Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
Хочу начать своё эссе с термина тенденция.ТЕНДЕНЦИЯ-это синоним слов направление развития,склонность и стремление.Можно выделить несколько наиболее значимых психологических направлений:
Бихевиоризм в науке был выдвинут в первой половине XXв.Она изучает поведение человека и животных как объективно наблюдаемые на реакцию внешней среды.ЭдуардТорндайк, Иван Петрович Павлов,ДжонБродесУотсон.ит.д.были представителями этой науки.Представители этой науки считали предметом психологии является поведение,а не сознание.Потому что тогда ставили знак равенства между психикой и сознанием.Этим термином возникла версия того что бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Когнитивная психология была выдвинута в 60-е гг. и стала основным направлением современной психологии.Это наука изучает процессы которые мы приобрели,преоброзовали,представляли,хранили и извлечали из памяти и как эти процессы влияют на наше поведения и внимание.
Гуманистическая психология она возникла в 60-е гг ХХ века и на сегодняшние дни играет большую роль в психологии.Это наука ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека,а именно –любовь ,творчество,становление,развитие и психическое здоровь.
Заметной тенденцией в развитии психологии во второй половине XX и. стало значительное усиление роли прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные направления психологии. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем психологии потеряло прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии. Это отражается в перечнях преподаваемых курсов и в их содержании. Прикладные и практически направленные учебные дисциплины занимают достаточно большое место в современных образовательных программах.
Гештальтпсихологиявозникла в начале 20-х гг ХХ в. Это программа изучения психики с точки зрения целостных стркутур-гештальтов.Гештальтпсихилогия набрала быстрое развитие,включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов,рассмотрениепамяти,творческого мышления и др. Принцип этого анализа сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни благодаря экспериментальному исследованию.
Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии в университетах и школах большинства европейских и североамериканских стран. В последнее время нередко высказывается мнение о том, что XXI в. будет веком психологии. Действительно, мы видим, что популярность психологии как науки и практической профессиональной деятельности быстро росла во второй половине XX в. В то же время психология стала популярным предметом для изучения во многих странах, причем не только для студентов-психологов. Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.Ауэзова
ФАКУЛЬТЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
КАФЕДРА «ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ»
Описание методики преподавания психологии
Выполнила: Мамасалиева З.
Группа: Фк-17-3р
Приняла: Исабаева А.С.
Шымкент-2019
Слова «психолог» и «психология» мало кого оставляют равнодушными. Люди ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем и, к сожалению, часто бывают обмануты в своих ожиданиях.
Методика преподавания психологии – научно-прикладная дисциплина, направленная на изучение и использование в практике преподавания психологии методических средств и способов взаимодействия преподавателя.
Методика преподавания психологии также является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содержание, формы, методы, приемы и средства обучения психологии опираются на общедидактические принципы, но специфика психологии неизбежно отражается на особенностях ее преподавания.
Предметом методики преподавания психологии являются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.
Методика преподавания психологии изучает историю, принципы и специфику преподавания психологии: структуру и содержание, цели, задачи, тематику занятий, систему психологического образования, правовое и нормативное обеспечение образовательной деятельности и статус психологии. В настоящее время, когда из всех психологических практик самыми востребованными оказываются психологическое консультирование, психодиагностика, коучинг, проведение тренингов, многие психологи пренебрегают методикой преподавания психологии как наукой, не видят в методических публикациях серьезных теоретических обобщений, смотрят на методические исследования (которых, надо заметить, очень мало) с высоты «настоящей» науки или более привлекательной практики.
Но психологи, выступающие в роли преподавателей психологии в средних учебных заведениях, профессиональных лицеях, техникумах, вузах все больше понимают: для того чтобы быть успешными в этом виде деятельности, мало глубоких знаний научной и прикладной психологии. Индивидуальный опыт, приобретенный путем проб и ошибок, может дать лишь отдельные факты (часто интересные, заслуживающие внимания), но не теоретические обобщения. Между тем педагогическая практика психологов нуждается именно в обобщениях такого рода.
Трудности, с которыми неизбежно сталкивается любой преподаватель психологии в вузе или школе, состоят в следующем:
• проводится множество прикладных исследований, но не хватает фундаментальных;
• отсутствует система методических принципов и закономерностей;
• активные методы в преподавании самой психологии реализованы лишь в научных исследованиях психологов, но не в преподавании психологии;
• принципы отбора содержания нечетки, учитывая различную специфику преподавания психологии в вузе и школе.
И тут встает вопрос о необходимости изучения места методики преподавания психологии среди других учебных дисциплин.
Как отмечает «Педагогический энциклопедический словарь», методика учебного предмета – частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. Методика учебного предмета тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника. Методика преподавания психологии как научная отрасль знания имеет свои объект и предмет исследования, содержание и задачи. Объектом методики преподавания психологии является психологическое образование. Методика преподавания психологии является самостоятельной областью знания, имеющей свой предмет изучения – методическую систему психологического образования преподавания, куда входят цель образования, содержание, методы, формы, средства осуществления, субъекты психологического образования – педагог и ученик. Сложнее разобраться с закономерностями предмета научной отрасли – в нашем случае методики преподавания психологии.
В целом, это закономерная объективная зависимость содержания и структуры учебного предмета, а также методических средств, приемов от целей, принципов, этапов обучения, характера психологического материала и других условий учебной работы.
Все вышесказанное говорит о необходимости более внимательного отношения к методике преподавания психологии как со стороны педагогов-психологов, ведущих психологию в школе, так и со стороны студентов, получающих профессиональное психологическое образование, так и со стороны тех, кто составляет учебные планы в вузе.