СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Национальные игры на занятиях хореографией"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальные, осетинские игры на занятиях по хореографии , открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Национальные игры на занятиях хореографией"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»














КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ



ТЕМА: «Осетинские игры»



Автор-составитель

Педагог дополнительного образования

Мурашева Зарина Николаевна










Владикавказ

Игра – это составная часть духовной культуры. Во все времена игры выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.

Тема открытого занятия: «Осетинские игры».

Цель: - формирование творческой личности посредством обучения языку танца, приобщение к миру танцевального искусства;

- познакомить детей с особенностями осетинских детских игр и национальных танцев;

- определить, что между ними общего?

Задачи:

Образовательные:

- обогатить кругозор детей знаниями быта, досуга, культуры осетинского народа;

- сформировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к осетинским танцам, играм;

- прививать любовь и уважение к осетинскому искусству, культуре, традициям, понимание их эстетической ценности.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность детей, воображение и фантазию в танце;

- развивать легкость движений, координацию, осанку, музыкальный слух.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: гармоника, доуль.

Музыкальный репертуар: «Симд», «Хонга», «Марш», «Лезгинка», «Горский», «Лирическая», «Круговой».

Методика работы: сочетание групповой и индивидуальной.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Обучающиеся выстраиваются на полукруг. Педагог и дети приветствуют друг друга.

  1. Разминка.

Обучающиеся идут маршем по кругу:

- на полной стопе;

- на полупальцах;

- на пятках;

- чередую носок с пяткой;

- бег по кругу обычный, с поднятием ног, с захлестом, с вытянутыми ногами вперед;

- гусиный шаг;

- прыжки в присядке.

Затем обучающиеся выстраиваются по линиям на середине зала.

Начинается разминка на разогрев всех групп мышц. Стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки держа на поясе, обучающиеся выполняют следующие движения:

- вращение головы вправо и влево;

- поворот головы вправо и влево;

- наклон головы вправо, влево, вперед и назад;

- круговые движения плечами вперед и назад;

- наклоны корпуса вправо и влево;

- наклоны корпуса вперед.

Встав по VI позиции:

- подъем на полупальцах в медленном и быстром темпе;

- разогрев поочередно в медленном и быстром темпе;

- приседание на одно колено, поочередно меняя ноги;

- прыжки с вытянутыми, а затем поджатыми ногами.

3. Тренаж, состоящий из элементов движений классического танца.

Обучающиеся становятся в I позицию, руки держа на поясе выполняю следующие движения:

- demi u grand plié (по I и II позиции);

- battmant tandu (по I позиции);

- разминка кисти рук.

Тренаж, состоящий из элементов народно-сценического танца:

- ковырялочка (простая, с отводом носка в сторону, высокая, высокая с выбросом ноги вперед, с прыжком);

- ножницы (простые, с прыжком);

- растяжка (в сторону и вперед);

- подсечка;

- повороты вправо и влево;

- ласточка;

- сочетание движений растяжка + поворот + подсечка + ласточка.

Обучающиеся становятся по кругу и выполняют:

- основной ход осетинского народного танца «Симд» (без рук, а затем с руками);

- «Сирга» на полной стопе.

4. Основная часть.

Ребята, кто из вас знаком с осетинскими детскими играми? А их немало: «Карадзийы сарты ганганынтай хъазт» (чехарда), «Тулантай хъазт» (игра в кувырки), «Уахскыл бадга хъабысай хаст» (борьба сидя на плечах), «Гапганынтай хъазт» (игры с прыжками), «Бара гама бахай хъазт» (наездники и кони) и мн.др.

- Как вы думаете, для чего нужны игры?

- Правильно, для развлечения и веселья.

А еще для, чтобы выявить наиболее умных, сильных, выносливых, мужественных, ловких. Игра – это упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры совершенствуют дух и физические качества, двигательные навыки и умения.

Танцы и игры занимали важное место в традиционном быту осетинского народа.

- Какие по характеру бывают осетинские танцы? (медленные и быстрые).

- Медленные – это плавность, грация, мягкость. Быстрые – резкие повороты, прыжки, проходы. Детские осетинские танцы и игры также включают в себя прыжки, бег, подскоки, повороты и мн.др.

- Мы с вами перечислили некоторые осетинские игры, а теперь назовите осетинские танцы, которые вы знаете («Симд», «Хонга», «Лезгинка», «Горский», «Массовый»). Осетинские танцы дают нам представление об окружающем мире древних осетин, а движения рук, ног, корпуса в танце отражают картины из их жизни.

Давайте вместе проанализируем, что общего между осетинскими танцам и играми. Итак, «Симд». Назовите его полное название (осетинский народный массовый танец). Массовый. Давайте перечислим командные массовые игры: «Гаккарис», «Слепой медведь», «Ямочки» и т.д.

Игра «Разбей шеренгу». В этой игре команды становятся в две шеренги друг против друга. В «Симде», «Хонга»», это называется «прямые линии».

«Симд Нартов» - это танец мужчин, где они создают два круга на плечах друг друга. В каких играх дети садятся друг друга на спину, на плечи? ( «Наездники и кони», «Борьба ,сидя на плечах», «Поймай меч, сидя на плечах товарища»).

«Лезгинка». Этот танец исполняют как массово, так и сольно. Каждый исполнитель демонстрирует свою удаль, ловкость, быстроту. В «Лезгинке» есть подскоки, прыжки, повороты. Все эти движения присутствуют в большинстве осетинских игр. А «Танец с кинжалами» схож с игрой «Выиграй палку», где игроки должны проявить ловкость и точность забив с размаху палку в землю.

Если проследить за детскими играми осетин, то можно заметить, что в основе большинства игр лежат элементы, связанные с силой, меткостью, ловкостью. С древних времен осетины, особенно похожи, должны были проявлять качества, характеризующие его как сильного, крепкого, сообразительного, ловкого человека.

И в заключение небольшой сюрприз. Кто из вас слышал о старинном шуточном осетинском танце – игре «Чепена»?

Сейчас мы с вами вместе и поиграем и станцуем (объясняются правила игры). Дети образуют круг, педагог – ведущая внутри круга и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена, (подпрыгивают на левой ноге).

Дети: Гой, гой чепена (повторяют).

- Правой ногой, чепена (подпрыгивают на правой ноге).

Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).

- Пойдем вперед, чепена (идет вперед ,подняв руки)

Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).

- Пойдем назад, чепена (идет назад, опуская руки).

Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).

-Все мы спляшем, чепена, (любое движение).

Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).

- Кругом, кругом, чепена.

Дети начинают производить движения под любую осетинскую музыку.

5. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного об осетинских танцах и играх. О том, как они влияют на физическое, умственное, эстетическое воспитание детей. Вы узнали, что общего между танцами и играми и для чего они нужны.

Вы сегодня активно и дружно участвовали в танце – игре «Чепена». Если вам понравилось, мы обязательно будем играть в нее на наших занятиях.

6. Домашнее задание.

К следующему занятию каждый из вас назовет самую, на его взгляд, интересную игру и назовет танец, который содержит в себе элементы этой игры.