ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 6)
9 класс
Приведите примеры слов, начинающихся с четырех согласных звуков.
Вставьте пропущенные буквы. Перечислите различные способы передачи на письме звука [ш'] (долгий).
До..атый, бру..атка, расска..ик, перебе..ик, ..астье, весну...атый, ра..епить, му..ина, ре..ик, вра..ать.
3. С данными словами составьте словосочетания или предложения, в которых бы раскрывались их значения.
Проясниться и проясниться, видение и видение, языковой и языковый, отзыв и отзыв, временной и временный.
4. Определите, принадлежат ли одному словообразовательному гнезду эти слова.
Целина, цель, прицельный, целитель, целовать, целость, целебный, целевой, целый, поцелуй, целиком, исцелить, целить, целование, уцелеть, уцелить, целить, целение, нацело, целение.
Определите, к какой части речи может принадлежать слово, имеющее нулевое окончание, и в какой форме оно может быть употреблено.
Сгруппируйте глаголы таким образом, чтобы в каждой группе были формы одного и того же слова. Запишите начальную форму.
Мелет, мелеют, мелят, молит, мелют, мелеет, мелит, молят.
Составьте предложения с глаголами быть, оказаться, являться, прийти, работать, жить, чтобы в одном случае они выступали в роли простых глагольных сказуемых, а в другом — в роли связки в составных именных сказуемых.
Определите, о каком лингвисте идет речь. Какие лингвистические труды этого ученого вы знаете?
Он был основателем русской научной терминологии. Он ввел в нее такие слова, как атмосфера, горизонт, термометр, преломление, оптика и другие.
Он впервые описал морфологические нормы русского национального языка. Большинство форм, отмеченных им как нормативные, сохранились в современном русском литературном языке.
Он внес большой вклад в развитие стилистики, создав учение о стилистических подсистемах русского литературного языка середины восемнадцатого века.
Выберите правильный вариант значения слов и обведите его
скрупулёзный
1) слишком требовательный, придирчивый
2) мелочный
3) добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей
4) точный до мелочей, чрезвычайно тщательный
лояльный
1) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально-благожелательного отношения к кому(чему)-либо.
2) Местный, не выходящий за определенные пределы.
3) Действующий в соответствии с законом.
4) Признанный, допускаемый законом.
10. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.
Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?
11. Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов:
М.В. Ломоносов ( ),
Я.К. Грот ( ),
А.М. Пешковский ( ),
А.А. Потебня ( ),
В.В. Виноградов ( ),
А.А. Реформатский ( ),
Р.И. Аванесов ( )
1. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне(1873)
2.Русское литературное произношение(1950)
3.Русский синтаксис в научном освещении(1914)
4.Мысль и язык (1862)
5.Российская грамматика(1755)
6.Русский язык. Грамматическое учение о слове(1974)
7.Введение в языковедение(1947)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 6)
9 класс
Ответы
Первое задание в целом не вызвало затруднений. Максимальное количество приведенных одним из участников олимпиады слов, начинающихся с четырех согласных звуков, составило 21 единицу (встреча, взгляд, всплеск, взгреть, вздремнуть, взгрустнуть и т.д.).
Второе задание давало возможность в первую очередь проверить знание учениками определенных орфографических норм русского языка. Наиболее сложными для написания оказались слова: веснушчатый, дощатый, брусчатка, расщепить, резчик. Допущенные некоторыми детьми орфографические ошибки не позволили им верно выполнить и вторую часть задания — перечислить различные способы передачи на письме звука [ОТ]. Правильный вариант ответа следующий: на письме звук [Ш'] передается: а) буквой щ: дощатый, вращать', б) сочетанием букв сч: брусчатка, счастье; в) сочетанием букв зч: рассказчик, резчик; г) сочетанием букв жч: мужчина, перебежчик; д) сочетанием букв шч: веснушчатый; е) сочетанием букв сщ: расщепить.
Выполнение третьего задания показало, что не все ребята знали разницу в значении и употреблении предлагавшихся для анализа слов. Результат такого незнания — нарушение лексической сочетаемости слов в приведенных ими словосочетаниях и предложениях, например: погода прояснилась, вопрос прояснили, языковое общение, языковый стиль, отзыв на чужое горе и под.
Четвертое задание предполагало работу с одной из комплексных единиц словообразовательной системы и опиралось на знание основных закономерностей объединения слов в словообразовательное гнездо (наличие общего корня у слов, объединяемых в гнездо; выводимость значения производных слов данного гнезда; упорядоченность формально-семантических отношений между компонентами гнезда). Большинство участников олимпиады успешно справились с заданием, распределив данные слова по четырем словообразовательным гнездам: I) целый, целина, целиком, уцелеть, нацело, целость', 2) цель, целевой, прицельный, целить, уцелить, целение, 3) целить, целитель, целебный, исцелить, целение; 4) целовать, поцелуй, целование.
Пятое задание оказалось достаточно сложным. В нем предлагалось определить, к какой части речи может принадлежать слово, имеющее нулевое окончание, и в какой форме оно может быть употреблено. Наряду с правильными ответами (указанное слово может быть 1) существительным в форме а) именительного и винительного падежа единственного числа (дом П); б) родительного падежа множественного числа (армий \3)', 2) качественным прилагательным в краткой форме, в единственном числе, в мужском роде (добрП); притяжательным прилагательным в форме именительного и винительного падежа мужского рода единственного числа (лшлшнП); 3) количественным числительным один в форме именительного или винительного падежа мужского рода; другим количественным числительным в форме именительного и винительного падежа (лятьП); 4) притяжательным или указательным местоимением в форме именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода (мойЦ\); 5) глаголом в форме а) изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа мужского рода (решил П); б) условного наклонения единственного числа мужского рода (читал Пбы); в) повелительного наклонения второго лица единственного числа (читай]); причастием в краткой форме, в единственном числе, в мужском роде (открыт), были ответы ошибочные (в частности, нулевое окончание выделяли в неизменяемых частях речи и неизменяемых формах той или иной части речи, например: в наречиях, в деепричастиях, в неизменяемых существительных, в прилагательных в форме простой сравнительной степени) и неточные (не совсем верно характеризовались отдельные формы: вид был отнесен к непостоянным признакам глагола; среди качественных прилагательных разграничивались одушевленные и неодушевленные; у глаголов в прошедшем времени определялось лицо).
С шестым заданием участники олимпиады справились успешно, правильно сгруппировав формы глаголов (молоть — мелет — мелют, мелить — мелит — мелят, молить — молит — молят, мелеть — мелеет — мелеют). В отдельных случаях давались ошибочные ответы, например: мелет — мелют — мести, молоть — молит — молят, мелеть — мелет — мелют, мелить — мелет ~ мелют.
Седьмое задание было посвящено синтаксису простого предложения. Анализ показывает, что учащиеся в основном достаточно четко дифференцируют простые глагольные и составные именные сказуемые. Об этом свидетельствуют предложения, составленные учениками. И лишь в отдельных работах объем сказуемого и, следовательно, тип сказуемого определяется неверно, например: Я работала поздно. Я пришел неожиданно. Герцогиня еще не_ явилась.
В восьмом задании речь шла о М.В. Ломоносове. Радует, что ученики не только узнали, о каком лингвисте говорится, но и смогли назвать его труды ("Российская грамматика", "Краткое руководство к красноречию").
9. Ответ: 4,1.
10. Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.
11. Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов:
М.В.Ломоносов ( ),
Я.К.Грот ( ),
А.М,Пешковский ( ),
А.А.Потебня ( ),
В.В.Виноградов ( ),
А.А.Реформатский ( ),
Р.И.Аванесов ( )
1. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне(1873)
2.Русское литературное произношение(1950)
3.Русский синтаксис в научном освещении(1914)
4.Мысль и язык (1862)
5.Российская грамматика(1755)
6.Русский язык.Грамматическое учение о слове(1974)
7.Введение в языковедение(1947)
Ответ.
М.В.Ломоносов ( 5 ),
Я.К.Грот ( 1 ),
А.М.Пешковский ( 2 ),
А.А.Потебня ( 4 ),
В.В.Виноградов ( 6 ),
А.А.Реформатский ( 7 ),
Р.И.Аванесов ( 2 )
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 7)
9 класс
1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.
2. Определите способ образования следующих слов: вперемешку, задира, дробленый, пасынок, пароходство, укол, длинноногий, лесостепной, затея, восторжествовать.
3. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.
4. Какие из шести слов исторически произошли от одного корня: очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?
5. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.
6.Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?
Целый – цельный, тактичный – тактический, опасный – опасливый
7. Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.
8.Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате. Приведите примеры употребления этих средств в других произведениях.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…
9. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану.
1. Что Вы знаете об авторе текста В.И. Белове?
2. О чем говорит автор в тексте?
3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.
Прокомментируйте главную мысль текста.
7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.
«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.
Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!» (По В.И. Белову)
Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.
Тютька (местн.) – пташка, пичужка.
Ступни (местн.) – лапти.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 7)
9 класс
1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.
Ответ
Лепесток (лепестка), узел (узла), платок (платка), ремень (ремня), мешок (мешка), ковер (ковра), опушка (опушек). Причина – процесс падения редуцированных гласных звуков.
2. Определите способ образования следующих слов: вперемешку, задира, дробленый, пасынок, пароходство, укол,длинноногий,лесостепной,затея,восторжествовать.
Ответ
Вперемешку-приставочно-суффиксальный
задира -бессуффиксный
дробленый- суффиксальный
пасынок-приставочно-суффиксальный
пароходство -суффиксальный
укол-бессуффиксный
длинноногий-сложение
лесостепной,-суффиксальный
затея-бессуффиксный
восторжествовать-приставочный
3. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.
Ответ
Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. ( Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)
Конфронтация-противопоставление, противоборство
Кардинальный Главнейший, важнейший. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)
Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.
Дайджест-периодическое издание ,перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий
Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.
Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны
Консенсус-общее согласие по спорным вопросам,достигаемое в результате обсуждения
Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности.2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.
4. Какие из шести слов исторически произошли от одного корня: очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?
Ответ : очевидно, заочный, воочию, очки. Общий исторический корень ок\оч
5. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.
Ответ
а) определение; б) определение; в) обстоятельство времени; обстоятельство цели (с какой целью? или для чего?); г) сказуемое.
6.Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?
Целый-цельный, тактичный-тактический, опасный-опасливый
Ответ
Целый-полный.без изъятия
Цельный-сплошной,обладающий единством дела
Тактичный-обладающий тактом
Тактический-прием для достижения цели
Опасный-способный причинить вред, несчастье
Опасливый-недоверчивый,настороженный
10. Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.
Ответ.
Существует два варианта расстановки знаков препинания в этом предложении.
Первый: если это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными, во втором из которых союзное слово когда опущено как повторяющееся, то ставится только одна запятая - перед "когда": Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний и (когда) ничто не напомнит мне о трагических днях юности.
Второй: если данное предложение рассматривать как предложение смешанного типа (с сочинением и подчинением), то придаточное времени - когда исчезнет боль воспоминаний - находится на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного и поэтому обособляется с двух сторон: Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний, и ничто не напомнит мне о трагических днях юности
11.Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате. Приведите примеры употребления этих средств в других произведениях.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…
Ответ: инверсия, метафора, сравнение.
12. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану.
1. Что Вы знаете об авторе текста В.И. Белове?
2. О чем говорит автор в тексте?
3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.
Прокомментируйте главную мысль текста.
7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.
«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.
Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!» (По В.И. Белову)
Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.
Тютька (местн.) – пташка, пичужка.
Ступни (местн.) – лапти.
Ответ: (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)
1. Что вы знаете об авторе текста В.И. Белове?
Василий Иванович Белов, известный писатель, наш современник, автор произведений о жизни русской деревни, например: «Кануны», «Плотницкие рассказы» и др.
2. О чем говорит автор в тексте?
Об обычных отношениях в семье, с одной стороны, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма.
3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько полезен бывает старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.
4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
Восклицательная интонация последнего предложения как бы закрепляет утверждение о бережном отношении к старикам. Использование риторических восклицаний – один из элементов публицистического стиля.
5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.
6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Прокомментируйте главную мысль текста.
Бережное, любовное отношение к старикам – нравственная норма общественных отношений. 7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с матерой»,
В.П. Астафьев «Последний поклон» и др.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 8)
9 класс
1. В сборнике пословиц и поговорок XVII в. есть такие:
1) Не родитца от свиней бобрионокъ, всегда поросионокъ.
2) В поле копионки, а в доме опионки. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)
Произношение подчеркнутых слов в XVII веке не отличалось от современного. Чем объясняется их странное для нас написание?
2. В предложениях из произведений И.А. Гончарова найдите устаревшие слова (архаизмы) и объясните, почему они называются лексико-фонетическими архаизмами. Приведите свои примеры фонетических архаизмов, которые встречались вам при чтении классической литературы.
1) В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, голубые глаза, каштановые волосы – и все это покрывал какой-то нежный голос Ольги: он в уме слышал ее пение.
2) Канарейки весело трещали; ерань и порой приносимые детьми из графского сада гиацинты изливали в маленькой комнатке сильный запах.
3) У ней [Марфеньки] есть шкафик, где всегда спрятан изюм, чернослив, конфекты.
3. В Словаре В.И. Даля читаем: «Смиренъ топоръ, да веретено бодливо, о мужикѣ и бабѣ». Какой вид переносного значения слов топор и веретено здесь представлен?
4. Укажите значение выделенных слов. Связаны ли они между собой? Как называются такие слова?
Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Черные окна являли полнейший и угрюмейший покой. С первого взгляда становилось ясно, что это покой мертвый. (М.А. Булгаков. Белая гвардия)
5. Прочитайте предложения и ответьте на предложенный ниже вопрос.
1) Подали чай, любимую Денисовым молочную кашу из сорочинского пшена, рыбы, пирожков, варенья, разных плодов и ягод.
2) Пошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, с вареньем, со сливками. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)
Каким словом иноязычного происхождения было вытеснено старое русское словосочетание сорочинское пшено? В качестве подсказки напомним, что в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» богатыри выезжали в поле, чтобы «сорочина в поле спешить».
6. Объясните лексическое значение выделенного в тексте слова. Как оно образовано? Приведите примеры слов, образованных по такой же модели.
…Телега въехала во двор , по которому со степной яростью носилась по рыскалу, гремела цепью желтая широкогрудая собака. (И.А. Бунин. Клаша)
7. Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается их отличие от современной нормы?
Какая общая словообразовательная особенность объединяет эти слова?
1) Твой милый взор, невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев)
2) Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов)
3) Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!... (А.С. Грибоедов. Горе от ума)
4) – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
8. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?
– Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы
ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
9. Какие способы выражения сравнения представлены в данных фрагментах «Повести о жизни» К.Г. Паустовского? В чем вы видите индивидуальность образных средств, используемых писателем?
1) Солнечный свет падал на старые окна дома, зажигая их радугой, и стекла отражали какое-то странное утро. Странным я его называю потому, что оно походило на те утра, что писали художники Возрождения на своих картинах-иконах. Там, на этих картинах, мальчик с тонким посохом пас ягнят, похожих на мелкие облака. Дальние горы казались вырезанными из разноцветного картона. Курчавые деревья напоминали виноград. Вода сливалась с игрушечных гор каскадами. Единорог стоял на поляне, сияя золотым рогом, как зажженная пасхальная свеча.
2) Я впервые видел сплошной буковый лес. Это был светлый лес, торжественный, как византийский собор. Или, пожалуй, он больше напоминал бесконечную колоннаду из высоких стволов, обтянутых зеленоватой замшей, – некий мшистый и прохладный форум по склонам гор.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 8)
9 класс
Ответы
9 класс
1. Ответ. Написание бобрионокъ, поросионокъ, копионки, опионки объясняется отсутствием в алфавите XVII века буквы ё: она была введена в
употребление только в самом конце следующего, XVIII века. В XVII–XVIII вв. образованными людьми употреблялся знак io, а в менее грамотных текстах встречается его вариант – ио. Буква i (и) в этом случае не обозначала гласного звука [и], а выполняла функцию указания на мягкость согласного, предшествующего ударному [о]. Буква ъ (ер) – твердый знак – в конце слов
бобрионокъ и поросионокъ писалась по традиции, была устранена реформой 1917–1918 гг.
2. Ответ. Варьяции – совр. вариации; ерань – совр. герань; конфекты – совр. конфеты. Устаревшие слова варьяции, ерань, конфекты не отличаются от современных слов ни значением, ни грамматическими признаками. Устарело только их произношение (и соответственно изменилось написание), поэтому эти слова относятся к разряду фонетических архаизмов. Другие часто встречающиеся в классической литературе слова с устаревшим произношением: нумер (номер), сторы (шторы), пиит (поэт), гиероглиф (иерог лиф), миньятюра (миниатюра), скрыпеть (скрипеть).
3. Ответ. Метонимия – перенос названия с предмета на другой предмет или лицо на основании их смежности: мужик при старом укладе жизни часто имел дело с топором, баба – с веретеном. В данном случае метонимия выступает как средство художественной выразительности: слова топор и
веретено становятся обобщенными, образно-символическими обозначениями мужчины и женщины, а вся поговорка ярко раскрывает разницу двух характеров – мужского и женского.
4. Ответ. В предложениях представлены два слова покой в разных значениях, не связанных между собой. Покой 1 – старое название буквы П
в кириллическом алфавите; гимназия окаймляла плац покоем – здание было выстроено в виде буквы П. Покой 2 – спокойствие, тишина, неподвижность; мёртвый покой – полное отсутствие проявлений жизни. Между двумя значениями нет смысловой связи, следовательно, эти слова являются лексическими омонимами.
5. Ответ. Сорочинское пшено – рис; сорочинская каша – рисовая каша. Сорочин – народно-разговорный вариант слова сарацин. Сарацинами в средневековой Европе во времена крестовых походов называли арабов. В русском народно-поэтическом творчестве слово сарачин/сорочин расширило свое значение, оно стало обозначать всех иноземцев – представителей восточных народов, поэтому завезенный с Востока рис получил название сорочинского пшена. Написание слова могло колебаться; например, в описании звездочета из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина читаем: В сарачинской шапке белой,/ Весь как лебедь поседелый… (Сарачинская шапка – чалма, восточный головной убор).
6. Ответ. Рыскало – веревка или проволока, по которой на кольце бегает (рыщет) цепная собака. Слово образовано от основы глагола суффиксальным способом: рыска-л(о) ← рыска(ть). Отглагольные имена существительные с суффиксом -л(о) обозначают разнообразные приспособления для действий, ср. покрыва-л(о) ← покрывать, поддува-л(о) ← поддувать; ср. также устаревшие названия орудий труда: молоти-л(о), суши-л(о), трепа-л(о) и др.
7. Ответ. Устаревшие слова отличаются от современных родовой принадлежностью и ти-пом склонения: укорою (жен.род) – совр. укор; под занавесою (жен.род) – совр. занавес; испуга (жен.род) – совр. испуг; (этот) замен (муж. род) – совр. замена (ср. также наречие взамен – от устаревшего в замен). Все эти слова образованы от глаголов способом нулевой суффиксации: укора ← укорять, занавеса ← занавесить, испуга ← испугать, замен ← заменить. Именно в сфере таких отглагольных образований в истории русского языка было широко распространено явление родового
параллелизма: возникали варианты измен и измена, присяг и присяга, огород и огорода, завес и завеса, упрек и упрека и т.п. В первой половине XIX века литературная норма еще не отличается высокой степенью строгости, поэтому в текстах встречается много примеров колебания в родовой принадлежности имен существительных.
8. Ответ. Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли
составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от
хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).
9. Ответ. Сравнение выступает главным приемом двух высокохудожественных описаний – утра и букового леса. В обоих отрывках сравнение выражается лексически – при помощи слов: походило, похожих, казались, напоминали, напоминал. Кроме того, текст украшают яркие сравнительные обороты с союзом как: как зажженная пасхальная свеча; как византийский собор. Во втором отрывке представлено также скрытое сравнение – метафора: зеленой замшей переносно назван мох, покрывающий стволы буков. Индивидуальная особенность сравнений К.Г. Паустовского – их культурная глубина: в качестве образа для сравнения выступают картины художников Возрождения, архитектурные шедевры – византийский собор, колоннада, античный форум. Автор одинаково глубоко чувствует красоту природы и красоту искусства, осознает их неразрывную связь.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 9)
9 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сказуемых во всем тексте. Определите виды односоставных предложений во всем тексте (включая те, которые входят в состав сложных предложений). Укажите графически (подчеркните как член предложения) синтаксическую роль числительных во 2 абзаце.
Это распространенное мнение что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Так думают даже молодые люди школьники. Как «удобно» становится жить при сознании достоинства имею недостатки тоже есть. А дальше идет самоутешение если бы не было недостатков то это была бы схема а не человек. Недостатки должны быть для красочности.
Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю никаких недостатков не должно быть. И если у вас 20 достоинств и 10 недостатков мы должны к вам пристать а почему у вас 10 недостатков? Долой 5. Когда 5 останется долой 2 пусть 3 останется. Вообще от человека нужно требовать требовать требовать! И каждый человек от себя должен требовать…
А теперь мы спросим а какие недостатки можно оставить?
Тайно взять нельзя схулиганить нельзя украсть нельзя… А какие можно? Можно оставить вспыльчивый характер? С какой стати? Среди нас будет жить человек со вспыльчивым характером и он может обругать а потом скажет извините у меня вспыльчивый характер. Вот именно в советской этике должна быть серьезная система требований к человеку и только это и сможет привести к тому что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь требование к себе.
А.С. Макаренко
2. Перестройте данные сложные предложения в простые.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как мать, он будет лучше учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Л.Н. Толстой
3. Определите части речи выделенных слов, объясните своё решение.
Направо был утёс, а налево – огромная пропасть.
Грибов мы набрали пропасть.
Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!
4. Выпишите из текста все частицы.
Но даже нежного и снисходительного отношения к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?
5. 1. Обозначьте окончания в следующих словах:
гербарий, веселей, близкий, стряпчий, барсучий, зодчий.
2. От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению.
6. А) Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюки и юбка.
Б) Какими звуками различаются между собой слова, образующие следующие пары:
а) визг-писк; б) луг-люк; в) счетов-щитов?
Можно ли на основании противопоставлений выделять в русском языке какие-то пары фонем?
В) Определите одинаковые ли звуки входят в состав следующих русских словоформ:
а) отливка и литовка; б) принято и приятно; в) трюмы и тюрьмы.
7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:
______в _______не клади; ________востро; _______кровью обливается; ____ ________ не лежит; _______ не моргнуть; ______ не поднимается; ______ нет; _______о _____не ударить; _______ оближешь; _____ подать; ______ развесить; _______ тонка; ________чешутся; без задних ________; в _____ не дует; в мгновение ______; водить за ________; встать с левой _______; высасывать из ________; гора с ______; давать ________ на отсечение; держать себя в ______; до мозга ________; душа в _______; за обе ______; заговаривать _______; задирать ______; зарубить на ______; золотые ______; на ______ лезть; как ______ сняло; как на ________________; мастер на все ______; медведь на ______ наступил; мозолить _______; море по _______; мотать на ____; на широкую _____; не по _______; нечист на _______; оставить с _______; под горячую________ ; утереть_____; на ______от смерти; сыт _______.
8. Определите лексическое значение глаголов обессилить — обессилеть. Чем можно объяснить написание в них глагольных суффиксов -и-, -е-? Приведите примеры подобных глаголов (не менее 6), с каждым составьте по одному предложению.
9. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительное.
А. В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.
Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.
В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.
Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.
Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.
Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 9)
9 класс
Ответы
Задание № 1.
Это распространенное мнение (СИС, назывное), что у человека должны быть (СГС) и достоинства, и недостатки. Так думают (ПГС) даже молодые люди, школьники. Как «удобно» становится жить (СГС) при сознании: достоинства имею (ПГС, определенно-личное), недостатки тоже есть (ПГС). А дальше идет (ПГС) самоутешение: если бы не было (ПГС) недостатков (безличное), то это была бы (ПГС) схема, а не человек. Недостатки должны быть (СГС) для красочности.
Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть (СГС, безличное). И если у вас 20 (подлежащее) достоинств и 10 недостатков (неполное), мы должны к вам пристать (СГС): а почему у вас 10 (подлежащее) недостатков? Долой 5 (дополнение) (безличное). Когда 5 (подлежащее) останется, долой 2 (дополнение) (безличное), пусть 3 (подлежащее) останется. Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать (СГС, безличное)! И каждый человек от себя должен требовать…
А теперь мы
спросим: а какие недостатки
можно оставить (СГС, безличное)?
Тайно взять нельзя, схулиганить нельзя, украсть нельзя (СГС, безличные)… А какие можно (неполное)? Можно оставить вспыльчивый характер (СГС, безличное)? С какой стати (неполное)? Среди нас будет жить (СГС) человек со вспыльчивым характером, и он может обругать, а потом скажет (ПГС): извините (ПГС, определенно-личное), у меня вспыльчивый характер (неполное). Вот именно в советской этике должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь (СИС) - требование к себе. А.С. Макаренко
Баллы за расстановку знаков препинания: 0 ошибок – 3 балла; 2 однотипные ошибки – 2 балла; 2 – 4 ошибки – 1 балл.
Определение типов сказуемых: 0 ошибок – 3 балла; до 2 ошибок – 2 балла; 3 – 4 ошибки – 1 балл.
Определение видов односоставных предложений: 0 ошибок – 3 балла; 1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл.
Синтаксическая роль числительных: 0 ошибок – 3 балла; 1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл. Однотипность не учитываем. Всего 13 баллов (3+3+4+3)
Задание № 2.
Учитель, имеющий только любовь к делу, будет хороший учитель. Учитель, имеющий только любовь к ученику, как мать, будет лучше учителя, прочитавшего все книги, но не имеющего любви ни к делу, ни к ученикам. Учитель, соединяющий в себе любовь к делу и ученикам, - совершенный учитель.
Начисляется по 2 балла за каждое верно перестроенное предложение. Всего 6 баллов
Задание № 3.
Чтобы определить часть речи слова пропасть, необходимо подобрать парадигму:
В 1 предложении огромная пропасть: огромной пропасти, огромную пропасть, огромной пропастью, об огромной пропасти – из этого можно делать вывод о том, что пропасть в данном предложении является существительным.
Во 2 предложении слово пропасть относится к глаголу: набрали (сколько?) пропасть, т.е. много. Можно использовать метод подстановки (Грибов мы набрали много или очень много). Смысл предложения не изменился, а для замены использовали наречия меры действия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во 2 предложении слово пропасть является наречием.
В 3 предложении слово пропасть помогает выразить чувство недовольства, досады или гнева, а эту функцию в нашей речи выполняют междометия, следовательно, в 3 предложении слово пропасть является междометием. Всего 6 баллов
Задание № 4.
Даже в предложении служит для усиления (даже Толстого, т.е. не только обычных людей); ли выражает сомнение (можно ли?), не служит для отрицания. Роль всех этих слов служебная, они вносят различные оттенки значений. Это частицы.
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 3 балла
Задание № 5.
1.Гербарий (нулевое окончание), веселей (нет окончания, это наречие), близкий (окончание –ий), стряпчий (окончание –ий), барсучий (нулевое окончание, зодчий (окончание –ий). За каждый правильный ответ 1 балл
2. Слова лежание и лежанка образованы от слова лежать при помощи суффиксов – (а)ниj- и –(а)нк-, белизна и белок – от слова белый при помощи суффиксов –изн- и –ок-, зубной и зубастый – от слова зуб при помощи суффиксов –н- и –аст- соответственно. Однокоренными, таким образом, являются следующие слова:
Лежать, лежание, лежанка;
Белый, белизна, белок;
Зуб, зубной, зубастый.
Сопоставим по значению каждое из производных слов с производящим. Лежание – это существительное, которое обозначает то же действие, что и глагол лежать, а лежанка – это «длинный выступ у печки или стены для лежания». Белизна имеет значение «яркий, чистый белый цвет», т.е. существительное обозначает тот же признак, что и прилагательное белый, слово белок имеет два значения: «прозрачная часть яйца, белеющая при варке» и «непрозрачная белая оболочка глаза». Зубной – «относящийся к зубу», а зубастый – «имеющий большие зубы», в переносном значении – «язвительно-насмешливый, дерзкий, острый на язык».
За каждый правильный ответ 1 балл Всего 12 баллов
Задание № 6.
6. А) Есть. [у].
Б) Визг – писк: [в’] –[п’]; луг – люк: [л] я– [л’]; счетов – щитов: различий нет.
В) Отливка – литовка: О безударная и О ударная, остальные звуки совпадают. Принято – приятно: Я после согласной буквы и не под ударением, - [и], Я после гласной буквы и под ударением – [jа]. Остальное всё совпадает. Трюмы – тюрьмы: [т] – [т’]. Всего 6 баллов
Задание № 7.
- Палец в рот не клади; сердце кровью обливается; сердце не лежит; лица нет; палец о палец не ударить; пальчики оближешь; уши развесить; кишка тонка; в ус не дует; в мгновенье ока; око за око, зуб за зуб; высосать из пальца; голова на плечах; гора с плеч; до мозга костей; душа в пятки; за обе щёки; заговаривать зубы; из кожи лезть; как на ладони; как свои пять пальцев; капать на мозги; косая сажень в плечах; лужёная глотка; море по колено; мотать на ус; не по плечу; обвести вокруг пальца; перемалывать косточки; положа руку на сердце; попасть пальцем в небо; прижать к ногтю; раскинуть мозгами; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать языком; как язык проглотить; волосы дыбом встают; руки чешутся; глазом не моргнуть; держи ухо востро; рукой подать.
За каждый правильный ответ 0,2 балла Всего 9 баллов
Задание № 8.
Обессилить — сделать кого-либо бессильным, лишить кого-либо силы. Обессилеть — стать бессильным, лишиться силы.
Данные глаголы отличаются переходностью — непереходностью, что и определяет написание в них суффикса: в переходных глаголах пишется суффикс -и- (обессилить врага), в непереходных — суффикс -е- (путник обессилел).
Примеры подобных глаголов: обескровить — обескроветь, обезлюдить — обезлюдеть, обезводить — обезводеть, обезземелить — обезземелеть, обезлесить — обезлесеть, обесплодить — обесплодеть и др. Всего 11 баллов: (1+1+3+6)
Задание № 9.
А. Диалог
Б. Иллюзия
В. Конфликт
Г. Проблемы
Д. Талант
Е. Эффект
За каждый правильный ответ 2 балла Всего 12 баллов
Итого: 78 баллов +…
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 10)
9 класс
1. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.
2. Какой главный признак поможет Вам различить тексты на болгарском и польском языках? Свой ответ поясните.
3. Чем отличается графолог от графомана?
4. Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).
5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.
6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.
7. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:
| Мои богини! Что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас: Всё те же ль вы? Другие ль девы, Сменив, не заменили вас? | |
8. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:
1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;
2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;
3) «У него ещё за ушами не просохло»;
4) «Для каждой собаки наступит её день»;
5) «Не стоит пороха и дроби»;
6) «Чёрная овца в семье».
9. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».
10. Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 10)
9 класс
Ответы на вопросы олимпиады для 9 – 11 классов
Задание 1. Баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить: по 0,5 балла за каждое слово (всего 5 баллов).
Задание 2. Главный признак – алфавит (2 балла). Текст на польском языке будет написан латиницей (1 балл), болгарский – кириллицей (1 балл) (всего 4 балла).
Задание 3. Графолог – специалист, исследующий почерк человека с целью определения его характера. Графоман – человек с болезненным пристрастием к сочинительству. За каждый правильный ответ по 2 балла (всего 4 балла).
Задание 4. Существительные – змея; прилагательные – белая; глаголы – мчался; причастия – сделанная; деепричастие – играя; наречия – нехотя; числительные – пятая, местоимения – себя; предлоги – благодаря; союзы – хотя. За каждый правильный пример по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 5. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав – от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка – от волна (0,5 балла). Всего 5 баллов.
Задание 6. Изменится (1 балл). Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная – согласованное определение, ночь – подлежащее). Ночь лунная (предложение двусоставное; ночь – подлежащее; лунная – именная часть СИС). За каждое положение доказательства по 1 баллу. Всего – 8 баллов.
Задание 7. «Внемлите мой печальный глас» - по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д. п.: прямое дополнение при нём грамматически неверно (3 балла). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке – «голос» (1 балл).
Задание 8. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
1) «Одного поля ягоды, два сапога пара»;
2) «Когда рак на горе свиснет»;
3) «Молоко на губах не обсохло»;
4) «Будет и на нашей улице праздник»;
5) «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;
6) «В семье не без урода, паршивая овца всё стадо портит». (6 баллов)
Задание 9. Ответ может быть оценён от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое положение)
Для «мирового» языка существенно не само число владеющих им, а его распространённость в разных странах мира, среди научно-технической и творческой интеллигенции; общечеловеческая значимость созданной на этом языке культуры; изучение этого языка в качестве иностранного; выбор его как средства межнационального общения, а также влиятельность народа – носителя языка в истории человечества и современном мире. Русский язык отвечает всем этим требованиям.
Задание 10. Ответ может быть оценён до 5 баллов. (Всего за работу – 56 баллов)