ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Современному российскому обществу характерны проблемы, связанные с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти дети образуют особую социальную группу, которая формируется на основе общих интересов, потребностей, запросов. Круг общения таких детей значительно уже, чем у сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, поэтому им очень сложно социализироваться. Многие дети, имеющие проблемы со здоровьем, оказываются неподготовленными в интеграцию во взрослую жизнь и неспособными преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, становясь взрослыми. Хотя практика и исследования говорят о том, что любой человек, имеющий дефект развития, при создании специальных условий может стать полноценной личностью, обеспечить себя материально, развиваться духовно и быть полезным обществу. Но обнаружить и развить свои способности и дарования ребенку с ОВЗ мешает неравенство возможностей, а ведь он может быть также способен, талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Для того чтобы облегчить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо обеспечить их грамотную социальную реабилитацию.
В настоящее время социальная реабилитация детей с ОВЗ — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Эти дети образуют особую социально-демографическую группу, их объединяют общие запросы, потребности, интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь. К категории дети с ОВЗ относятся дети, имеющие различные отклонения в психическом и (или) физическом развитие, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь .Основным показателем, который определяет характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья является дефект развития, так как именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. В зависимости от характера дефекта ребенка-инвалида выделяют следующие основные группы:
· нервно-психические;
· онкологические заболевания;
· заболевания и поражения органов слуха;
· хирургические заболевания, анатомические дефекты и деформации;
· эндокринные заболевания .
Безусловно, эти болезни на поведение ребенка оставляют свой «след», образуют «барьеры» на пути этих детей к нормальной жизни.
Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений, поэтому проблемы инвалидности не могут быть рассмотрены вне социокультурного окружения человека. Такие факторы как социальные, социально-медицинские, экономические, психологические оказывают значительное влияние на понимания этой проблемы. .
Социальная реабилитация комплекс мер, направленных на восстановление человека в утраченных правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности .Основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке склонности к самостоятельной жизнедеятельности, способности к сопротивлению отрицательным влияниям среды, активизация его потенциала по борьбе с трудностями. Кроме того, социальная реабилитация должна быть направлена не только на детей с ОВЗ, но и на их окружение, так как часто такие дети испытывают трудности, потому что, люди, которые находятся рядом с ними не знают как себя вести, как поступать в различных сложных ситуациях, которые нередко возникают. Выделяют следующие основные виды социальной реабилитации: социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация . Каждому виду социальной реабилитации характерны функции, которые она выполняет. Социально медицинская реабилитация заключается в оказание помощи по формированию или восстановлению у человека навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, кроме того, оказание помощи в организации быта и ведения домашнего хозяйства. Функции социально-психологической реабилитации — это восстановление психологического и психического здоровья человека, оптимизация внутригрупповых отношений и связей. Социально-педагогическая реабилитация выполняет такие функции как организация и осуществление педагогической помощи при всевозможных отклонениях способности человека получить образование. Профессиональная и трудовая реабилитации помогают в восстановлении потерянных человеком или формировании новых трудовых и профессиональных навыков с оказанием помощи в дальнейшем трудоустройстве. Функции социально-средовой реабилитации заключаются в восстановлении чувства социальной значимости для человека в социальной среде; обеспечение условий, необходимых для восстановления социального статуса, а также направлена на обеспечение инвалидов, как специальным оборудованием и оснащением.
При составлении и реализации программ социальной реабилитации детей с ОВЗ необходимо соблюдать определенные принципы, это позволит грамотно проводить реабилитационную деятельность. Выделил следующие принципы: гуманистической направленности, единства диагностики и коррекции, нормативности развития, опоры на ведущую деятельность, обучение деятельности, развития, овладения культурой, опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка, психологической комфортности .
В заключение можно сделать вывод, что социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями это очень сложный и многогранный процесс, который требует со стороны специалиста высокой профессиональной подготовки. Для успешной интеграции такого ребенка в современный социум, необходимо работать не только с ним, но и с его окружением. При работе с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать то, что к каждому ребенку требуется индивидуальный подход, нужно принимать во внимание все факторы, которые какимлибо образом влияют на процесс его социализации.