СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому главной задачей является развитие активной, коммуникативной речи. Оказать полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя  с игрушками или просто задумчиво сидит, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорить нужно медленно, но, не растягивая слова и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай» и т. п. Параллельный разговор. Это приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», взрослый как бы подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно. «У Томы шарик, он большой , красивый» Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими» , непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, пристально смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даёте ему… не ту игрушку.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт из опыта работы»

Отчёт из опыта работы «Стимулирование речи детей раннего возраста»

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому главной задачей является развитие активной, коммуникативной речи. Оказать полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорить нужно медленно, но, не растягивая слова и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай» и т. п. Параллельный разговор. Это приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», взрослый как бы подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно. «У Томы шарик, он большой , красивый» Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими» , непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, пристально смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даёте ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первый мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: «Лиза я не понимаю, что ты хочешь: пирамидку, юлу, мозаику?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя сооброзительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними. Распространение. Мы продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого. Например: Егор: «Суп». Взрослый «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространёнными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль. Приговоры, потешки, песенки, пальчиковые игры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть звуками, словами. Словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми — это прикосновения, поглаживания. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Выбор. Предоставляем ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Даша, ты хочешь кормить белочку или медвежонка?». Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для детей особой притягательной силой. В раннем возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кирпичик – это телефон, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Мы вовлекаем детей в такую игру с помощью вопроса — предложения: «Ребята угадайте, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предлагаю ему самому загадать для меня действие, а затем «оживить» заданную мною ситуацию: накрыть на стол; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры – пантомимы и игры – имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно – ролевой игры. Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. «Музыкальные игры». Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Птички», «Солнышко»… Так же я поощьряю желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка! Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослого должна быть: — чёткой, неторопливой; — доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; — грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки. Без помощи родителей нам не обойтись, поэтому мы правили родительское собрание не тему : «Развивая мелкую моторику, развиваем речь», на котором, родители узнали какие игры и упражнения развивают речь, сами поделились в какие пальчиковые игры играют дома, поиграли в пальчиковые игры, ознакомились с выставкой дидактических игр для развитие мелкой моторики, а так же раздали памятки с играми и упражнениями. Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с детьми, разумеется, не переутомляя, и доступным, правильным языком, рассказывать сказки, разучивать вместе с ними стихотворения, потешки, играть, тем скорее дети овладеют правильной речью!