СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному российскому обществу характерны проблемы, связанные с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети образуют особую социальную группу, которая формируется на основе общих интересов, потребностей, запросов.

Просмотр содержимого документа
«Организация социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»


ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ  ДЕТЕЙ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ

 

Современному  российскому  обществу  характерны  проблемы,  связанные  с  социализацией  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ).  Эти  дети  образуют  особую  социальную  группу,  которая  формируется  на  основе  общих  интересов,  потребностей,  запросов.  Круг  общения  таких  детей  значительно  уже,  чем  у  сверстников,  не  имеющих  проблем  со  здоровьем,  поэтому  им  очень  сложно  социализироваться.  Многие  дети,  имеющие  проблемы  со  здоровьем,  оказываются  неподготовленными  в  интеграцию  во  взрослую  жизнь  и  неспособными  преодолеть  трудности,  с  которыми  они  сталкиваются,  становясь  взрослыми.  Хотя  практика  и  исследования  говорят  о  том,  что  любой  человек,  имеющий  дефект  развития,  при  создании  специальных  условий  может  стать  полноценной  личностью,  обеспечить  себя  материально,  развиваться  духовно  и  быть  полезным  обществу.  Но  обнаружить  и  развить  свои  способности  и  дарования  ребенку  с  ОВЗ  мешает  неравенство  возможностей,  а  ведь  он  может  быть  также  способен,  талантлив,  как  и  его  сверстники,  не  имеющие  проблем  со  здоровьем.  Для  того  чтобы  облегчить  процесс  социализации  детей  с  ОВЗ  необходимо  обеспечить  их  грамотную  социальную  реабилитацию.

В  настоящее  время  социальная  реабилитация  детей  с  ОВЗ  —  одна  из  наиболее  важных  и  трудных  задач  современных  систем  социальной  помощи  и  социального  обслуживания.  Эти  дети  образуют  особую  социально-демографическую  группу,  их  объединяют  общие  запросы,  потребности,  интересы,  реализация  которых  позволяет  им  наиболее  полно  интегрироваться  в  общественную  жизнь.  К  категории  дети  с  ОВЗ  относятся  дети,  имеющие  различные  отклонения  в  психическом  и  (или)  физическом  развитие,  которые  обуславливают  нарушения  общего  развития,  не  позволяющие  детям  вести  полноценную  жизнь  .Основным  показателем,  который  определяет  характеристику  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья  является  дефект  развития,  так  как  именно  от  него  зависит  дальнейшая  практическая  деятельность  индивидуума.  В  зависимости  от  характера  дефекта  ребенка-инвалида  выделяют  следующие  основные  группы:

·     нервно-психические;

·     онкологические  заболевания;

·     заболевания  и  поражения  органов  слуха;

·     хирургические  заболевания,  анатомические  дефекты  и  деформации;

·     эндокринные  заболевания .

Безусловно,  эти  болезни  на  поведение  ребенка  оставляют  свой  «след»,  образуют  «барьеры»  на  пути  этих  детей  к  нормальной  жизни.

Инвалидность,  ограниченные  возможности  человека  не  относятся  к  разряду  чисто  медицинских  явлений,  поэтому  проблемы  инвалидности  не  могут  быть  рассмотрены  вне  социокультурного  окружения  человека.  Такие  факторы  как  социальные,  социально-медицинские,  экономические,  психологические  оказывают  значительное  влияние  на  понимания  этой  проблемы. .

Социальная  реабилитация    комплекс  мер,  направленных  на  восстановление  человека  в  утраченных правах,  социальном  статусе,  здоровье,  дееспособности  .Основной  целью  процесса  социальной  реабилитации  является  развитие  в  человеке  склонности  к  самостоятельной  жизнедеятельности,  способности  к  сопротивлению  отрицательным  влияниям  среды,  активизация  его  потенциала  по  борьбе  с  трудностями.  Кроме  того,  социальная  реабилитация  должна  быть  направлена  не  только  на  детей  с  ОВЗ,  но  и  на их  окружение,  так  как  часто  такие  дети  испытывают  трудности,  потому что,  люди,  которые  находятся  рядом  с  ними  не  знают  как  себя  вести,  как  поступать  в  различных  сложных  ситуациях,  которые  нередко  возникают.  Выделяют  следующие  основные  виды  социальной  реабилитации:  социально-медицинская,  социально-педагогическая,  социально-психологическая,  профессиональная,  трудовая  и  социально-средовая  реабилитация .  Каждому  виду  социальной  реабилитации  характерны  функции,  которые  она  выполняет.  Социально медицинская  реабилитация  заключается  в  оказание  помощи  по  формированию  или  восстановлению  у  человека  навыков,  которые  позволят  ему  вести  полноценную  жизнь,  кроме  того,  оказание  помощи  в  организации  быта  и  ведения  домашнего  хозяйства.  Функции  социально-психологической  реабилитации  —  это  восстановление  психологического  и  психического  здоровья  человека,  оптимизация  внутригрупповых  отношений  и  связей.  Социально-педагогическая  реабилитация  выполняет  такие  функции  как  организация  и  осуществление  педагогической  помощи  при  всевозможных  отклонениях  способности  человека  получить  образование.  Профессиональная  и  трудовая  реабилитации  помогают  в  восстановлении  потерянных  человеком  или  формировании  новых  трудовых  и  профессиональных  навыков  с  оказанием  помощи  в  дальнейшем  трудоустройстве.  Функции  социально-средовой  реабилитации  заключаются  в  восстановлении  чувства  социальной  значимости  для  человека  в  социальной  среде;  обеспечение  условий,  необходимых  для  восстановления  социального  статуса,  а  также  направлена  на  обеспечение  инвалидов,  как  специальным  оборудованием  и  оснащением.

При  составлении  и  реализации  программ  социальной  реабилитации  детей  с  ОВЗ  необходимо  соблюдать  определенные  принципы,  это  позволит  грамотно  проводить  реабилитационную  деятельность.  Выделил  следующие  принципы:  гуманистической  направленности,  единства  диагностики  и  коррекции,  нормативности  развития,  опоры  на  ведущую  деятельность,  обучение  деятельности,  развития,  овладения  культурой,  опоры  на  положительные  и сильные  стороны  личности  ребенка,  психологической  комфортности  . 

В  заключение  можно  сделать  вывод,  что  социальная  реабилитация  детей  с  ограниченными  возможностями  это  очень  сложный  и  многогранный  процесс,  который  требует  со  стороны  специалиста  высокой  профессиональной  подготовки.  Для  успешной  интеграции  такого  ребенка  в  современный  социум,  необходимо  работать  не  только  с  ним,  но  и  с  его  окружением.  При  работе  с  детьми  с  ОВЗ,  необходимо  учитывать  то,  что  к  каждому  ребенку  требуется  индивидуальный  подход,  нужно  принимать  во  внимание  все  факторы,  которые  какимлибо  образом  влияют  на  процесс  его  социализации.

Похожие файлы