СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытий урок по теме "Столетняя война 1337-1453 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытий урок по теме "Столетняя война 1337-1453 гг."»

Тема: Столетняя война 1337-1453 гг.

Класс: 6

Цель урока: определить значение Столетней войны в истории Франции.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

  2. Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.

  3. Сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.

Оборудование: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», атлас «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Англия и Франция» (Тест)

  3. Изучение нового материала.

План:

  1. Причины и начало Столетней войны.

  2. Характеристика этапов Столетней войны.


Ход урока.

Опрос: Соотнесите события и даты (работа на доске)

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

1) 1066г., 2) 1215г., 3) 1265г., 4) 1302г.

2.Выстроите хронологию событий в Англии (даты на доске)

А) Появление «Книги страшного суда»

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Д) Перепись всех земель и населения Англии

Г) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

3.Блиц-опрос:

  1. На сколько областей была раздроблена Франция к концу XII века? (10).

  2. Чем постепенно XII веке заменялся продуктовый оброк и барщина? (денежным оброком)

  3. Во сколько лет вступил на Французский престол Филипп II Август? (15 лет)

  4. Какое графство было им присоединено к Франции? (Тулузское)

  5. Какое прозвище было у Французского короля Людовика IX? (Святой).

  6. Что было им сделано для страны, за что он получил такое прозвище? (Законы действовали на всей терр-и страны; запретил междоусобные войны; в не присоединенных областях феодалы не имели права начинать военные действия в течении 40 после объявлен войны – за это время слабый противник мог подать жалобу в королевский суд; чеканил собственную монету, котор. Приним. повсюду – это облегчило торговлю)

  7. Какие территории были присоединены к Франции Филиппом IV Красивым? (Графства Шампань и Наварра)

  8. Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)

  9. Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)

  10. Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)

  11. Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)

  12. Какая династия начинает править в Англии? (Нормандская династия)

  13. Каково значение судебной реформы Генриха II? (введен суд присяжных)

  14. Кто такие шерифы? (королевские чиновники - управляли графствами, собирали налоги, судили, командовали ополчением)

  15. Чем считают историки Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного? (первой в Европе конституцией)

  16. Что такое парламент? (от франц. «парле» - говорить; сословное собрание)

  17. Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)

Ответы учеников.

А-3, Б-4, В-1, Г-2

1-Б, 2-Д, 3-А, 4-Е, 5-В, 6-З, 7-Г, 8-Ж.


Переход к восприятию новой темы

2 мин.

Сейчас мы переходим к изучению новой темы. Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война» (1337-1453 гг.)

Ученики открывают тетради и пишут тему урока.

Изучение новой темы

21 мин.

– Как определить сколько лет длилась эта война? (116 лет) - название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.

-Ребята, а как мы начинаем рассматривать любую войну? (сначала определяем причины и повод к войне, ход, итоги).

Работа с учебником. Откройте стр. 161 и прочитайте вопрос «Причины войны и повод к ней».

Причины войны:

  1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.

  2. Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.

  3. Война – источник обогащения феодалов Англии и Франции.

Что являлось поводом к войне?

В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель её младшей ветви – Филипп Валуа. Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королём Англии и Франции. Эдуард II: король Англии и король Франции

Пехота - из свободных крестьян(лучников).Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

В армии: высокая воинская дисциплина; - боеспособная пехота; - умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою

Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно.

В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация:

-новая система комплектования войск

-улучшение крепостной и осадной артиллерии

Найдите и покажите английские владения во Франции накануне войны.

Проследите направления движения английских и французских войск.

Затем начинается работа с картой «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».

!!!! Физкультминутка.

Характеристика этапов Столетней войны.

I этап войны (1337-1360 гг.)

1340 г.- уничтожение англичанами французского флота у берегов Франции при г. Слейсе.

1346 г. - поражение французов в битве при Креси (северная Франция).

1356 г. - разгром французской армии при Пуатье. 1360 г. - мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан - юго-западная Франция и порт Кале на севере). (Показывается на карте.)

Таким образом, в ходе военных действий I этапа войны выявляется превосходство англичан.

Проблемный вопрос: почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию? (преимущество английских войск перед французскими. Во французских войсках не было дисциплины, разобщённость).

II этап войны (1369-1396 гг.)

На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Франции. Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она заключалась в следующем:

- увеличение отрядов наемников;

- строительство военного флота;

- создание сильной артиллерии для разрушения крепостей. Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгенлен. Французская армия постепенно одерживала победы на суше и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции. (Работа с картой) На севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна.

К 1380 г. контролируемая англичанами территория Аквитании стала меньше.

Ш этап войны (1415-1424 гг.)

В начале XV века английский король воспользовался борьбой за власть двух французских феодальных группировок - герцогов Орлеанского и Бургундского.

Борьба продолжалась почти 25 лет. Враждующие группировки тайно вели переговоры с английским королем. Англичане помогали тем, кто шел на большие уступки. Затем образовался союз Англии с герцогом Бургундским.

Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенкуре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска.

Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства».

Прошло время, бургундцы заняли Париж. Был захвачен король Франции; герцог стал управлять страной от имени короля.

Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Старший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол.

Далее учитель рассказывает о событиях, которые последовали за смертью королей Англии и Франции: измена французской знати, захват сторонниками герцога Бургундского Парижа в1418 году, нерешительность Карла.

На данном этапе Столетней войны обнаруживаются захватнические цели английских феодалов. Захваченные области истощались, англичане пытались завоевать новые области.

IV этап войны (1428-1453 гг.)

1428 г. - осада г. Орлеана;

1429 г. - год перелома в войне. Появление Жанны Д'Арк -Орлеанской девы;

1429 г. - коронация в Ремсе законного наследника французского престола Карла VII;

1431 г. - обвинение в ереси и казнь Жанны Д'Арк.

1453 г. - Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет).

Далее учитель комментирует события.

В 20-е годы XV века англичане попытались полностью захватить Францию. Народ Франции поднялся на защиту отечества, против превращения своей родины в часть объединенного англо-французского королевства. Там, где англичане ввели свою власть, они беспощадно подавляли сопротивление народа.

Народ в ответ на это организовал партизанскую войну.

Партизанские отряды наносили ощутимый вред передвижению английских войск и изменников - бургундцев.

В народной войне против захватчиков огромную роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти Францию от врагов.

Работа с картой.

Найти и показать районы партизанской войны против англичан.

= Найти город Орлеан.

Проследить действия французских войск под руководством Жанны Д'Арк.

Слушание сообщения «Жанна Д'Арк» или рассказа учителя на основе текста учебника и иллюстрации (§ 19).

Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны Д'Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной.

В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции высок был патриотический подъем населения.

Король Франции примирился с герцогом Бургундским. Герцог принял сторону короля.

В Столице Франции началось восстание против англичан, Париж был освобожден.

Король создал постоянную наемную армию:

- увеличил состав лучников;

- увеличил артиллерию;

- установил дисциплину.

Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.

1453 г. - город Бордо в Аквитании сдался.

Столетняя война закончилась, но порт Кале ещё 100 лет был в руках англичан.

Итак, мы сегодня изучили Столетнюю войну. Увидели, как французский народ отчаянно в течение долгого времени отстаивал свою свободу и независимость, а также смог отвоевать территории за которые боролся - это Аквитания и Фландрия. Герои этой войны покрыли себя неувядаемой славой, их подвиги и поступки будут вызывать восхищение во все времена.

Ученики в ходе занятия записывают основные моменты и даты в тетрадях.

Закрепление изучение материала

8 мин.

Вопросы и задания:

назовите дату Столетней войны.

- Почему Столетняя война закончилась победой французской армии?

Покажите на карте места сражений Столетней войны.


Тест:

1.Когда началась Столетняя война?

а) 1360 год; б) 1337 год; в) 1346 год.

2.После какого события Франция оказалась на краю гибели?

а) поражение при Пуатье 1356 г.;

б) поражение при Азенкуре 1415 г.;

в) договор 1420 г. между Карлом VI и Генрихом V

3.Каковы причины поражения французской армии?

а)разрозненность армии;

б)малочисленность армии:

в) плохое вооружение.

4. Где сталкивались интересы Англии и Франции?

а)Фландрия; б) Шотландия; в) Аквитания.

5. Кто сказал «Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня»?

а) Жанна д Арк; б) Карл Смелый; в) Людовик Х.

1). (1337- 1453),

2). потому что, на 2-ом этапе войны произошла реорганизация армии, развернулась партизанская война, большую роль сыграла Жанна д Арк, а после её смерти народно- освободительная война развернулась с новой силой

3). битва при Креси, Пуатье, Азенкур, Орлеан, Бордо

Домашняя работа

2 мин.

Выставление оценок.

Прочитать параграф 19.

Записывают домашнее задание.