СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное исследование вносит в процесс обучения интерес, увлечённость и ответственность участия  младших школьников в познавательной творческой деятельности на уроке. Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

Организация исследовательской деятельности

младших школьников на уроке

«Ребенок, который приходит в школу,

является исследователем по своей природе».

Савенков А.И

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469-399 п. до нашей эры). Знаменитое сократовское "Исследуем!", сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его учения и весь его жизненный стиль. Сократовский метод представляет собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ. Осознание этих противоречий будит мысль, возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине. В диалогах Сократа с его современниками исследованию подвергались в основном нравственные категории: благо и зло, добродетель и порок, свобода и ответственность, право и долг.

В современном понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного знания: учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения.

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

Учебное исследование вносит в процесс преподавания следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, по окружающему миру с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять стремление учащихся к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития исследовательских способностей нужен творчески работающий учитель, обладающий определенными знаниями и подготовкой. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

Учет возрастных особенностей.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Оценка деятельности учащихся.

Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный этап, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах должно отвечать следующим требованиям:

- учащиеся должны чувствовать себя успешными;

- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.

Методы и приемы:

В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

- изучение теоретических источников;

- игра;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- анкетирование;

- интервьюирование.

Учебное исследование на уроках реально при одном решающем условии - если сам учитель по своему подходу к работе, по характеру преподавания является исследователем. Чтобы организовать исследовательскую деятельность необходимо наличие следующих элементов:

- индивидуальность ребенка;

- индивидуальность педагога;

- интересный объект исследования.

Если один из трех составляющих объектов выпадает из системы, то система перестает работать.

Исследование - это поиск ответов на вопросы. Именно так можно коротко ответить на вопрос ребенка в самом начале работы с ним.

Исследование для учителя - это способ постижения истины.

Исследование, правильно организованное в школе: освобождает мысли учеников, дает толчок для творчества.

В процессе исследования формируется новая личность - творческая, мыслящая, инициативная. Именно в таких людях нуждается наше общество.

В основе уроков учебного исследования по всем учебным предметам должен быть мотивационный принцип; пример учителя, активного участника исследовательской деятельности. А итогом является:
похвала, оценка, рейтинг, различные награды за успешную исследовательскую деятельность учащимся.

Урок – исследование. Каким он должен быть?

1.Урок – исследование является составной частью формирования исследовательского мышления.

2. Урок - исследование ограничен временными рамками - 45 мин.

Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока - новые знания.

3. Урок - исследование - это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!!

Не каждый урок может быть уроком – исследования. К такому уроку необходима большая теоретическая подготовка. Учащиеся, подготовленные теоретически, могут проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно, путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго.

К какому же типу занятий отнести урок - исследование?

Ответ прост - изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Если будут прочные знания учащихся, то это конечно освободит учителю время для организации подготовки учащихся к итоговому тестированию.

Главная цель урока – исследования - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными.

На уроке – исследования ставятся 3 задачи: образовательные, развивающие, воспитывающие. В рамках цели и задач педагог предусматривает обучение исследовательской деятельности.

Структура урока-исследования должна соответствовать логике научного исследования.

1. Мотивация.

2. Актуализация знаний, умений, навыков и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

3. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности и выход на проблему.

4.Операционно-исполнительский этап

1). Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2). Определение темы исследования.

3). Формулирование цели исследования.

4). Выдвижение гипотезы.

5). Выбор метода решения проблемы.

6). Составление плана исследования.

7). «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

5. Оценочно-рефлексивный этап

1). Озвучивание полученных данных.

2). Вывод по результатам исследовательской работы.

3). Применение новых знаний в учебной деятельности.

4). Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

5). Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

Формы учебной поисковой деятельности.

Она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной, объединением по интересам. Деятельность может осуществляться как под наблюдением учителя, так и вполне самостоятельно.

Методы обучения:

- проблемный метод;

- дидактическая или ролевая игра;

- проектирование;

- практические методы;

- наглядные методы.

Метод «Шкатулка»

Бойля Мариотт, английский учёный, сравнивает человеческий разум со шкатулкой. Во время напряженных раздумий человек как бы раскачивает ее, пока что-нибудь оттуда не выпадет. И если выпадет подходящее, цепь замкнется, открытие состоится. А что вообще обозначает слово «шкатулка»? В словарях находим: «Шкатулка – ларчик, баульчик или небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей». Работу со шкатулкой можно проводить по-разному. Например, сегодня мы подведем итоги нашей групповой работы, что же мы сумели собрать в нашу шкатулку.

Умения, необходимые учащимся при организации исследовательской деятельности.

1.Умения организовать свою работу: организация рабочего места,

планирование работы.

2. Умения и знания исследовательского характера: выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, поиск информации.

3. Умение работать с информацией. Учащиеся должны знать: виды информации, источники информации. Владеть теоретическими понятиями:

- научный текст, термин, понятие, смысловые части;

- умение выделять главное, краткое изложение;

- цитата, ссылка, план, определения;

- вывод, формулирование вывода;

- конспект, условные знаки;

- доказательства: аргументы, факты;

- выступление и заключение.

4. Умение представить результат своей работы. Учащиеся должны знать: формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.

Исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес исследовательской деятельности.

В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

- проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;

- кратковременные исследования - наблюдения под руководством учителя.

В 1 классе на уроках желательно включение заданий, направленных на овладение логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, естествознания, литературного чтения. С первого класса надо приучать учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Важно познакомить детей теоретическими понятиями:

- открытие, опыт, наблюдение, наблюдательность;

- эксперимент, гипотеза, логика, схемы, парадоксы;

- результат, доклад, защита, конференция и другими.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

- знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности;

- коллективные исследования по определенному плану, по различным темам;

- кратковременные исследования на разных уроках;

- работа со словарями и другими источниками информации;

- самостоятельные долговременные исследования по интересующим учащихся темам под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

- учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований;

- проводятся коллективные исследования на заданную тему.

- осуществляются учащимися самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений (учащиеся ищут информацию, учатся выделять главное, формулировать определения, ставят простейшие опыты, наблюдают, составляют доклады, проводят опросы, анкетирования);

- ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь.

К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну - две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется:

- умению работать с источником информации, с самой информацией,

обрабатывать тексты,

- представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

-умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умение наблюдать; умение проводить эксперименты;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение структурировать материал;

- умение доказывать и защищать свои идеи.

Остановимся на некоторых из них.

Формирование и развитие умения видеть проблему.

Проблема – это затруднение и неопределенность, с которой сталкиваются учащиеся. Для младших школьников устранение проблемы потребует совершения действий, направленных на снятие неопределенности. Снятие ситуации неопределенности предполагает активный мыслительный процесс, поиск вариантов решений. Задания по математике, по русскому языку и по окружающему миру часто построены таким образом, чтобы ребенок сначала попытался про себя или вслух выяснить, а что же тут неясно? Над чем стоит задуматься? Что необходимо решить? Другими словами, ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо сформулировать проблему.

Развитие умений задавать вопросы.

Младшие школьники очень любят задавать вопросы. К сожалению, зачастую взрослые всячески гасят детскую любознательность, ссылаясь на занятость или несвоевременность тех или иных вопросов. Поэтому, уже в начальной школе, можно заметить угасание любознательности и отсутствие в связи с этим умения правильно задавать вопросы. В процессе познания вопросы играют важную роль, поэтому можно без преувеличения сказать, что сознательное учение, познание начинается с вопроса. Вопрос направляет познание ребенка, побуждая познавательную активность, приобщая к культуре умственного труда. С точки зрения логики, вопрос условно делится на две части: базисную, содержащую исходную информацию об объекте; и часть вопроса, указывающую на недостаточность этой информации. Вопросы могут быть простыми и сложными, уточняющими, восполняющими: Верно ли? Что? Где? Сколько? Почему? Когда?

Гипотеза.

"Российский Энциклопедический словарь"

гипо́теза (греч. hypóthesis — основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

Самое сложное в исследовании - это правильно и четко сформулировать гипотезу. Она должна отражать главный исследовательский вопрос и цель, поставленную в исследовании.

Гипотеза - это предположение.

С чего начинается исследование.

Любое исследование начинается с вопроса, который возникает спонтанно или в определенных обстоятельствах. Именно вопрос становится темой исследования. В первом классе ученику сложно выбрать один, самый интересный вопрос, поэтому ему должен помочь учитель. Он на каждом уроке затрагивает различные области знаний может легко определить какая из них интересует того или иного ученика. В начальной школе исследовательский вопрос должен быть похож на загадку: "Кто живет три жизни?", "Что в огне не горит и в воде не тонет?", "Волшебные числа" и т.д. Учитель и ученик могут составить целый перечень различных вопросов, а затем выбрать особенно интересный.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.


Список использованной литературы.

1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

2. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Школьные технологии №4. – Москва, 2006.

3. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.

4. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005.

5. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.