Урок музыки в 4 классе на тему:
«Оркестр русских народных инструментов».
Учебный предмет: музыка.
Тема: Оркестр русских народных инструментов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии.
Форма: урок-путешествие.
Музыкальный репертуар: русские народные песни и наигрыши.
Планируемый результат:
определяют на слух звучание народных инструментов,
классифицируют группы народных инструментов,
исполняют произведение в народном стиле.
Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Учитель: Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день учитель!
Подойдите ко мне, пожалуйста. Ведь у нас урок музыки и нам нужно распеться. Лё –ли – лё – ли –ля. Ой –ду ду. Трям пам.
Итак, мы с вами распелись. Хорошо подготовили свои голосовые связки. А теперь встали в круг подарили друг другу улыбку. (раздаю нотки). Ребята, у кого нотка голубого цвета, садиться за стол, где стоит голубой скрипичный ключ.
У кого оранжевого, садиться за стол с оранжевым ключом. Молодцы.
– Путешествуя по миру музыки, мы с вами познакомились с песнями, которые написал народ. Композитор – имя ему народ.
– Но какому бы народу не принадлежали песни, – все они по происхождению делятся на 2 группы. Какие? (Слайд 1)
– Правильно, народные и композиторские. (Слайд 2)
все народные песни делятся на несколько видов (или жанров).
– Давайте вспомним, какие это жанры народных песен.
Песни, помогающие переносить нелёгкую солдатскую службу. (Солдатские или рекрутские) (Слайд 7)
Эти песни исполнялись во время каких-либо работ. (Трудовые) (Слайд 8)
Во время пения движениями изображали всё, о чём пелось в песне. При этом поющие шли по кругу или змейкой. (Хороводные) (Слайд 9)
Под эти песни было удобно танцевать. (Плясовые) (Слайд 10)
Пели эти песни на ночь малышам. (Колыбельные) (Слайд 11)
В этих песнях повествовалось о каком-либо герое или историческом событии. (Исторические)
Эти песни пели во время какого-либо обряда. (Обрядовые)
II. Актуализация знаний учащихся.
– Но русский народ любил не только слагать песни, но и музыку. Как вы думаете, как рождалась русская музыка? (Ответы) Среди народа было много талантливых людей, у кого получалось мастерить музыкальные инструменты. Из века в век эти инструменты становились лучше, усовершенствовались и так дошли до нашего времени.
Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки. Вам нужно записать на всех этих листочках инструменты по очереди, не повторяясь, и произнести название инструмента и положить на середину стола. И так до тех пор, пока у каждого из вас не закончатся листочки. Итак, время пошло. Молодцы.
- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов? (в оркестре).
- Какие виды оркестров вы знаете (симфонический, орк. русс, нар. инстр, духовой).
- - В состав какого оркестра входят эти инструменты? (оркестра русских народных инструментов).
Мы с вами будем говорить о русских народных инструментах.
Учитель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну.
Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Итак, поехали. Чтобы мы в дороге не скучали, нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся когда будет звучать музыка?
Слайд №2.
«Тройка» Г. Свиридов (вступление). Какие умения нам понадобятся?
Распознавать музыку композиторскую, народную.
Описывать характер произведения.
Слайд№3.
Вот мы с вами и подъехали к замку. Но, его двери закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.
(если все ответы у детей правильные, группа получает скрипичный ключ по 2 загадки каждой группы).
Слайд№4.
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких... (ложках)
(Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.)
Слайд№5.
По описанию, определите нар. инстр. (балалайка)
(струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.
Слайд№6.
Я — пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Слайд№7.
Инструмент у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой –... (баян)
Учитель:
- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – собрать разрезанные картинки. (раздаю разрезанные картинки каждой группе).
- Какие инструменты вы собрали? Назовите их.
- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? (на 4).
- Как одним словом мы можем назвать вашу группу, если у вас бубен, домра, свирель, гармонь? (ударные, струнные, духовые, клавишно-духовые).
Новое умение «Определять группу народных инструментов».
Слайд№8(струнные)
Слайд№9(духовые)
Слайд№10(ударные)
Слайд№11(клавишно-духовые)
Учитель:
Молодцы ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок.
И встречает нас русский музыкант - виртуоз, композитор - В. В. Андреев. В. Андреев является создателем первого оркестра русских народных инструментов в 1888 году. Вначале Андреев организовал кружок любителей игры на балалайке, а затем в его состав вошли остальные народные инструменты. И назывался этот оркестр «Великорусский оркестр». Оркестры народных инструментов существуют и в наши дни.
Слайд№12.
Учитель: Наше путешествие продолжается.
Слайд№13
- Где мы с вами находимся? (Из замка мы попали на сельский праздник).
- Что вы видите на картине?
- Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?
Для того чтобы озвучить нашу картину, мы с вами выучим народную песню «На горе-то калина».
Слайд№14
Какие нам понадобятся умения? «Исполнять произведение», «Игра на инструментах»
Учитель: Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.
Исполнение песни «На горе-то калина»
Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?
Ученики: Да!
Учитель: Молодцы! Я тоже вами довольна!
Учитель: Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.
Рефлексия.
Определить какой звучит музыкальный инструмент? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками)
Красный цвет – клавишно-духовые,
Желтый цвет – струнные,
Синий цвет – духовые.
(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)
Слайд№15, Слайд№16, Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19, слайд№20.
(сколько правильных ответов, столько и жетонов получает каждая группа)
Слайд№21 (правильные ответы)
Определять группы народных инструментов.
Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:
№ | струнный | духовые | Клавишно-духовые | ударные |
1 | балалайка | свирель | трещотка | ложки |
2 | бубен | жалейка | баян | бубен |
3 | домра | гусли | гармонь | домра |
Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.