Тема: ОСНОВАНИЯ И ИХ СВОЙСТВА
Цель – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Задачи урока:
Образовательные: изучить строение, свойства и применение оснований
Развивающие: развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации, учить выделять причинно-следственные связи (выявление зависимости свойств от строения)
Воспитывающие: развивать интерес к предмету, развивать взаимосвязь между предметами, развивать знания о применении химии в быту.
Тип урока – комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку
План:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся
3.Изучение нового материала
4.Закрепление
5.Домашнее задание
Ход урока:
I.Организационный момент – на экране слайд №1
II.Актуализация знаний учащихся:
Вопросы:
Чем отличаются простые и сложные вещества?
Какие классы неорганических веществ вам известны?
Что называется оксидами? Приведите примеры.
Слайд 2: на слайде представлены формулы разных классов неорганических соединений, учащимся предлагается из данного перечня выбрать формулы веществ, относящихся к классу оснований, и записать их в тетрадь.
Что объединяет эти вещества? (У всех оснований в составе есть группа ОН)
III.Изучение нового материала:
Слайд 3: запись темы урока и определения оснований в тетрадь.
Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких групп ОН (гидроксильная группа). Общая формула оснований – Ме(ОН)n , где n – валентность металла.
Слайд 4: номенклатура оснований – при названии оснований сначала называют гидроксильную группу, а затем металл в родительном падеже: гидроксид калия, например и т.д. Если металл имеет переменную валентность ,то указывается валентность этого металла, например – гидроксид железа (III).
Слайд 5: все основания классифицируют по растворимости в воде на растворимые (щелочи) и нерастворимые. Используя таблицу растворимости, назовите растворимые и нерастворимые основания.
Слайд 6: из выбранного перечня формул оснований выберите щелочи и нерастворимые основания. Ответ запишите в виде таблицы (Слайд7)
Слайд 8: физические свойства оснований – все основания твердые вещества, различной растворимости в воде и различного цвета.
Слайд 9: получение оснований:
1) Активный металл + вода: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2) Оксид активного металла + вода: CaO + H2O = Ca(OH)2
3)Нерастворимые основания получают путем реакции обмена между солями и щелочами: FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
Слайд 10: химические свойства оснований – действие индикаторов на щелочи: в три стакана с растворами гидроксида натрия приливают соответственно по каплям лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Наблюдения фиксируют в тетради. Закрепляют полученную информацию просмотром анимации.
Слайд 11: химические свойства оснований – взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами(щелочей) и разложение при нагревании нерастворимых оснований.
Слайд 12: применение оснований – домашняя работа – выписать из текста учебника применение некоторых оснований в виде таблицы:
Формула основания | Применение |
NaOH | |
КОН | |
Са(ОН)2 | |
Mg(OH)2 | |
Al(OH)3 | |
IV.Закрепление:
Вопросы для закрепления:
V. Домашнее задание:
Слайд 13: §23 упр.5, заполнить таблицу «Применение оснований»
Итоги урока: оценки за урок.
Список используемой литературы:
Гара, Н. Н. Химия. Уроки в 11 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : Просвещение, 2009. - 95 с.
Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с.
Рудзитис Г.Е., Фельдман. Химия. 11 класс. М: «Просвещение», 2008.-176с.
4