СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Мир русской жизни" в 5 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема полугодия: "Музыка и литература". Цель урока: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Мир русской жизни" в 5 классе»

6


«Мир русской песни»


Слайд 2

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская песня

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

  • воспитание культуры мышления и речи обучающихся;

  • формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции:

  • иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня)

  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)

  • понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись)

  • познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)

  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны)

  • иметь представление о песенной культуре русского народа

  • развивать вокально-хоровые умения

Информационная компетенция

  • уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"

  • уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами

  • изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка

Социальная компетенция

  • учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)

  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке

Коммуникативная компетенция

  • учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи

Личностная компетенция

  • осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития

  • определить самостоятельный маршрут общения с искусством

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни"

1. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения русской народной культуры

Слайд 3

Учитель: Исполнение песни В. Баснера "С чего начинается Родина?" настроит нас на изучение темы "Мир русской песни".

(Учебник "Музыка", С. 56)

Учитель: Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник "Музыка", С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"?

Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

 Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (страница 58 учебника "Музыка").

Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили"

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

Слайд 5

Учитель: Живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". (Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради: РНП "Среди долины ровныя"

Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В построении развёрнутого ответа вам поможет наш учебник "Музыка")

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:"

Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

 

Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". (В вашем ответе - "помощь учебника" и ваши наблюдения)

Слайд 7

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.

Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая:",

CD № 1, фрагмент № 10

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]

(Чтение стихотворения всем классом)

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

Запись в тетради по музыке: "Вечерний звон". Стихи И. Козлова

Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".

(Учитель исполняет аккомпанемент).

Что изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

 

Учитель: Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника "Музыка" и иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон". [4, 61]

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова

CD № 1, фрагмент № 11

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике "Музыка", с.61) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа.

Ученик: Песни - весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке:

Вывод:

Русская народная песня отражала:

  • природу России, её пейзажи

  • быт, чувства и переживания людей

  • будни и праздники народа

Домашнее задание:

(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Учитель: К выполнению данного задания (ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?") обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека".

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)

Слайд 12

3. Вокально-хоровая деятельность на уроке

С. 38 "Уж ты зимушка - зима" - разучивание

С. 34 "Если другом стала песня"

Слайд 13