Тема: Однокоренные слова. Корень слова. (урок-закрепление)
Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим наши улыбки гостям, которые пришли к нам на урок.
- Садитесь.
II. Мотивация.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке (слайд):
* помогали друг другу;
*Всегда решали возникающие у вас проблемы вместе
*чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересное
*и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас.
- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Слайд)
- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте его. (слайд)
Зри в корень.
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- Может значение какого-то слово у вас вызвало затруднение? (Зри)
- А где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре) (Слайд)
- Ребята, в толковом словаре слово «зри» означает смотреть, видеть.
- Может это вам поможет объяснить фразу «Зри в корень». Что это значит? (смотреть в корень)
- Что значит смотреть в корень? (Находить самое важное)
- Поднимите руку, кто хочет узнать сегодня что-то важное на уроке русского языка.
- А вы можете добывать эти знания сами? (Я могу добывать знания сам)
- А зачем нам нужно добывать знания? Зачем вообще нам нужны эти знания? (Чтобы пригодились нам на практике, чтобы мы могли их применять на практике.)
- Хорошо, молодцы!
III. Физминутка
- А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. Поставим ручки на локотки.
-Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять
Вот какие дружные, крепкие и нужные.
Потрите пальчики.
- Скажите, а к какому этапу мы подготовили наши пальчики. Что мы сейчас будем делать? (писать.)
IV. Чистописание.
- Какой именно этап у нас будет? (чистописание)
- А что мы делаем на этапе чистописания? (повторяем написание букв, соединений).
- А зачем нам нужен этот этап? (чтобы красиво писать)
- а з г
м
и а н
-Из данных букв выберите ту, которая обозначает гласный звук и указывает на мягкость согласных звуков.(буква и).
Пишем три заглавных и три строчных буквы и.
-Запишем соединения с буквами согласного парного звонкого звука.
(би, ди, ги, зи, ви, жи)
-Указывает ли звук «и» в последнем соединении на мягкость согласного?
-Почему?
- Пропишите строчку букв, чередуя их.
- Молодцы! А теперь подчеркните простым карандашом самую красивую пару букв.
V. Словарная работа.
- А сейчас вспомним написание словарных слов.
Березовский Ваня у доски, все остальные в тетрадях будем узнавать слова по их лексическому значению и записывать через запятую.
Второй месяц осени. (октябрь)
Низкая температура воздуха, когда нам становится очень … холодно. Значит какое слово? (холод)
Опустели наши грядки
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали … (урожай)
Движение воздуха. (ветер)
Частички застывшей росы, похожие на колючие снежинки. (иней)
Узкие металлические полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (коньки)
- Хорошо, отложили ручки. Скажите, что общего в этих словах? (относятся к осени)
- А может быть есть лишнее слово? (холод – не словарное слово, его можно проверить- холода)
- Какое слово по вертикали у нас получилось? (корень)
VI Актуализация знаний.
- Молодцы! Соберем знания, которые вы уже получили на предыдущем уроке по теме корень.
Доска: Корень.
- какие значения имеет слово корень? У что имеет корень? (у дерева, у слова, у волоса)
- Смотрите сколько значений у слова корень. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (многозначное).
Доска: Многозначное.
- А какое общее значение у слова корень? (это очень важное, главное)
- Скажите на уроке русского языка нас будет интересовать значение слова корень где? (значение корня в слове )
- Итак, корень –это… (часть слова)
- Какая часть слова? (главная)
Доска: Главная часть
- А теперь скажите, что такое корень? (Корень –это главная часть слова)
- В нем заключено… (общее лексическое значение всех однокоренных слов)
Доска: Однокоренные.
-
А как выделяется корень? (дугой)
Доска:
- Какие слова называются однокоренными? Какие 2 признака однокоренных слов нужно помнить?
Доска: общий смысл одинаковый корень
- Посмотрите, сколько вы уже знаете. Мы составили модель.
-А хотите узнать что-то новое о корне и однокоренных словах? Поднимите руку, кто хочет.
- А для этого я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. (слайд)
- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.
Встретились как-то гусь и гусеница.
-Ты кто?
-Я,гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?
- А я гусеница, ваша тетя.
- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?
-Поднимите руку, кто считает, что родня. Почему?
- Поднимите руку, кто считает, что не родня. Почему?
- Посмотрите у нас разделились мнения. С какой трудностью мы с вами столкнулись? (не можем определить являются ли слова однокоренными).
- Давайте обратимся к правилу. Какие слова называются однокоренными? (которые имеют общий смысл и одинаковый корень)
-Кто такая гусеница? (насекомое)
- А гусь? (домашняя птица)
- Какой вывод мы можем сделать? (значение разное)
- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)
- Маленькая гусеница… (гусеничка)
- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)
- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).
- А в слове гусь какой корень? (гусь)
- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)
- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).
- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли распознать однокоренные слова.
- А теперь скажите, чем мы будем заниматься на уроке, чему вы научитесь? Что вы сейчас делали? (распознавали слова, в которых одинаковый корень и одинаковое значение).
- Как называются такие слова? (однокоренные)
- Итак, назовите тему нашего урока. Слайд (Однокоренные слова. Корень слова.)
- Давайте составим план, по которому будем с вами работать.
-С чего мы начнем действовать? Что мы будем делать со словами, если их много? (выделять группу однокоренных слов)
Доска. План
(выделять группу однокоренных слов)
- Ребята, в каждой группе слов может быть для вас ловушка. Что можно совершить? (ошибку)
- Значит, мы будем эту ошибку …(исправлять)
Доска: Находить и исправлять ошибки.
-Это второй пункт плана.
- А что потом будем делать с полученными знаниями? (применять на практике)
Доска: применить знания
Итак, мы составили с вами план. Спланировали свою деятельность. Теперь будем готовиться по плану.
Iвыделяем группу однокоренных слов.
VII. Закрепление полученных знаний.
А) Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 63. Упражнение 90. Чурсинов Данил прочитает задание.
- По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим есть ли у слов общая часть, потом проверяем, близки ли они по смыслу.)
Iряд вместе с Максимом подбирают однокоренные слова к слову море.
IIряд вместе с Дарьиным Захаром подбирают однокоренные слова к слову свет
IIIряд, вместе с Димой подбирают однокоренные слова к слова к белый.
Проверка.
Iряд: море, моряк, морской.
II РЯД: свет, светить, светлый.
III РЯД: белый, беленький, белеет.
ФИЗМИНУТКА.
- Встали. Если слова однокоренные делаете хлопок, если нет – топаете 1 раз.
Лист –листик (ХЛОП), гора-горит (ТОП), молоко –молочный (ХЛОП), лес –лестница (ТОП), волк- волчище (ХЛОП), медовый – сладкий (ТОП).
Б) Работа в парах.
- А сейчас для вас игра «Третий лишний».
- Для вас написаны на карточках слова
Вы присмотритесь к ним
Может лишние попали
Догадайтесь, как узнать.
Слайд Положите перед собой желтые карточки. Мы подошли ко второму плану. Будем исправлять ошибки.
-Работаем в паре.
Iвариант читает первую строчку слов, находит однокоренные слова, выделяет корень, а лишнее слово нужно зачеркнуть.
IIвариант работает со второй строчкой слов.
-Потом по –очереди объясняем своему соседу по парте.
ПРОВЕРКА: Прочитайте слова, назовите однокоренные слова, корень, какое слово лишнее.
Iвариант. Чародей, волшебник, волшебный, волшебство.
- Кто такой чародей? (ВОЛШЕБНИК, КОЛДУН)
IIвариант. Колокол, колокольчик, колодец, колокольня.
- Что такое колодец? (ГЛУБОКАЯ ЯМА, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ).
-Проверьте ребята. Кто сделал верно поставьте на полях знак +;
У кого были затруднения поставьте ?
- Поднимите руку, кто сделал без ошибок.
- У кого возникли затруднения?
-Что надо сделать, чтобы не допускать ошибки? (повторить правило).
В) работа в группе.
-Итак, мы выполнили II пункт плана, А ТЕПЕРЬ ПЕРЕХОДИМ к какому пункту? (К третьему).
- Что будем делать? (применять знания)
Слайд (изображение золотой осени)
-Посмотрите, какой красивый осенний лес!
-А у нас тоже есть свои деревья. Посмотрите, но они у нас какие? (голые)
- Они стоят без листьев. Давайте наденем деревьям осенний наряд. А украшать вы будете листочками с однокоренными словами. Работать будем в группах.
Слайд Правила работы в группе.
- Какие правила работы в группе мы знаем? (не шуметь, выслушивать друг друга, не перебивать).
- В группе должны быть роли. Кто должен быть в группе? (докладчик)
- Еще, ребята, в каждой группе будет секретарь, который следит за вашими мыслями, выделяет корень в словах.
- Хранитель времени, который следит за временем. И помощники.
- Итак, первая группа – это первые 3 парты первого ряда.
Вторая группа – это первые 3 парты второго ряда.
Третья группа- первые 3 парты третьего ряда.
Четвертая группа – остальные парты.
- Сейчас вы сформируете групп, распределите роли и каждая группа возьмет по 1 дереву.
Украсьте их однокоренными словами, там есть лишнее слово.
Секретарь выделяет корни.
Придумайте свое однокоренное слово.
Время пошло.
Проверка.
- Чья группа готова, выходят докладчики, остальные рассаживаются по местам.
Iгруппа.
– Какое ваше слово?
- Назовите однокоренные слова.
- Какой корень в слове?
- Назовите лишнее слово? Почему?
- Какое свое слово придумали?
-Молодцы, давайте поблагодарим эту группу. (хлопаем)
II, III, IV группы.
- Как вы думаете какая группа лучше и правильнее всего справилась с заданием?
- Я считаю, что вы все хорошо работали на общий результат.
Итог.
- А сейчас пришло время подвести итоги нашей работы.
- Какая цель у нас была. Что мы с вами делали? (Учились распознавать однокоренные слова)
- Хорошо. Давайте вспомним на что надо обращать внимание, чтобы найти однокоренные слова? (общий смысл и корень)
- А где нам эти знания пригодятся? Зачем нужно применять знания? (чтобы правильно писать, не делать ошибок).
VIII.Рефлексия. Слайд
- А теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу.
Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим нарисуйте зеленый квадратик..
Если вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам еще нужна помощь, нарисуйте желтый квадратик.
-Если Вы считаете, что у вас остались затруднения, есть над чем работать, нарисуйте красный квадратик.
-Найти корень – это значит найти смысл внутри себя. Так считает лингвист. Знаток русского языка Рыбникова. А я считаю, что вы сегодня зажгли огоньки своих фонариков внутри себя своими знаниями.
Вы сегодня поработали очень хорошо.
Я хочу вам сказать:
Слайд Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За вашу работу я хочу выставить следующие отметки: сегодня на уроке хорошо помогали мне все ребята, но хочется отметить… , ставлю вам 5.
За то, что упорно,
Усердно трудились.
И знания ваши
Нам всем пригодились.
Домашнее задание. Слайд
Выполнить упражнение 92 (с.64)