СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптовая торговля

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция №10 курса Основы коммерческой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Оптовая торговля»

ЛЕКЦИЯ 10 ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

    1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ


Оптовая торговля - деятельность по реализации товаров, как правило, крупными партиями, для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовой торговлей занимаются как производители товаров, так и торговые посредники, находящиеся на следующих уровнях канала распределения. Торговых посредников для которых эта деятельность является основной, называют оптовыми торговцами.

Розничная торговля - деятельность по продаже товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Оптовая торговля представляет собой деятельность по реализации товаров партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая торговля играет важную роль в функционировании экономики, выступая в качестве посредника между промышленностью и розничной торговлей. Эта роль состоит в:

  • обеспечении взаимосвязи между производством и потреблением;

  • экономической интеграции территории;

  • обеспечении экономии совокупных издержек обращения.

Функции предприятий оптовой торговли можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые оптовыми организациями по отношению к поставщикам (товаропроизводителям). Среди этих функций можно выделить следующие:

  • предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, новых товарах, уровне цен и т. д.);

  • обеспечение производителям сбыта их товара;

  • осуществление закупок товаров в объемах, удобных для производителя;

  • осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

  • принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

  • хранение запасов товара;

  • транспортировку и экспедирование;

  • финансирование (в частности, покупку на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к покупателям - предприятиям розничной торговли:

  • предоставление информации о рынке (данные о тенденциях оптового рынка, о поставщиках, новых товарах, уровне цен и т. д.);

  • разбивку крупных партий товара на более мелкие, удобные розничным торговцам;

  • формирование товарного ассортимента;

  • складирование, хранение, упаковка товара;

  • доставку и экспедирование;

  • кредитование розничных организаций;

  • помощь в рекламе и стимулировании сбыта (в частности, предоставление рекламных

материалов)



10.2 ВИДЫ ОПТОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ


Существуют различные виды оптовых предприятий.

По размеру выделяют крупные, средние и малые предприятия.

По объему поставляемых партий товара: крупнооптовые и мелкооптовые торговые организации.

По значению и масштабам деятельности: организации федерального, регионального и местного значения.

По степени самостоятельности организации оптовой торговли можно разделить на:

  • независимые организации;

  • сбытовые структуры производителей (сбытовые филиалы, торговые представительства

и пр.)


По характеру товарного ассортимента выделяются:

  • оптовики смешанного ассортимента (занимаются несколькими ассортиментными

группами);

    • узкоспециализированные оптовики (занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы).

По характеру перехода прав собственности на товар и функциям в товарных сделках:

    • предприятия оптовой торговли (приобретают товар в собственность и перепродают его);

    • посреднические структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним прав собственности на то вары (комиссионеры, агенты, брокеры);

По объему предоставляемых услуг оптовиков можно разделить на:

    • предприятия с полным циклом обслуживания (предоставляющие услуги по хранению товарных запасов, доставке, кредитованию, а также маркетинговую помощь);

    • предприятия с ограниченным циклом обслуживания (предоставляющие меньший объем услуг).

Основные задачи, составляющие содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле, включают:

    • анализ рыночной ситуации: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности торгового предприятия;

    • определение стратегии компании и выбор целевого рынка: в тесной связи с прогнозом развития рыночной ситуации разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также целевой рынок или рынки, на которых она будет работать; целевой рынок (или целевой сегмент) - группа потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;

    • осуществление оптовых закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование запасов);

    • формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления услуг);

    • формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);

    • формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта);

    • формирование сбытовой политики (обоснование территориального расположения складов, выбор методов обработки заказов);

    • оптовую продажу товара (выбор методов оптовой продажи, установление отношений с покупателями, заключение договоров, организацию приема и исполнения заказов).


10.3ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОПТОВОЙ ПРОДАЖИ

Оптовая продажа представляет собой деятельность по реализации товаров, как правило, крупными партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах:

    • транзитная форма предполагает, что продажа товаров осуществляется оптовым предприятием без их завоза на свои склады;

    • складская форма предполагает оптовую продажу товаров со своих складов.

  1. Транзитная форма продажи.

Транзитная форма продажи имеет две разновидности:

    • продажа с участием в расчетах - в этом случае оптовое предприятие оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей;

    • продажа без участия в расчетах - когда поставщик предъявляет к оплате счета не оптовому предприятию, а непосредственно получателю.

При организации транзитного оборота оптовая компания выполняет между поставщиком и получателем посредническую роль. В то же время она заключает с поставщиком и покупателем договоры и контролирует их выполнение. Спецификации товаров, поставляемых транзитом, согласовываются оптовым предприятием с покупателями и поставщиками. Основанием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который оформляется оптовым предприятием и адресуется конкретному поставщику. Копия наряда отсылается покупателю. Наряд на несколько получателей называется разнарядкой.

За выполнение транзитного товарооборота оптовое предприятие несет ответственность перед покупателями и поставщиками. Основными задачами оптового предприятия в организации оптового транзитного оборота являются:

    • своевременное составление разнарядок на отгрузку партий товаров грузополучателям по согласованным в договоре и спецификации ассортименту, срокам и размерам партий поставок;

    • учет и контроль выполнения договоров поставки.

  1. Складская форма продажи.

Складская форма продажи - продажа товаров оптовыми предприятиями со своих складов

  • в оптовом товарообороте имеет преобладающее значение. Складская форма продажи позволяет производить подсортировку товаров и предлагать их оптовым покупателям в нужном ассортименте.

При складской форме товародвижения применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов:

    • по личной отборке товаров покупателями;

    • по письменным, телефонным, телефаксным и тому подобным заявкам;

    • через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов;

    • через автосклады.

Продажа товаров с личной отборкой. При личной отборке товаров можно познакомиться со всем ассортиментом и выбрать те товары, которые будут пользоваться повышенным спросом у покупателей. Этим способом рекомендуется осуществлять оптовую продажу товаров сложного ассортимента, когда имеется большой выбор сортов, фасонов, расцветок и т. п. (например, одежда, обувь, обои, кондитерские изделия, вина).

Личная отборка товаров может производиться непосредственно на складах или в зале товарных образцов.

Отборка товаров на складах связана с определенными неудобствами: во-первых, покупателям трудно ознакомиться со всем ассортиментом, так как товары хранятся в упакованном виде; во-вторых, работники склада отвлекаются от приемки поступающих товаров, от комплектования партий товаров и отправки их в розничную торговую сеть.

Более удобными для личной отборки являются залы товарных образцов. В залах товарных образцов организуется:

    • ознакомление покупателей с образцами;

    • оформление документации на продажу;

    • учет товаров.

Размещение товаров в зале товарных образцов производится по товарным группам и подгруппам. В этих залах расположены рабочие места товароведов, которые организуют показ товаров, информируют об их наличии, консультируют покупателей, а также оформляют отборочный лист (заказ на товар) и счета-фактуры.

Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки. Этот способ применяется в том случае, когда в личном ознакомлении с образцами товаров нет необходимости. Такая продажа осуществляется по товарам простого ассортимента или по хорошо известным товарам сложного ассортимента.

Для обеспечения работы по составлению заявок и упрощения их обработки на оптовых предприятиях осуществляют предварительную рассылку бланков заявок. Заявки, поступающие на оптовое предприятие по почте или по телефону, регистрируют, проверяют их соответствие договору, уточняют и передают на исполнение, оформляя отборочный лист и счет-фактуру. Если на складе отсутствуют заказываемые товары, то об этом извещают покупателя и предлагают ему взаимозаменяемые товары.

Для выполнения заявок покупателей используют различные методы:

    • централизованная доставка товаров непосредственно в магазины;

    • завоз товаров силами оптового предприятия на склады покупателя;

    • отпуск товаров со складов представителю грузополучателя;

    • отгрузка товаров различными видами транспорта в адрес покупателя или по его разнарядке в адрес других получателей.

Продажа товаров через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов.

В этом случае разъездные товароведы оптовых предприятий посещают городские и сельские магазины в соответствии с определенными графиками и маршрутами. Товароведы имеют образцы различных товаров, а также каталоги, альбомы, проспекты. После ознакомления с ассортиментом покупатели оформляют заявки на товары.

Торговля также может осуществляться через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин. За комнатой товарных образцов закрепляется разъездной товаровед. В его обязанности входят: ознакомление покупателей с образцами товаров, оказание им помощи в подборе необходимых товаров, прием и оформление заявок.

Продажа товаров через автосклады. Передвижные склады используют при товароснабжении отдаленных небольших розничных магазинов. Автосклады представляют собой крытые автомашины, которые загружаются товарами в соответствии с товарным ассортиментом этих магазинов. Работники магазинов знакомятся с предлагаемым ассорти- ментом и выбирают товары. Кладовщик, сопровождающий склад, оформляет счет-фактуру и отпускает выписанные товары. Завоз товаров в магазины производится в соответствии с заранее разработанными графиками. При этом работники мелких магазинов освобождаются от необходимости поездок на оптовые базы.