СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Однокоренные слова"»





Тема: Однокоренные слова. Корень слова. (урок-закрепление)

  1. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим наши улыбки гостям, которые пришли к нам на урок.

- Садитесь.

II. Мотивация.

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке (слайд):

* помогали друг другу;

*Всегда решали возникающие у вас проблемы вместе

*чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересное

*и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас.

- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Слайд)

- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте его. (слайд)

Зри в корень.

- Как вы понимаете значение этого выражения?

- Может значение какого-то слово у вас вызвало затруднение? (Зри)

- А где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре) (Слайд)

- Ребята, в толковом словаре слово «зри» означает смотреть, видеть.

- Может это вам поможет объяснить фразу «Зри в корень». Что это значит? (смотреть в корень)

- Что значит смотреть в корень? (Находить самое важное)

- Поднимите руку, кто хочет узнать сегодня что-то важное на уроке русского языка.

- А вы можете добывать эти знания сами? (Я могу добывать знания сам)

- А зачем нам нужно добывать знания? Зачем вообще нам нужны эти знания? (Чтобы пригодились нам на практике, чтобы мы могли их применять на практике.)

- Хорошо, молодцы!

III. Физминутка

- А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. Поставим ручки на локотки.

-Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять

Вот какие дружные, крепкие и нужные.

Потрите пальчики.

- Скажите, а к какому этапу мы подготовили наши пальчики. Что мы сейчас будем делать? (писать.)

IV. Чистописание.

- Какой именно этап у нас будет? (чистописание)

- А что мы делаем на этапе чистописания? (повторяем написание букв, соединений).

- А зачем нам нужен этот этап? (чтобы красиво писать)

- а з г

м

и а н

-Из данных букв выберите ту, которая обозначает гласный звук и указывает на мягкость согласных звуков.(буква и).

Пишем три заглавных и три строчных буквы и.

-Запишем соединения с буквами согласного парного звонкого звука.

(би, ди, ги, зи, ви, жи)

-Указывает ли звук «и» в последнем соединении на мягкость согласного?

-Почему?





- Пропишите строчку букв, чередуя их.

- Молодцы! А теперь подчеркните простым карандашом самую красивую пару букв.

V. Словарная работа.

- А сейчас вспомним написание словарных слов.

Березовский Ваня у доски, все остальные в тетрадях будем узнавать слова по их лексическому значению и записывать через запятую.

  1. Второй месяц осени. (октябрь)

  2. Низкая температура воздуха, когда нам становится очень … холодно. Значит какое слово? (холод)

  3. Опустели наши грядки

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали … (урожай)

  1. Движение воздуха. (ветер)

  2. Частички застывшей росы, похожие на колючие снежинки. (иней)

  3. Узкие металлические полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (коньки)

- Хорошо, отложили ручки. Скажите, что общего в этих словах? (относятся к осени)

- А может быть есть лишнее слово? (холод – не словарное слово, его можно проверить- холода)

- Какое слово по вертикали у нас получилось? (корень)

VI Актуализация знаний.

- Молодцы! Соберем знания, которые вы уже получили на предыдущем уроке по теме корень.

Доска: Корень.

- какие значения имеет слово корень? У что имеет корень? (у дерева, у слова, у волоса)

- Смотрите сколько значений у слова корень. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (многозначное).

Доска: Многозначное.

- А какое общее значение у слова корень? (это очень важное, главное)

- Скажите на уроке русского языка нас будет интересовать значение слова корень где? (значение корня в слове )

- Итак, корень –это… (часть слова)

- Какая часть слова? (главная)

Доска: Главная часть

- А теперь скажите, что такое корень? (Корень –это главная часть слова)

- В нем заключено… (общее лексическое значение всех однокоренных слов)

Доска: Однокоренные.

- А как выделяется корень? (дугой)

Доска:

- Какие слова называются однокоренными? Какие 2 признака однокоренных слов нужно помнить?

Доска: общий смысл одинаковый корень

- Посмотрите, сколько вы уже знаете. Мы составили модель.

-А хотите узнать что-то новое о корне и однокоренных словах? Поднимите руку, кто хочет.

- А для этого я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. (слайд)

- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.

Встретились как-то гусь и гусеница.

-Ты кто?

-Я,гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?

- А я гусеница, ваша тетя.

- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?

-Поднимите руку, кто считает, что родня. Почему?

- Поднимите руку, кто считает, что не родня. Почему?

- Посмотрите у нас разделились мнения. С какой трудностью мы с вами столкнулись? (не можем определить являются ли слова однокоренными).

- Давайте обратимся к правилу. Какие слова называются однокоренными? (которые имеют общий смысл и одинаковый корень)

-Кто такая гусеница? (насекомое)

- А гусь? (домашняя птица)

- Какой вывод мы можем сделать? (значение разное)

- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)

- Маленькая гусеница… (гусеничка)

- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)

- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).

- А в слове гусь какой корень? (гусь)

- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)

- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).

- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли распознать однокоренные слова.

- А теперь скажите, чем мы будем заниматься на уроке, чему вы научитесь? Что вы сейчас делали? (распознавали слова, в которых одинаковый корень и одинаковое значение).

- Как называются такие слова? (однокоренные)

- Итак, назовите тему нашего урока. Слайд (Однокоренные слова. Корень слова.)

- Давайте составим план, по которому будем с вами работать.

-С чего мы начнем действовать? Что мы будем делать со словами, если их много? (выделять группу однокоренных слов)

Доска. План

(выделять группу однокоренных слов)

- Ребята, в каждой группе слов может быть для вас ловушка. Что можно совершить? (ошибку)

- Значит, мы будем эту ошибку …(исправлять)

Доска: Находить и исправлять ошибки.

-Это второй пункт плана.

- А что потом будем делать с полученными знаниями? (применять на практике)

Доска: применить знания

Итак, мы составили с вами план. Спланировали свою деятельность. Теперь будем готовиться по плану.

Iвыделяем группу однокоренных слов.

VII. Закрепление полученных знаний.

А) Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 63. Упражнение 90. Чурсинов Данил прочитает задание.

- По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим есть ли у слов общая часть, потом проверяем, близки ли они по смыслу.)

Iряд вместе с Максимом подбирают однокоренные слова к слову море.

IIряд вместе с Дарьиным Захаром подбирают однокоренные слова к слову свет

IIIряд, вместе с Димой подбирают однокоренные слова к слова к белый.

Проверка.

Iряд: море, моряк, морской.

II РЯД: свет, светить, светлый.

III РЯД: белый, беленький, белеет.

ФИЗМИНУТКА.

- Встали. Если слова однокоренные делаете хлопок, если нет – топаете 1 раз.

Лист –листик (ХЛОП), гора-горит (ТОП), молоко –молочный (ХЛОП), лес –лестница (ТОП), волк- волчище (ХЛОП), медовый – сладкий (ТОП).

Б) Работа в парах.

- А сейчас для вас игра «Третий лишний».

- Для вас написаны на карточках слова

Вы присмотритесь к ним

Может лишние попали

Догадайтесь, как узнать.

Слайд Положите перед собой желтые карточки. Мы подошли ко второму плану. Будем исправлять ошибки.

-Работаем в паре.

Iвариант читает первую строчку слов, находит однокоренные слова, выделяет корень, а лишнее слово нужно зачеркнуть.

IIвариант работает со второй строчкой слов.

-Потом по –очереди объясняем своему соседу по парте.

ПРОВЕРКА: Прочитайте слова, назовите однокоренные слова, корень, какое слово лишнее.

Iвариант. Чародей, волшебник, волшебный, волшебство.

- Кто такой чародей? (ВОЛШЕБНИК, КОЛДУН)

IIвариант. Колокол, колокольчик, колодец, колокольня.

- Что такое колодец? (ГЛУБОКАЯ ЯМА, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ).

-Проверьте ребята. Кто сделал верно поставьте на полях знак +;

У кого были затруднения поставьте ?

- Поднимите руку, кто сделал без ошибок.

- У кого возникли затруднения?

-Что надо сделать, чтобы не допускать ошибки? (повторить правило).

В) работа в группе.

-Итак, мы выполнили II пункт плана, А ТЕПЕРЬ ПЕРЕХОДИМ к какому пункту? (К третьему).

- Что будем делать? (применять знания)

Слайд (изображение золотой осени)

-Посмотрите, какой красивый осенний лес!

-А у нас тоже есть свои деревья. Посмотрите, но они у нас какие? (голые)

- Они стоят без листьев. Давайте наденем деревьям осенний наряд. А украшать вы будете листочками с однокоренными словами. Работать будем в группах.

Слайд Правила работы в группе.

- Какие правила работы в группе мы знаем? (не шуметь, выслушивать друг друга, не перебивать).

- В группе должны быть роли. Кто должен быть в группе? (докладчик)

- Еще, ребята, в каждой группе будет секретарь, который следит за вашими мыслями, выделяет корень в словах.

- Хранитель времени, который следит за временем. И помощники.

- Итак, первая группа – это первые 3 парты первого ряда.

Вторая группа – это первые 3 парты второго ряда.

Третья группа- первые 3 парты третьего ряда.

Четвертая группа – остальные парты.

- Сейчас вы сформируете групп, распределите роли и каждая группа возьмет по 1 дереву.

Украсьте их однокоренными словами, там есть лишнее слово.

Секретарь выделяет корни.

Придумайте свое однокоренное слово.

Время пошло.

Проверка.

- Чья группа готова, выходят докладчики, остальные рассаживаются по местам.

Iгруппа.

– Какое ваше слово?

- Назовите однокоренные слова.

- Какой корень в слове?

- Назовите лишнее слово? Почему?

- Какое свое слово придумали?

-Молодцы, давайте поблагодарим эту группу. (хлопаем)

II, III, IV группы.

- Как вы думаете какая группа лучше и правильнее всего справилась с заданием?

- Я считаю, что вы все хорошо работали на общий результат.

Итог.

- А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.

- Какая цель у нас была. Что мы с вами делали? (Учились распознавать однокоренные слова)

- Хорошо. Давайте вспомним на что надо обращать внимание, чтобы найти однокоренные слова? (общий смысл и корень)

- А где нам эти знания пригодятся? Зачем нужно применять знания? (чтобы правильно писать, не делать ошибок).

VIII.Рефлексия. Слайд

- А теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу.

Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим нарисуйте зеленый квадратик..

Если вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам еще нужна помощь, нарисуйте желтый квадратик.

-Если Вы считаете, что у вас остались затруднения, есть над чем работать, нарисуйте красный квадратик.

-Найти корень – это значит найти смысл внутри себя. Так считает лингвист. Знаток русского языка Рыбникова. А я считаю, что вы сегодня зажгли огоньки своих фонариков внутри себя своими знаниями.

Вы сегодня поработали очень хорошо.

Я хочу вам сказать:

Слайд Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За вашу работу я хочу выставить следующие отметки: сегодня на уроке хорошо помогали мне все ребята, но хочется отметить… , ставлю вам 5.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.

Домашнее задание. Слайд

Выполнить упражнение 92 (с.64)