следа. Однажды усталый и разочарованный, он возвращался из очередных неудачных поисков. Стемнело; он потерял дорогу и понял, что заблудился.
Молодой человек присел на камень, обхватил голову руками и от сильного огорчения горько заплакал: «Видимо, я недостоин найти счастливую страну! Эта страна создана для других людей, более достойных, чем я! Кто я такой? Самонадеянный глупый человек, полный тщеславия и пустых мечтаний! Что же, нужно смириться и возвратиться домой…»
Только он произнес эти слова, как вся местность озарилась чудесным светом, переливающимся всеми цветами радуги. Юноша огляделся: у его ног бежал и звенел чистый ручеек, под легким ласковым ветерком благоухали цветущие сады, вокруг порхали красивые бабочки. Вдали, на зеленеющих полях работали веселые люди и пели песни, на горизонте голубели прекрасные очертания высоких гор, а в небе над цветущими садами привольно реяли стаи щебечущих ласточек и стрижей…
«Так вот она — эта страна Счастья! — воскликнул радостно юноша. — Оказывается, она была совсем рядом…»
Смысл этой притчи в том, что пока не отречешься от самого себя, не узнаешь Божественной жизни:
Когда о себе позабудешь –
И Бога и всех людей полюбишь.
Ответьте на вопросы к тексту:
5.1. Что мешало юноше найти счастливую страну?_______________________________________
5.2. Какую добродетель приобрел юноша, прежде чем увидел страну Счастья? ________________
5.3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)
1. Красивые | А. ласточки | | 1 | |
2. Зеленеющие | Б. люди | 2 | |
3. Веселые | В. свет | 3 | |
4. Чистый | Г. горы | 4 | |
5. Щебечущие | Д. бабочки | 5 | |
6. Высокие | Е. поля | 6 | |
7. Ласковый | Ж. ручеек | 7 | |
8. Чудесный | З. ветерок | 8 | |
5.4. Прочитайте духовный смысл притчи в конце текста и поясните, почему человек может полюбить Бога и людей только тогда, когда «позабудет о себе»?
5.5. Нарисуйте картинку к этой притче.