Организация индивидуального образовательного процесса в рамках домашнего обучения
Халиуллина Марина Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургут.
В разное время было достаточно много причин, по которым ребенок не мог систематически посещать школу, зачастую вследствие его физиологического состояния. Однако данная причина не должна быть препятствием для получения образования. В настоящее время имеется больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс под запросы обучающихся и их родителей. Одной из таких возможностей является переход на домашнее обучение. Домашнее обучение — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса К ним на дом ежедневно приходят школьные учителя и проводят индивидуальные уроки.
В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции в школе МБОУ НШ «Перспектива» г.Сургута на домашнее обучение были переведены дети с ослабленным иммунитетом. С целью сохранения их здоровья было принято решение об организации обучения без посещения учителем семьи, в дистанционном формате.
При организации дистанционного обучения в первую очередь я учитываю физиологические и психологические особенности данного ребёнка, конкретные возможности семьи ученика, наличие технических средств. И строю обучение так, чтобы оно оставалось настолько природосообразным, насколько позволяет сложившаяся ситуация. Одно из условий – это частая смена заданий и много практики. Ведь ребёнку сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Строю уроки так, чтобы было нескольких видов заданий, например, 5–10 минут на объяснение нового материала или на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки. Обязательно предусматриваю разбор домашнего задания, выделяю. достижения и интересные варианты решения, останавливаюсь на индивидуальных ошибках, разъясняю сложные моменты. . Делаю это с помощью короткого видео, в текстовом виде, через аудио или видео сообщения.
Сегодня появилось большое количество инструментов для дистанционного обучения. Из всех дистанционных платформ, мне бы хотелось выделить «Учи.ру», основанную в 2012 году и полностью соответствующую ФГОС. Я использую в своей работе с учеником интерактивные упражнения разработанные на «Учи.ру». Хочется отметить, что сервис содержит много симпатичных иллюстраций, имеет яркий дизайн, цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость. Данная платформа даёт мне возможность строить учебный материал на игровых технологиях, а ученику «учиться играя». Это особенно важно, когда ученик находится на домашнем обучении.
Эффективной платформой, на мой взгляд, является Zoom. Платформа Zoom - это сервис для проведения онлайн-встреч, позволяющая общаться онлайн в доступном формате в режиме реального времени, что является основополагающим фактором при выборе платформы для встреч с родителями и обучения младших школьников, поскольку, благодаря своим функциональным особенностям Zoom позволяет учителям, проводить урок максимально эффективно, насколько это возможно при дистанционной форме обучения. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, дети могут заходить как с компьютера, так и с планшета, с телефона.
Данную платформу я успешно использую для проведения индивидуальных уроков с со своим учеником. Уроки планирую заранее, делая повторяющуюся ссылку. Вход по ссылке для ребёнка удобнее, так как он часто находится дома один и ему намного проще нажать на ссылку и тогда он сразу «заходит» на урок и у нас получается живое общение в виртуальном пространстве. Для меня важно, что я вижу ученика разговариваю с ним, объясняю материал, делаю акцент на наиболее трудных моментах. Кроме того, если у ученика появляется необходимость задать вопрос или же он хочет что-то сообщить мне во время урока, он пользуется функцией «поднять руку» и я даю ему эту возможность. Часто
применяю разминки в начале уроков, позволяющие выяснить, насколько усвоен материал предыдущего урока и настроить на плодотворную работу и вижу как ребёнок их выполняет.
Пример разминки на уроке математики
«Если число будет больше ста, то ты хлопаешь, если меньше ста, тихонечко сидишь»
56+30 = 86;
90+77 = 167;
19+13 = 32;
67+63 = 130;
94+ 16 = 110
Для того, чтобы заинтересовывать ученика и создать на уроке ситуацию успеха, использую средства наглядности, демонстрируя материал экрана: презентации, тексты, видео и аудио материалы, иллюстрации. На слайде представлены примеры из презентации, созданной в формате Power Point, к онлайн уроку по литературному чтению. Используя данную презентацию, мы с учеником совершили виртуальную экскурсию в музей Б.С. Житкова, расположенный на паруснике «Вечный Колумб», познакомились с его произведениями для детей, поиграли в игру «Кто возьмет миллион».
В настоящее время каждый учитель имеет почту. Это уже важный инструмент в работе. Я использую разную почту, но почта на Яндексе мне помогает при организации дистанционного обучения, на диск для хранения информации загружаю видеоурок, который скачиваю с любых сайтов вставляю на платформу Zoom и демонстрирую на уроке.
Демонстрировать экран своего компьютера умеет и мой ученик, я ему даю право на демонстрацию экрана и он показывает свои работы. Очень часто используем экран совместно, ученик показывает выполненное задание на своём экране, а я на своём просматриваю, корректирую и выставляю отметку.
Например: Задание№1Составь предложение.
остаются, оляпки, зимовать, полуострове, на, Кольском.
Оляпки остаются зимовать на Кольском полуострове.
зимуют, они, незамерзающих, реках, на.
смазаны, жиром, и, намокают, не, в, воде, перья, птиц.
Перья птиц смазаны жиром и не намокают в воде.
под, водой, оляпка, корм, себе, находит.
Оляпка под водой находит себе корм.
пение, напоминает, птичек, журчание, ручья.
Пение птичек напоминает журчание ручья
Молодец 5 (отлично)
На каждом уроке использую встроенную интерактивную классную доску, пишу или печатаю тему, план, делаю записи в ходе изложения нового материала, пользуюсь карандашом, выделяя, главные моменты, использую математические инструменты :линейку, транспортир, циркуль. Вставляю, удаляю, редактирую любой материал, организую и работу ученика на интерактивной доске .
Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки? (выполни работу на доске)
40 | : 5 | | . 3 | | : 6 | | + 46 | |
72 | : 8 | | +11 | | : 5 | | . 9 | |
28 | : 7 | | . 8 | | + 8 | | : 10 | |
56 | : 8 | | + 13 | | : 4 | | . 8 | |
Таким образом интерактивная классная доска позволяет выполнять все действия, которые учитель делал в классе на доске.
Итак, обобщая выше сказанное, хочется отметить, что сегодня перед каждым учителем, окруженным множеством различных образовательных ресурсов, встает важный вопрос – как выбрать из них подходящие для своей работы, хочу посоветовать выбирайте те, которые позволяют добиваться высокого образовательного результата.
Мне помогает платформа Zoom , имеющая следующие приимущества
отличная видео и аудио связь с учащимся;
наличие виртуальной доски и функции демонстрации экрана, позволяющей показывать презентации;
заходить на обучающие сайты на онлайн уроке;
просматривать видео совместно с учеником
возможность записи онлайн урока для повторного просмотра
Указанные выше преимущества позволяют организовывать и проводить онлайн уроки в понятной и доступной форме при обучении ребёнка на дому дистанционно.
Литература
1. Бидайбеков, Е.Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е.Ы. Бидайбеков // Вопросы информатизации образования. Научнопрактический электронный альманах. - №18, 16 мая 2011 года
2. Краснова Т. И. Видео Интернет ресурсы в учебном процессе // Молодой ученый. 2012. № 9. с.281–283.