Открытый урок по русскому языку в 6 классе для учителей
школы, города и района, данный на семинаре словесников
(ФГОС)
Тема урока: Развитие речи. Значение числительных в речи. (Слайд 1)
Цель урока: Сделать вывод о значении числительных в нашей речи.
Продолжить работу по формированию навыков правильного написания и употребления числительных в речи, использования справочной литературы для получения дополнительных знаний по предмету.
Показать необходимость осознанного изучения предмета.
Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: проектор, экран, презентация.
Используемые технологии: традиционная, ИКТ, саморазвивающее обучение, проблемное обучение, личностно ориентированное обучение.
Записи на доске: Где мы ежедневно используем числа?
План урока.
Определение темы урока. (Слайд 2)
Роль числительных в речи Значение числительных в речи
Для чего нужны числительные? Можем ли мы обойтись без
числительных?
Для сообщения конкретной
информации. ?
(вопросы появляются постепенно, ставится проблемный вопрос)
-Сформулируйте тему урока.
Подбор эпиграфа к уроку. (Проверка выполнения домашнего задания). Учащимся было дано домашнее задание: на листе формата А4 выписать любое высказывание о числах. На уроке помещают высказывания на доске и выбирают подходящее теме урока, аргументируя свой выбор.
Учитель показывает высказывания, подобранные им. (Слайд 3)
Мы … никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы.
Платон
1
Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром.
Гете
Твой ум без числа ничего не постигает.
Кузанский
Осмысление темы урока. (Слайд 4)
-Чтобы ответить на главный вопрос урока, надо для начала вспомнить,
где мы ежедневно используем числа?
(Учащиеся выходят по одному и записывают на доске)
Варианты записей: Время
Деньги
Распорядок дня
Покупки
Количество
Последовательность
Порядок
Точные науки
Показ слайда, установление соответствия.
Работа со словарными словами.
Запись словарных слов по теме «Числительное». Учащиеся называют слова сами, один ученик записывает на доске. Комментирование некоторых слов (бухгалтер, статистика (статист), экономист, программист). Объединение по смыслу: профессия. Добавление записи к использованию чисел.
Миллион, бухгалтер, статистика, экономика, программист, полтораста, полутораста, полутора, компьютер, миллиард.
Сообщение учителя (Слайд 5)
О происхождении числительного «миллион).
Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло.
Посетив в ХIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского «милли»(что означало «тысяча») и частицы – оне (соответствующей увеличительному суффиксу – ищ) новое слово.
Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
Сообщение учителя.
Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
2
Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
На письме слова-числа часто заменяются цифрами: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Однако, в документах, при получении или выдаче денег требуется, чтобы сумма была написана не только цифрами, но и словами.
Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значение цифр, но в устной речи пользуются только словами своего языка.
Попробуйте рассказать свою биографию без чисел. Получится абсурд. (Можно попросить какого-то ученика это сделать).
Самостоятельная работа. (Слайды 6-7)
Итак, мы заканчиваем изучение темы «Имя числительное», уже имеем некоторые навыки написания этой части речи, поэтому сейчас попробуем восстановить даты в исторический текст, соответственно логике последовательности событий, выполнив самостоятельную работу.
В … году по Указу императрицы Екатерины II ХVIII
село Рогожи было переименовано в город Богородск. 52
В конце … века в городе было … частных дома 1781
и … служебных здания. Население города составляло ХIХ
… человек. 581
В середине … века число жителей возросло до 1258
… человек. 101897
Сейчас в нашем городе проживает … человек. 4
Добавление слова история к использованию чисел.
Статистические данные (Слайд 8-9).
В русском языке 131257 слов.
Количество числительных в нашей речи составляет 15%.
Развитие речи. Составление текста о значении числительных в нашей речи. (Слайд 10)
-Как вы считаете, на какие вопросы вы должны ответить при составлении текста на заданную тему?(Устный опрос, затем показ на слайде и составление текста по вопросам учителя в тетради).
Вопросы: 1.Какую роль играют слова со значением числа в жизни людей?
2.Что измеряется числами?
3.Где мы используем числа?
4.Какие профессии людей связаны с числами?
5.Для чего нужно знать правописание числительных? 3
Примерный текст.
Значение числительных в нашей речи.
Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
Мы постоянно используем числа в нашей речи для передачи конкретной информации.
Есть специальные профессии людей, связанные с числами, а именно: бухгалтер, статист, экономист, программист.
Правописание числительных нужно знать для оформления банковских документов.
Проверка выполненной работы. Зачитывание отдельных текстов.
Домашнее задание.
Найти и выписать пословицы и поговорки, связанные с числами.
Итог урока (Слайд 11)
- Что нового узнали на уроке?
- Ответили ли мы на главный вопрос?
- Какой вопрос по теме урока вы хотели бы задать однокласснику?
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен!
4