Отчёт.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
За отчетный период воспитательная работа в колледже проводилась в соответствии с планом воспитательной работы, разработанным в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией о правах и свободах человека, Федеральной программой развития образования в России, Федеральной программой «Молодежь России», «Национальной доктрины образования Российской Федерации».
Основные направления воспитательной работы в Колледже:
реализация Программы развития воспитания в системе среднего профессионального образования,
формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО,
формирование творческого климата в педагогическом и студенческом коллективах, способствующих развитию, профессиональному самоопределению и творческой самоактуализации личности,
развитие духовного начала, способствующего гражданскому воспитанию личности,
формирование у студентов знаний исторических корней нашей страны, патриотизма,
воспитание толерантности в межнациональном общении,
формирование познавательной мотивации, активной жизненной позиции студентов,
развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом их будущей профессиональной деятельности,
развитие студенческого самоуправления в колледже.
Система управления воспитательной деятельностью представляет сложившуюся вертикаль управления процессом воспитания на уровне Колледжа. Непосредственно в Колледже участвуют в организации и проведении воспитательной работы: директор, заместители директора, социальный педагог, кураторы, преподаватели.
Особое воспитательное воздействие на студентов оказывало преподавание дисциплин цикла общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, где занятия направлены на гражданско - патриотическое, трудовое, идейно – нравственное, спортивно - оздоровительное, профилактическое, правовое воспитание будущих специалистов среднего звена и рабочих профессий.
Созданная в Колледже организационная система обеспечения воспитательного процесса, позволила педагогам за отчетный период реализовывать цели и задачи воспитания и развития, среди которых главная - подготовить студента к будущей профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся социальных условиях, сформировать способность быстрой адаптации в социальной среде и поиска оптимальных решений при выходе из проблемных ситуаций, обеспечение фундаментальной, профессиональной, специальной и общекультурной подготовки будущих специалистов и рабочих, воспитание их на общечеловеческих ценностях, формирование их социально-нравственных ориентиров, обеспечение самосовершенствования, самовоспитания, самоуправления студентов.
Данная цель реализовалась в конкретных задачах через принцип:
«Учебная группа - центр воспитания и подготовки высококвалифицированного специалиста и рабочего».
В Колледже в отчетном году большое внимание уделялось работе кураторов. Кураторы студенческих групп ежегодно назначаются приказом директора из числа преподавателей. Они являются основными звеньями организации и управления воспитательной работой. Деятельность кураторов распространялась на все группы, что способствовало созданию оптимальных условий для саморазвития личности студента, скорейшей и благоприятной адаптации студентов-первокурсников. Работа кураторов являлась составной частью воспитательного процесса Колледжа. Она была направлена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности Колледжа, создание условий для самореализации студентов, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей.
Работа кураторов строилась в соответствии с утвержденным директором Колледжа планом работы образовательного учреждения на учебный год.
Основными формами работы кураторов с группами являлись: кураторские часы, мероприятия,
спортивные соревнования, экскурсии, индивидуальная работа со студентами, родителями, организация участия студентов в мероприятиях, проводимых в рамках Колледжа, района и края.
Неотъемлемой частью системы управления воспитательным процессом является студенческое самоуправление, которое выполняет важнейшие функции организации студенческой жизни.
Главной целью студенческого самоуправления было воспитание у студентов гражданской активности, творческого отношения к учебе, общественной деятельности, формирование лидерских качеств у будущих специалистов и работников рабочих профессий.
В течение отчетного периода студенческое самоуправление проявило себя при проведении общеколледжных мероприятий и праздников, волонтерских акциях, экологических субботников, районных, краевых общественных мероприятий.
В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодёжи, воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:
нравственное воспитание,
гражданско-патриотическое воспитание,
культурно-эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
спортивно - оздоровительное.
профилактическое.
гражданско- патриотическое воспитание
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, старшему поколению
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, традициях родного края, о примерах исполнения гражданско-патриотического долга
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции
- опыт социальной и межкультурной коммуникации
нравственное воспитание
- представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимодействия в семье, между поколениями, представлениями разных социальных групп
- нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
- уважительное отношение к традиционным религиям
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим
трудовое воспитание
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям людей, трудолюбие
- ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека
- представления о различных профессиях
спортивно- оздоровительное
- обеспечение соответствия здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения гигиеническим требованиям
- уменьшение количества детей, болеющих респираторными заболеваниями, имеющих заболевания органов зрения опорно-двигательного аппарат
- снижение травматизма среди обучающихся
профилактическое
- снижение уровня правонарушений учащимися
- занятость студентов во внеурочное время
- проявления чувства ответственности за свои поступки
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
Гражданско-патриотическое:
Кураторские часы, посвященные Дню Победы;
Митинг, посвященный Дню Победы в ВОВ;
Пробег 10 км, посвященный Дню Победы в ВОВ;
Митинги, посвященные Дню памяти и скорби;
Благоустройство мемориального памятника;
Уроки мужества;
Волонтерское движение «Ты не один»;
Районный военно-патриотический квест (игра) «Дорогами бессмертного полка»;
«А ну-ка парни» посвященные Дню защитника отечества;
Конкурсы плакатов и др.
Учебные сборы по основам военной службы.
Студенты принимали участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных знаменательным датам, государственным и профессиональным праздникам:
Всероссийский день согласия и примирения,
День конституции,
День защитника отечества,
День Победы,
День защиты детей,
День России,
День Российского студенчества;
День системы профессионального технического образования.
Культурно-эстетическое воспитание
В течение отчетного периода в Колледже проводилась работа по приобщению студентов к эстетическим и культурным ценностям, созданию необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечению студенчества в активную культурно - досуговую деятельность традиционными стали мероприятия:
День знаний: «Здравствуй, колледж»;
«Посвящения в студенты»;
Новогодняя программа «КиноЁлка»;
Районное мероприятие «День тигра»;
Районное мероприятие «Эх, масленица»;
Краевые мероприятия согласно плана министерства образования Приморского края;
КВН;
Турнир по волейболу;
Районные соревнования «Жим лежа»;
Дни открытых дверей;
Выпускной.
Социальная и профилактическая работа.
Проводились следующие профилактические мероприятия со студентами в соответствии с утвержденными программами: «Профилактика наркотической, алкогольной, табакокурения и иных зависимостей» и «Профилактика правонарушений среди студентов СХТК»:
введение ограничивающих мер в колледже по табакокурению;
проведение кураторских часов и бесед о вреде курения, алкоголизма, наркомании;
размещение в учебных корпусах стендов с информацией профилактического содержания;
проведение конкурсов стенгазет, плакатов антиникотиновой, антинаркотической и антиалкогольной направленности;
проведение тематических культурно-массовых и спортивных мероприятий, направленных на противодействие саморазрушающим видам поведения студентов;
студенческие акции: Нет наркотикам! Нет курению!
Профилактические медицинские осмотры
социально-психологическое тестирования
Реализация Программы профилактики асоциального поведения включала следующие направления работы:
вовлечение студентов в работу кружков, секций,
проведение лекций, бесед, по профилактике правонарушений,
проведение тематических кураторских часов, вне учебных занятий и профилактических бесед.
Внедрена в образовательный процесс программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, а также по формированию основ здорового образа жизни. Работа в такой системе дает определенные результаты, т.к. не отмечались данные правонарушения и случаи постановки на учет.
Большая работа в Колледже проводилась с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Данные категории студентов социально защищены. Все они в отчетном году учились за счёт субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг, обеспечивались в первую очередь местами в общежитиях.
Студенты, обучающиеся в КГБПОУ «СХТК» в 2023 году из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, инвалидов (таблица 1)
Таблица 1
Показатели | Контингент |
Дети - сироты | 27 |
Дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа | 17 |
Инвалиды, ОВЗ | 5/24 |
Из малообеспеченных семей | 40 |
Из многодетных семей | 61 |
Всего: | 149 |
Обучающиеся в КГБПОУ «СХТК» относящие к категории детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лица из их числа получают компенсационные выплаты на питание, медикаменты, канцелярские товары, денежное обеспечение проезда, приобретение сезонной одежды, компенсация по выпуску. Назначаются и выплачиваются государственные социальные стипендии. Проводится индивидуальная работа с законными представителями и оказывается помощь в адаптации первокурсников в коллективе, в учебном процессе. Цель: Помочь обучающимся адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх. Создание благоприятного климата для налаживания отношений между педагогами и обучающимися, между обучающимися, объединение усилий педагогического коллектива по социализации обучающихся.
Задачи:
· Формирование у обучающихся широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
· Формирование интереса к другому человеку, как к личности;
· Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках;
· Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
· Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
· Развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
· Своевременное выявление обучающихся, склонных к совершению противоправных действий и родителей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних детей;
· Своевременное выявление причин и условий совершенного поступка;
· Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них обучающимся;
· Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении.
Работу по адаптации осуществляют кураторы, преподаватели, социальный педагог, заместители директора.
Социальное сопровождение образовательного процесса.
Основной целью работы социального педагога, являлось создание благоприятного психологического климата в образовательном пространстве колледжа, для гармоничного развития личности студентов. В соответствии с этим за отчетный период решались следующие задачи:
проведение психологической диагностики с целью выявления индивидуально - психологических особенностей студентов,
помощь в адаптации студентов групп нового набора,
психологическое сопровождение студентов-сирот,
выявление и учёт студентов-инвалидов, студентов с ОВЗ,
формирование и ведение личных дел на обучающихся из числа обучающихся-инвалидов и с ОВЗ,
организация контроля над учебным процессом обучающихся из числа инвалидов и с ОВЗ,
Индивидуальные консультации с обучающимися с ОВЗ, беседы о пропаганде здорового образа жизни с целью коррекции поведения,
работа по выявлению студентов «группы риска», заседание совета по профилактике правонарушений,
проведение месячника по профилактике наркомании, алкоголизма и курения,
индивидуальное консультирование студентов, преподавателей,
оформление, ведение и хранение документации в соответствии с нормативными требованиями,
организация и проведение тренингов, социально-психологического тестирования со студентами,
участие в работе методического совета
работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
своевременнее выполнение ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Работа с органами и учреждениями, общественных объединений, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (опеки и попечительства, КДН, ОПДН, службы занятости, ОВД);
Работа по содействию обучающихся в реализации и защите его прав и законных интересов;
Работа по содействию обучающихся в трудоустройстве;
Составление плана работы на новый учебный год.
Проводятся групповые занятия, которые направлены на развитие навыков ведения групповой дискуссии, обучение навыкам процесса выработки и принятия группового решения в ходе общения, познание личностных особенностей друг друга, стабилизацию психоэмоционального состояния, выявление психосоматических заболеваний. Со всеми студентами нового набора проведены беседы о целях, задачах, направлениях работы социального педагога колледжа.