ИнёшинаЛюдмила Геннадиевна,
преподаватель, кандидат педагогических наук,
ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное ииндивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал обучающихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом такую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Для того, чтобы у обучающихся развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Меняется жизнь, меняются требования, предъявляемые жизненной ситуацией к выпускнику, поэтому система образования тоже должна претерпеть изменения, чтобы подготовить творчески мыслящего, эрудированного, умеющего высказать и подтвердить свое мнение человека.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.
Реализации сотворчества педагога и обучающихся помогают новые педтехнологии, в частности, технология педагогической мастерской, которая как раз и предполагает взаимное сотрудничество педагога-мастера и ученика-творца. Изучив теоретический материал по данной проблеме, я поставила цель – реализовать технологию педагогической мастерской в учебном и воспитательном процессе техникума.
Необычная система обучения, предоставляющая каждому студенту, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила название технология педагогических мастерских.
Мастерская, или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и д.р.; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис − известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН сталаего жена и соратник Одет Бассис.
Теоретическая концепция и практика ЖФЭН активно используются во многих учебных заведениях нашего государства. Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях [8, с. 137]:
Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только втом, какие методы будут применяться в процессе его образования.
Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЕН характерны:
отношение учителя к подростку, как к равному себе;
не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания студентами;
плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению,варианту другого.
Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу обучающегося.
Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не преподаватель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим студентам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Уроки, которые можно проводить по этой технологии, интересны и запоминаются обучающимся надолго. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).

Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.
Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение студентов в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств,мыслей, взглядов, миропонимания.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым обучающимся; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства [3, с. 86].
Уроки в техникуме, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия;
моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация;
создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
воспитание навыков импровизации;
формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;
создание эстетических ситуаций
важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
В процессе занятий мастер обращается к чувствам подростков, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
Он работает вместе с обучающимися, Мастер равен ученику в поиске знания.
Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у студентов.
Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [6, с. 284]:
«Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личногоотношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» – построение этих элементов группой.
«Социализация» – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ обучающихсяи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой студент).
«Разрыв» – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена студентам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.
Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности [5, с. 89]
До 96% опрошенных нами студентов положительно относятся к проведению уроков в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности.
Приведу пример реализации технологии педмастерской на уроке литературы по теме «Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»).
Первый этап работы «мастерской»-«индуктор» – мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному иобразному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Например, при изучении темы: «Петербург Достоевского» (по роману «Преступление инаказание») целесообразно спросить: что представляют обучающиеся, произнося слово Петербург?
Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» – создание своего мира на основе разобранных идей. Например, изучая тему «Петербург Достоевского», можно обратится к иллюстрациям Ильи Глазунова, использовать тексты о Петербурге – А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок), Н.В. Гоголь «Невский проспект» (отрывок). В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к новому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданныеи различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек – индивидуальность, различная информация вызывает различный отклик, разное понимание.
Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. (При изучении темы «Петербург Достоевского» студенты выделяют различные картины города: пышный, красивый город у Пушкина, величественный в нашем понимании, серый, страшный на картинах И.Глазунова, нищий – у Достоевского. Постепенно приходит озарение – Петербург – город контрастов). Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос.
На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуально проработки – новая «социализация» ‒ взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает обогащение участников процесса новым материалом. В ходе работы предлагается выделить главное (на данном этапе целесообразно поработать с художественным текстом произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», найти описание улиц, обстановки, бедных кварталов, жилищ героев, описание внешности и одежды персонажей и постепенно прийти к осознанию, что Петербург Достоевского – город зловещий, равнодушный, который давит, душит людей, доводит их до безумных идей).
После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам (темы работ могут быть различны: «улицы и кварталы Петербурга Достоевского», «Каморка Раскольникова», «Каким я представляю главного героя романа?», «Почему Петербург – город полусумасшедший?» и т.д.).
Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.
Проведя несколько уроков по этой технологии, стало заметно, что ситуация меняется – подростки заговорили, стали обсуждать, дискутировать, высказывать свои мысли.
Мною была разработана и реализована Программа, направленная на развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе СПО.
План:
Цель, задачи и организация исследования
Разработка и реализация программы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся в учебном процессе СПО
Результаты исследования
Выводы и рекомендации по применению метода «Творческих мастерских» в обучении в целях развития творческих способностей студентов.
Программа
Цель: выявить возможности использования технологии педагогических мастерских для развития творческих способностей студентов в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза: использование педагогических мастерских в процессе обучения будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся СПО.
Задачи:
Разработать программу мероприятий, направленную на развитиетворческих способностей учащихся в учебном процессе СПО.
Проанализировать результаты внедрения Программы (опрос учащихся (преподавателей) по оценке эффективности Программы) – или анализ показателей успеваемости учащихся.
Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент.
База исследования: ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум» – готовит слесарей по ремонту автомобилей, автомехаников, машинистов дорожно-строительных работ.
Объектом нашего исследования служит процесс развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы в условиях среднего профессионального образования.
Предметом исследования выступает значение педагогических мастерских в повышении успеваемости студентов СПО.
В обучении литературы также используются технологии интерактивного обучения: проблемно-модульная технология, проектный метод, информационные технологии, метод «творческих мастерских» и другие.
В этом учебном процессе преподаватель выступает как консультант, а студент – как активный исследователь. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки, хранения информации новые продукты − будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Для повышения эффективности учебного процесса включаются примеры самостоятельных работ учащихся (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций, разработок примерных конспектов-схем, которые содержат определения, графики, таблицы. Обучающимся предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности. Практика показывает заинтересованность в такой работе. Устанавливаются связи между понятиями и явлениями, увеличивается субъективная масса знаний, студенты перестают пассивно воспринимать готовые факты, понятия, суждения, они все чаще ставятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.
На уроках, проводимых в рамках творческих мастерских, реализовываются современные требования:
требование раскрывать перед обучающимися ценностные основы содержания учебного материала;
создавать условия для раскрытия учащимися личностного смысла изучаемого материала;
использовать возможности информационных и коммуникационных технологий;
влиять на студентов прежде всего, личностью, всемерно опираться на свои интеллектуальные, духовные, творческие и артистические данные.
Итоги.
Благодаря сложившейся практике работы с обучающимися был приобретен богатый материал и возможность его применения. Составлен методический комплекс «Литература», который активно используется в учебном процессе: электронные версии лекций, методические разработки для проведения практических занятий, материалы для проведения зачетов, тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.
Мониторинг обученности и качества показывает улучшение положения в обучении литературы.
Таким образом, применение творческих мастерских в педагогическом процессе отвечает требованиям не только современной педагогики, но и социальному заказу:
в мастерских реализуется личностно ориентированное обучение;
содержание мастерских наполнено гуманистическим смыслом;
самоактуализация и рефлексия личности происходит в деятельности, у студентов формируются важнейшие компетенции;
происходит приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию, что создает условия для формирования истинной культуры.
Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, как меняется восприятие художественной литературы у наших студентов, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает преподавателю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1997.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Брагина, Г.Б. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.
Газета «Русский язык», «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
Границкая, А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Гузеев, В.В. Лекции по педтехнологии. – М.: Знание, 1992.
Данюшенков, В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика. – № 3. – 1993. – С. 29-33.
Джуринский, А.Н. Новые технологии в системе образования Франции // Советская педагогика. – № 4. – 1991. – С. 132-136.