ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 123
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ
Тема урока: «Ручные инструменты для штукатурных работ»
Разработчик: преподаватель - Насыбуллина Н.А.
г.Ульяновск
Проект учебного занятия
теоретического обучения в ФКП ОУ №123 ФСИН России г.Ульяновска.
Преподаватель: Насыбуллина Надежда Алексеевна.
Профессия: «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»
Профессиональный модуль: «Выполнение штукатурных и декоративных работ».
Тема программы: «Технологические процессы оштукатуривания поверхностей».
Тема урока: «Ручные инструменты для штукатурных работ»
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о ручных инструментах для штукатурных работ и их назначении, также умения распознавать эти инструменты.
Развивающая: развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, умения оперировать знаниями об инструментах и их назначением, анализировать и сравнивать их свойства.
Воспитательная: воспитание у учащихся чувства ответственности за проделанную работу, аккуратности, умения работать в коллективе, в группе и самостоятельно.
Учащиеся должны знать: названия инструментов для штукатурных работ и их назначение.
Учащиеся должны уметь: применить знания при выполнении заданий.
Тип урока: изучение нового материала
Формы учебной работы учащихся: самостоятельная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный метод- беседа, демонстрационный, индуктивный, метод контроля.
Средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран; стенд: «Инструменты для штукатурных работ», инструменты, раздаточный материал.
Раздаточный материал: головоломки, кроссворды, оценочные ведомости, тесты
Материалы к уроку: тёрка кухонная; ковш для воды; одёжная щётка; плакат с правилом: «жи», «ши» пиши с буквой «и»; молоточек для отбивки мяса; тарелка; бокал; губка обувная; инструменты для штукатурных работ: штукатурная лопатка, сокол, кисть- макловица, полутёрок, терка, отвес, металлическая щётка, уровень, правило, гладилка, шпатель, зубило, скребок, ковш, фасонные полутёрки (усёночный и лузговой); приложения, презентация на тему: «Ручные инструменты для штукатурных работ»
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Предполагаемая дея-тельность учащихся на уроке |
1.Организацион-ный момент 1 мин. | Приветствие учащихся, отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку. | Учащиеся приветству-ют преподавателя, де-журный сообщает информацию об отсут-ствующих. |
2.Постановка те-мы и цели урока 3 мин. | 1.Создание проблемной ситуации (деятельностный подход в свете нового ФГОС): Вам нужно выпол-нить ремонт штукатурки стен комнаты. Что для этого Вам необходимо? Слушает ответы учащихся и акцентирует внимание на теме урока, которая заранее записана на доске. И ставит цели урока. | Слушают преподавателя. Отвечают на вопрос преподавателя. 1 мин. |
3.Объяснение нового материала с показом презентации. 5 мин. | Показ презентации с комментариями | Учащиеся слушают преподавателя и кратко конспектируют. 5 мин. |
4. Закрепление полученных знаний. Проверка усвоения 22-23 мин. | 1. Работа с учебником. Раздает тесты с критериями оценивания. Преподаватель консультирует и осуществляет контроль выполнения заданий. Затем на экране выводятся правильные ответы. 2.Предлагает учащимся конкурс «Слова - омонимы». Объясняет условия конкурса (участники зарабатывают дополнительные оценки) Оценивает ответ каждого. 3.Преподаватель раздаёт кроссворды (1 на парту) Проверка результатов на экране построчно Преподаватель вносит оценки в итоговую ведомость урока. 4. Преподаватель даёт описание инструмента. Первому ответившему ставит баллы. | 1.Учащиеся выполняют тесты (приложение 1), используя учебник, затем обмениваются ими с соседом по парте и проверяют ответы, Выставляют баллы по критериям и сдают преподавателю. 5 мин. 2.Учавствуют в конкурсе: «Слова - омонимы» (приложение 2). Первый желающий выполняет задание конкурса. В случае, если он не справился, то второй дополняет ответ первого и т.д. 8 мин. 3.Учащиеся в паре разгадывают кроссворд(приложение 3), обмениваются результатами с соседней партой и проверяют с ответами (на экране) 6 мин. 4. Учащиеся называют инструмент (приложение 4) 3 мин. |
4.Заключение урока, подведе-ние итогов, выс-тавление оценок. 8 мин. | Преподаватель подводит итоги, объявляет общий результат по карточкам- заданиям. Оценивает отдельно дополнительной оценкой | Разгадывают головоломку (приложение 5) |
5.Домашнее задание. 3 мин. | Преподаватель предлагает учащимся домашнее задание: составить свой кроссворд по данной теме. | Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы. |
6. Итог занятия. 2 мин. | Благодарю за работу на уроке. Задаю вопросы: - Что узнали нового? - Чему научились? | Подводят итог |
Преподаватель: Насыбуллина Надежда Алексеевна
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ: написать наименование инструмента по его назначению
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА | НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА |
1. | | Очистка от грязи, брызг раствора, пыли |
2. | | Проверка качества штукатурки (ровности поверхности) |
3. | | Намазывание раствора на потолок лучше всего |
4. | | Разравнивание раствора по маякам(рабочие приемы: снизу вверх) |
5. | | Разделка (углов) усёнков |
6. | | Очистка со стен и потолка слоя побелки, обоев |
7. | | Насекание насечек, пробивка борозд, выборка швов |
8. | | Определение вертикальности элементов поверхности |
9. | | Разметка поверхности (проведение ровных линий) |
10 | | Для проверки ровности потолка и горизонтальных поверхностей |
Правильный ответ -1 балл;
Неправильный ответ -0 баллов
Всего баллов:
ВАРИАНТ 1 (Эталон)
ЗАДАНИЕ: написать наименование инструмента по его назначению
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА | НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА |
1. | Щётка металлическая | Очистка от грязи, брызг раствора, пыли |
2. | Правило | Проверка качества штукатурки (ровности поверхности) |
3. | Штукатурная лопатка (кельма) | Намазывание раствора на потолок лучше всего |
4. | Полутёрок | Разравнивание раствора по маякам (рабочие приемы: снизу вверх) |
5. | Усёночный полутёрок | Разделка (углов) усёнков |
6. | Скребок | Очистка со стен и потолка слоя побелки, обоев |
7. | Зубило | Насекание насечек, пробивка борозд, выборка швов |
8. | Отвес | Определение вертикальности элементов поверхности |
9. | Шнур-отвес | Разметка поверхности(проведение ровных линий) |
10 | Уровень гибкий(водяной) | Для проверки ровности потолка и горизонтальных поверхностей |
Правильный ответ -1 балл;
Неправильный ответ -0 баллов
Всего баллов:
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ: написать наименование инструмента по его назначению
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА | НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА |
1. | | Определение густоты раствора |
2. | | Набрасывание раствора большими порциями |
3. | | Намазывание и удерживание порции раствора |
4. | | Затирка вкруговую и вразгонку |
5. | | Грунтовка поверхности, смачивание водой |
6. | | Измерение размеров неровностей поверхностей |
7. | | Разделка (углов)лузгов |
8. | | Заглаживание накрывки |
9. | | Заделка и расшивка трещин |
10 | | Разделка рустов и швов между плитами перекрытия |
Правильный ответ -1 балл;
Неправильный ответ -0 баллов
Всего баллов:
ВАРИАНТ 2 (Эталон)
ЗАДАНИЕ: написать наименование инструмента по его назначению
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА | НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА |
1. | Конус | Определение густоты раствора |
2. | Ковш | Набрасывание раствора большими порциями |
3. | Сокол | Намазывание и удерживание порции раствора |
4. | Тёрка | Затирка вкруговую и вразгонку |
5. | Кисть-макловица | Грунтовка поверхности, смачивание водой |
6. | Рулетка, метр склад-ной | Измерение размеров неровностей поверхностей |
7. | Лузговой полутёрок | Разделка (углов)лузгов |
8. | Гладилка | Заглаживание накрывки |
9. | Отрезовка | Заделка и расшивка трещин |
10 | Рустовка | Разделка рустов и швов между плитами перекрытия |
Правильный ответ -1 балл;
Неправильный ответ -0 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КОНКУРС: «Слова-омонимы» (одни и те же слова, обозначающие различное назначение предмета).
Задание. На столе выложены бытовые предметы: тёрка кухонная; ковш для воды; одёжная щётка; плакат с правилом: «жи», «ши» пиши с б уквой «и»; молоточек для отбивки мяса; тарелка; бокал; губка обувная.Необходимо выбрать те предметы, названия которых являются омонимами к названиям штукатурных инструментов (то есть в штукатурных работах эти слова имеют совсем другое значение). Причём предметов должно быть больше, чем «слов-омонимов». Выбор предметов пояснить на натуральных образцах и плакатах.
1) Терка (кухонная) – штукатурный инструмент для затирки штукатурки.
2) Ковш (емкость для воды) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
3)Щетка(одежная) – штукатурный инструмент для очистки поверхности (щетка металлическая).
4) Конус (геометрическое тело) – стандартный конус для проверки густоты раствора.
5) Совок (мусорный) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
6) Правило (“жи”, “ши” пиши с буквой “и”) – правило – штукатурный инструмент для контроля и разравнивания раствора по маякам.
7) Молоточек для отбивки мяса – инструмент бучарда для насечки поверхности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: тот, кто выбрал и назвал большее количество предметов, получает дополнительную оценку за урок- «5», второй- в зависимости от ответа первого (но не ниже оценки «4»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КРОССВОРД
«Инструменты для штукатурных работ»
1
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1- профессия строителя-отделочника
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1-инструмент для набрасывания раствора на поверхность
2-инструмент для разравнивания и намазывания раствора на поверхность
3-инструмент для насечки поверхности
4-инструмент для намазывания и разравнивания раствора
5-инструмент для заглаживания поверхности
6-инструмент для отделки рустов
7- контрольно-измерительный инструмент
8- контрольно-измерительный инструмент
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: дополнительная оценка за разгаданный кроссворд каждому из пары. Время ограничено.
КРОССВОРД
«Инструменты для штукатурных работ»
1
| 1 | | | Ш | |
2 | | | | Т | | | | | |
| 3 | У | | | | | | |
| | 4 | | К | | | |
| | А | | | | | |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1- профессия строителя-отделочника
КРОССВОРД
«Инструменты для штукатурных работ»
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1-инструмент для набрасывания раствора на поверхность
1
| К | О | В | Ш | |
2 | | | | Т | | | | | |
| 3 | У | | | | | | |
| | 4 | | К | | | |
5 | | А | | | | | |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2-инструмент для разравнивания и намазывания раствора на поверхность
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| 3 | У | | | | | | |
| | 4 | | К | | | |
5 | | А | | | | | |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3-инструмент для насечки поверхности
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | 4 | | К | | | |
5 | | А | | | | | |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
4-инструмент для намазывания и разравнивания раствора
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | С | О | К | О | Л | |
5 | | А | | | | | |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
5-инструмент для заглаживания поверхности
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | С | О | К | О | Л | |
Г | Л | А | Д | И | Л | К | А |
6 | | | Т | | | | | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
6-инструмент для отделки рустов
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | С | О | К | О | Л | | |
Г | Л | А | Д | И | Л | К | А |
Р | У | С | Т | О | В | К | А | |
7 | у | | | | | | |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
7- контрольно-измерительный инструмент
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | С | О | К | О | Л | |
Г | Л | А | Д | И | Л | К | А |
Р | У | С | Т | О | В | К | А | |
| У | Р | О | В | Е | Н | Ь |
| | | 8 | Р | | | | | | |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
8- контрольно-измерительный инструмент
Эталон ответа.
| К | О | В | Ш | |
П | О | Л | У | Т | Ё | Р | О | К | |
| Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |
| | С | О | К | О | Л | |
Г | Л | А | Д | И | Л | К | А |
Р | У | С | Т | О | В | К | А | |
| У | Р | О | В | Е | Н | Ь |
| | | П | Р | А | В | И | Л | О | |
По вертикали:
1.Штукатур.
По горизонтали:
1.Ковш.
2.Полутерок.
3. Бучарда.
4.Сокол.
5.Гладилка.
6.Рустовка.
7.Уровень.
8.Правило.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
«Угадай инструменты».
Задание. Я даю описание инструмента, а вы его называете. Первый ответивший получает дополнительный балл.
1.Это щит из дерева или алюминия с ручкой в середине, им намазывают и разравнивают поверхность. (Штукатурный сокол).
2.Он состоит из чашки, черенка, деревянной ручки и крючка, с помощью которого вешают на борт ящика. (Штукатурный ковш).
3.Он бывает круглый в середине с ручкой, из него набрасывают раствор. (Тарельчатый сокол)
4.Состоит из стального полотна, черенка с коленом, деревянной ручки, насаженной на черенок, им насыпают, перемешивают сухие смеси и растворы, набрасывают и намазывают. (Штукатурная кельма).
5.Оно бывает деревянное и металлическое, двух, трехметровое. (Правило)
Приложение 5.
ГОЛОВОЛОМКА
ш | т | п | р | щ | у | п |
р | у | к | а | т | у | р |
а | с | п | в | е | ц | е |
г | т | е | и | р | у | м |
и | в | с | л | к | с | е |
п | о | о | о | а | ё | н |
с | р | к | к | о | н | т |
Приложение 5. (ответы)
ГОЛОВОЛОМКА
ш | т | п | р | щ | у | п |
р | у | к | а | т | у | р |
а | с | п | в | е | ц | е |
г | т | е | и | р | у | м |
и | в | с | л | к | с | е |
п | о | о | о | а | ё | н |
с | р | к | к | о | н | т |
Ведомость оценок
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Баллы 1-ое зад | Оценка 1-ое зад | Оценка 2-ое зад | Оценка 3-ое зад | Оценка 4-ое зад |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
16 | | | | | | |
17 | | | | | | |
РУЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ
и нструмент | Название | Назначение |
| Полутёрок | Для разравнивания и намазывания раствора на поверхности. |
| Тёрка | Для затирки поверхности вкруговую и вразгонку |
| Штукатурная лопатка(кельма) | Для перемешивания, и набрасывания раствора |
| Правило | Для проверки ровности оштукатуренной поверхности, разравнивания раствора по маякам. |
| Сокол | Для набрасывания раствора с сокола, для намазывания раствора на поверхности, для поддержания порций раствора. |
| Ковш штукатурный | Для набрасывания больших порций раствора на поверхности. |
24