Вместе в успешное будущее
Таланты создавать нельзя, но можно создавать
почву, на которой растут и процветают таланты. Г.Нейгауз
Деятельность гимназии по организации учебно-воспитательного процесса хорошо известна не только в нашем округе. С 2013 года, когда я стала классным руководителем 5 «А» класса, гимназия в пилотном режиме перешла на ФГОС ООО. Работу с классом я рассматриваю как неотъемлемую часть всей воспитательной системы гимназии. Это определило основные направления деятельности с учащимися, целью которой стало создание условий для саморазвития, самореализации, самоопределения личности учащихся, их успешной социализации в обществе. По мнению одного из ведущих американских психологов Д.Макклелланда, «успешные ученики и в жизни более успешны».
В качестве основного условия успешного обучения своих учеников я рассматриваю мотивацию учебной деятельности, своеобразие которой и состоит в том, что именно в процессе деятельности ученик усваивает знания и формируется как личность. Для того чтобы грамотно организовать этот процесс и управлять им, я провожу анкетирование, в результате которого определяются значимые для учащегося мотивы учения. При необходимости оказываю педагогическую поддержку и помощь в системе взаимоотношений « ученик – учитель», « ученик- родитель».
Мои ученики – это 9 класс, это 30 замечательных девчонок и мальчишек, которые имеют потрясающую возможность учить языки, заниматься спортом, музыкой, танцами. Но, когда они вырастут и выйдут на рынок труда, там будут более востребованны совсем другие навыки. И поэтому важной составляющей моей воспитательной системы является организация профориентационной работы. В современных условиях она сложна тем, что учащихся необходимо подготовить к таким профессиям, которые ещё не существуют. Поэтому работа ведется над выработкой профессиональных компетенций, например, умение анализировать, управление собой во времени, коммуникация и стрессоустойчивость. Для этого с учащимися осваиваем методы: «фишбоун», альманах, ментальные карты; учимся решать изобретательские задачи. А итогом становится демонстрация знаний и умений в рамках гимназического «Марафона предприимчивости», где мои ученики практически познают основы бизнеса и экономики, формируют предпринимательский взгляд на жизнь.
Процесс социализации учащихся происходит в различных условиях. Но именно в гимназии они узнают на практике, что такое успех и неудача, преодоление трудностей или необходимость сдаться перед ними. Здесь у них формируется самооценка, которая остается на всю жизнь. Один из факторов, влияющих на уровень социализации личности школьника, – это ученическое самоуправление. Распределение обязанностей позволяет учащимся попробовать себя в разных социальных ролях, как лидера, так и подчиненного. Для развития социальных навыков поведения использую «Структурированный метод обучения общению». И как результат наблюдается улучшение взаимоотношений между одноклассниками в различных ситуациях взаимодействия.
Здоровый и безопасный образ жизни – это одна из фундаментальных ценностей, которая становится главной для всё большего числа моих учеников. Они участвуют в городских спортивных соревнованиях, являются обладателями кубков «Кросс нации», значков ГТО. Учитывая, что мои учащиеся - активные пользователи глобальной сети Интернет, провожу работу по обеспечению информационной безопасности учащихся. Экологическую грамотность рассматриваю как составную часть здорового и безопасного образа жизни.
Увидеть, насколько сформированы навыки экологической культуры, позволяют социально - значимые проекты, акции, направленные на благоустройство школьного участка, памятных мест города.
Родители являются активными помощниками в воспитательной деятельности, они живут интересами класса и школы, посещают внеклассные мероприятия, выступают социальными партнерами при реализации проектов и акций.
Результатом воспитательной работы является положительная динамика качества обученности, рост количества участников и победителей творческих конкурсов, добровольческих акций. Дважды учащиеся моего класса побеждали в «Марафоне предприимчивости» и делились опытом в Москве на Межрегиональной конференции. За победу гимназии в региональном конкурсе «Родная земля» активные участники экологических акций были награждены поездкой на озеро Байкал. В составе делегации были и мои ученики. По итогам работы гимназии в 2016-2017 учебном году мой класс получил звание «Лучший класс года». Все эти результаты можно рассматривать как показатель социальной зрелости и активной гражданской позиции моих учеников.
Своим воспитанникам я говорю: «Не теряйте драгоценного времени, учитесь! Все, что дает вам сегодня школа, – это ваш базис, ваш старт. Ваша активность в учебе и стремление к саморазвитию – это путь к успеху. И именно образование откроет вам дорогу в успешное будущее».
1