СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке»







Урок музыки в 4 классе на тему:

«Оркестр русских народных инструментов».





























Учебный предмет: музыка.

Тема: Оркестр русских народных инструментов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии.

Форма: урок-путешествие.

Музыкальный репертуар: русские народные песни и наигрыши.

Планируемый результат:

  • определяют на слух звучание народных инструментов,

  • классифицируют группы народных инструментов,

  • исполняют произведение в народном стиле.

Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.


Ход урока

Учитель: Добрый день, ребята!

Дети: Добрый день учитель!

Подойдите ко мне, пожалуйста. Ведь у нас урок музыки и нам нужно распеться. Лё –ли – лё – ли –ля. Ой –ду ду. Трям пам.

Итак, мы с вами распелись. Хорошо подготовили свои голосовые связки. А теперь встали в круг подарили друг другу улыбку. (раздаю нотки). Ребята, у кого нотка голубого цвета, садиться за стол, где стоит голубой скрипичный ключ.

У кого оранжевого, садиться за стол с оранжевым ключом. Молодцы.

– Путешествуя по миру музыки, мы с вами познакомились с песнями, которые написал народ. Композитор – имя ему народ.

– Но какому бы народу не принадлежали песни, – все они по происхождению делятся на 2 группы. Какие? (Слайд 1)

– Правильно, народные и композиторские. (Слайд 2)

все народные песни делятся на несколько видов (или жанров).

– Давайте вспомним, какие это жанры народных песен.

Песни, помогающие переносить нелёгкую солдатскую службу. (Солдатские или рекрутские) (Слайд 7)

  1. Эти песни исполнялись во время каких-либо работ. (Трудовые) (Слайд 8)

  2. Во время пения движениями изображали всё, о чём пелось в песне. При этом поющие шли по кругу или змейкой. (Хороводные) (Слайд 9)

  3. Под эти песни было удобно танцевать. (Плясовые) (Слайд 10)

  4. Пели эти песни на ночь малышам. (Колыбельные) (Слайд 11)

  5. В этих песнях повествовалось о каком-либо герое или историческом событии. (Исторические)

  6. Эти песни пели во время какого-либо обряда. (Обрядовые)

II. Актуализация знаний учащихся.

– Но русский народ любил не только слагать песни, но и музыку. Как вы думаете, как рождалась русская музыка? (Ответы) Среди народа было много талантливых людей, у кого получалось мастерить музыкальные инструменты. Из века в век эти инструменты становились лучше, усовершенствовались и так дошли до нашего времени.

Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки. Вам нужно записать на всех этих листочках инструменты по очереди, не повторяясь, и произнести название инструмента и положить на середину стола. И так до тех пор, пока у каждого из вас не закончатся листочки. Итак, время пошло. Молодцы.

- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов? (в оркестре).

- Какие виды оркестров вы знаете (симфонический, орк. русс, нар. инстр, духовой).

- - В состав какого оркестра входят эти инструменты? (оркестра русских народных инструментов).

Мы с вами будем говорить о русских народных инструментах.

Учитель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну.

Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Итак, поехали. Чтобы мы в дороге не скучали, нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся когда будет звучать музыка?

Слайд №2.

«Тройка» Г. Свиридов (вступление). Какие умения нам понадобятся?


  • Определять состав исполнителей.

  • Распознавать музыку композиторскую, народную.

  • Описывать характер произведения.

Слайд№3.

Вот мы с вами и подъехали к замку. Но, его двери закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.

(если все ответы у детей правильные, группа получает скрипичный ключ по 2 загадки каждой группы).

Слайд№4.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких... (ложках)

(Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.)

Слайд№5.

По описанию, определите нар. инстр. (балалайка)

(струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

Слайд№6.

Я — пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Слайд№7.

Инструмент у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой –... (баян)

Учитель:

- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – собрать разрезанные картинки. (раздаю разрезанные картинки каждой группе).

- Какие инструменты вы собрали? Назовите их.

- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? (на 4).

- Как одним словом мы можем назвать вашу группу, если у вас бубен, домра, свирель, гармонь? (ударные, струнные, духовые, клавишно-духовые).


Новое умение «Определять группу народных инструментов».

Слайд№8(струнные)

Слайд№9(духовые)

Слайд№10(ударные)

Слайд№11(клавишно-духовые)

Учитель:

Молодцы ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок.

И встречает нас русский музыкант - виртуоз, композитор - В. В. Андреев. В. Андреев является создателем первого оркестра русских народных инструментов в 1888 году. Вначале Андреев организовал кружок любителей игры на балалайке, а затем в его состав вошли остальные народные инструменты. И назывался этот оркестр «Великорусский оркестр». Оркестры народных инструментов существуют и в наши дни.

Слайд№12.

Учитель: Наше путешествие продолжается.

Слайд№13

- Где мы с вами находимся? (Из замка мы попали на сельский праздник).

- Что вы видите на картине?

- Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?

Для того чтобы озвучить нашу картину, мы с вами выучим народную песню «На горе-то калина».

Слайд№14

Какие нам понадобятся умения? «Исполнять произведение», «Игра на инструментах»

Учитель: Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Исполнение песни «На горе-то калина»

Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?

Ученики: Да!

Учитель: Молодцы! Я тоже вами довольна!

Учитель: Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.

Рефлексия.

  1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками)



  • Красный цвет – клавишно-духовые,

  • Желтый цвет – струнные,

  • Синий цвет – духовые.



(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)

Слайд№15, Слайд№16, Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19, слайд№20.

(сколько правильных ответов, столько и жетонов получает каждая группа)

Слайд№21 (правильные ответы)

  1. Определять группы народных инструментов.

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:


струнный

духовые

Клавишно-духовые

ударные

1

балалайка

свирель

трещотка

ложки

2

бубен

жалейка

баян

бубен

3

домра

гусли

гармонь

домра



Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.