МАОУ Центр образования «Верх-Тулинский»
Открытый урок по русскому языку в 3 Б классе. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Учитель: Королева Е.В.
Тема урока: Однокоренные слова.
Цели: создать условие для совершенствования умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Развивающие:
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;
- сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
- учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый.
Форма деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Наглядность: карточки с заданием, сигнальные карточки.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин) (слайд)
Ребята, готовы вы к уроку? Да!
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс
Все получиться у нас.
Садитесь. Открывайте тетради, запишем число. Сегодня на уроке мы окунемся в тайны русского языка. Каждый из вас побудет исследователем. На уроке вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и аккуратность.
II. Актуализация знаний . Орфографическая минутка (3 мин) (слайд)
- Прочитайте предложения. Определите части речи.
Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.
- Дайте определение каждой части речи.
III. Самоопределение к деятельности (5 мин)
2 Мотивационный этап. (слайд)
Приступаем к работе! У вас на столах лежит сказка Валентины Волиной «Чужак». Прочитайте ее про себя. Читаем сказку вслух.
Чужак
Собралисьу Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Беседа.
Кто такие родственники? Как вы понимаете это слово?
Давайте прочитаем стихотворение Я. Акима «Моя родня». (Слайд)
Родственники какого слова собрались в сказке?(вода) Как такие слова можно назвать? (родственные, однокоренные)
Как вы считаете, кто оказался «чужаком» (слово «водитель»).
Почему вы так решили?
А почему же гости не заметили чужака? (в этом слове есть общая часть со словом «вода»).
То есть, слова заметили только одинаковую часть. Достаточно ли им было этого, чтобы найти «чужака»? (нет).
Какие знания должны были быть у слов, чтобы найти «чужака»? (должны знать признаки однокоренных слов).
Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (об однокоренных словах). (слайд)
Откройте учебник на стр. 61. Прочитайте тему урока. Прочитайте, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке?
IV. Работа по теме урока (13 мин)
3 Поисковый этап. (слайд)
Давайте подумаем, что надо вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос и составим план работы:
План работы:
1.Признаки однокоренных слов.
2. Что такое корень?
3 .Как пишется корень в однокоренных словах?
Прежде чем перейти к следующему этапу, прочитайте правило на стр 61. Расскажите его друг другу. (слайд)
4 Практический этап.
Проведем небольшое исследование. У вас на столах лежат карточки, в которых записаны 3 группы слов. Вы поработайте в парах и ответьте на вопрос, можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?
Нос, носки, носильщик
Друг, приятель, товарищ
Бегать, бегун, беговой
Проверяем. (Слайд)
Читаем слова 1 группы. Можно ли эти слова назвать однокоренными? (нет, так как разное лексическое значение, хотя есть общая часть)
Читаем слова 2 группы . Можно ли их назвать однокоренными? (нет, у этих слов хоть и общее лексическое значение, но нет общей части, разный корень)
Читаем 3 группу слов .Можно ли эти слова назвать однокоренными? Докажите. (общее лексическое значение, общая часть)
Можем ответить на вопрос, какие слова назваются однокоренными?
Сколько признаков надо найти, чтобы определить, однокоренные это слова или нет? (два)
Назовите их (одинаковое значение, общая часть)
Итак мы выполнили 1 пункт нашего плана.
5 Работа над значением слова «корень», правописанием корня в однокоренных словах:
Возвращаемся к сказке. Теперь, когда мы все выяснили, как вы думаете, гости смогут найти «чужака»? Выходят 8 человек. Ребятам прикрепляю слова и одно лишнее, нужно найти правильные однокоренные .
Почему слово «водитель» лишнее?
Давайте составим список гостей – родственников Воды.
Записываем слова в столбик с маленькой буквы. (слайд)
вода
водица
водичка
подводник
водолаз
водопад
Лексическое значение слов ( слайд)
Подводник (моряк, служащий в подводном флоте; специалист по подводным работам)
Водолаз (специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением; сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих)
Водопад (поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа в русле реки, ручья)
Докажите , что эти слова однокоренные. Выделите корень.
А давайте, поможем слову «водитель» найти родственников. Выходят три человека, крепим подобранные слова.
Подберем и запишем однокоренные слова к слову «водитель». Записываем во второй столбик. (слайд)
Водитель
Водительский
Водит
Путеводитель
Докажите, что это однокоренные слова. Выделите корень.
Кто может ответить на вопрос, что такое корень? ( основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.)
Мы выполнили пункт 2 нашего плана.
А теперь сравните написание корня в однокоренных словах. Кто может ответить на вопрос, как пишется корень в однокоренных словах?
Мы выполнили пункт 3 нашего плана.
V. Физкультминутка (2 мин) (слайд)
Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете ногами. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (5)
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник, пес – песок, час – часовщик, хлеб – батон.
VI. Закрепление изученного (10 мин) (слайд)
Восстановите текст, добавив однокоренные слова. Выделили е корень. У меня встали----------. Еще -------- назад ходили. А сейчас -------- стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- ----------.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. Проверка. Обмен тетрадями.
Словарная работа. (слайд)
Вернемся к учебнику, прочитаем словарное слово, запишите слово, выделите орфограммы.
Может быть, кто-то знает, откуда же к нам пришел этот овощ и почему он так называется? Хотите узнать?
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем все-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка. Подберите однокоренные слова. (слайд)
VII. Рефлексия, относительно достижений. (3 мин) (слайд)
Игра «Верю – не верю»:
1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
2. Верите ли вы, что слова нож и ножницы однокоренные?
3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные в корне чередуются?
4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
5. Верите ли вы, что слова гусь и гусеница однокоренные?
6. Верите ли вы, что слова скорый и быстрый однокоренные?
Продолжите предложения: (слайд)
Я узнала…..
Было интересно…..
Было непросто…..
Я научилась…..
Рефлексия настроения (слайд)
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VIII. Подведение итогов. Оценивание (3 мин) (слайд)
Наш урок подошел к концу.
Какая задача перед нами стояла?
Решили мы поставленную задачу?
Молодцы! Вы отлично работали. А теперь я тоже хочу вас оценить. (Выставление оценок). Домашнее задание: Выучить правило стр 61, упр 109 стр 62.
У
рок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились.