СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке в 4 "А" классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке в 4 "А" классе»


Ход урока:

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята, добрый вам день!»

У: Я надеюсь, что наш урок будет действительно добрым, и я хочу чтобы вы получили сегодня массу интересных новых знаний и положительных эмоций.
Д: Здравствуйте, учитель, добрый вам день.

У: Посмотрите, готовы ли вы к уроку?
Д: Да
У: Тогда начинаем наше увлекательное путешествие в мир музыки.

У: Ребята, знакома ли вам музыка, под которую вы входили? Кто ее автор?

Учащиеся вспоминают и отвечают: Фридерик Шопен.

У: Правильно. А какое было задано домашнее задание?
Д: Подготовить сообщение: «Жизненный и творческий путь Фредерика Шопена»

У: Я думаю, вы все справились с домашним заданием, и сейчас мы это проверим. Предлагаю провести викторина «Знаю ли я композитора Фридерика Шопена?»

1.Родина Ф. Шопена?
Д: Польша

У: Ф. Шопен только ли композитор? Или…?

Д: Ф. Шопен не только композитор, а еще пианист – виртуоз.

У: Ф. Шопен – композитор – классик или композитор-романтик? Почему?

Д: Композитор – романтик. Потому что, передавал в своих произведениях чувства, внутреннее состоянии души.

У: Ф. Шопен писал произведение для органа или фортепиано?

Д: Для фортепиано.
У: Ноктюрн – это английское, греческое или французское слово? Что оно означает?
Д: Французское слово, которое означает «Ночной».

У: Сколько ноктюрнов написано Фридериком Шопеном?

Д: Ф.Шопен написал 21 ноктюрн.

У: Молодцы, ребята! Активно отвечали на мои вопросы. Польский композитор Ф.Шопен – прекрасный, талантливый композитор, музыка которого воздействует на души людей. Я думаю, что вы все с интересом изучали его биографию и творческий путь.

У: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством польского композитора 19 века – Фридерика Шопена, Запишите в тетрадях тему урока : «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами». Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой, о которой немецкий композитор Роберт Шуман сказал : Музыка Шопена – это пушки, прикрытие цветами». Как вы понимаете это выражение?

Учащиеся размышляют над проблемными вопросами и дают ответы.

У: Ребята, а как вы думаете, для чего мы знакомимся с музыкой Ф.Шопена?

Учащиеся отвечают
У: Музыка Ф. Шопена действительно очень хорошая, ценная и добрая. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам.

У: Послушайте стихотворение поэтессы Беллы Ахмадуллиной – «Мазурка Шопена».

Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!


Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.


И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.


И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка-мазурка,
покачивая головой.


Как эта, с бедными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?


Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.


У: Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Учащиеся высказывают свои мысли.

У: Рожденный в польском крае,

Пусть твой талант прославиться повсюду.

…Хотя покидаешь наш край,
Но сердце твое среди нас остается.»

Этими словами друзья провожали 20-летнего Шопена в концертную поездку по Европе. Возможно, никто тогда не предполагал, что слова временного прощания пророческими … (Правильно предугадавшие будущее). В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание. Узнав о восстании Шопен стремиться вернуться на Родину, чтобы вместе с товарищами сражаться в рядах повстанцев. Однако упорные доводы отца убеждают композитора: оставаясь за пределами Польши, он принесет больше пользы Отчизне своим искусством. Пламенным откликом на события польского восстания стала пьеса, известная как «Революционный этюд».

У: Ребята, слово «этюд» мы можем встретить в каком еще виде искусства?
Д: В изобразительном искусстве. В живописи слово «этюд» означает «зарисовки, эскиз».

У: Правильно. А в музыке слово «этюд» переводе с французского означает «учёба». Этюд- это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте.
Посмотрите на экран. Вы видите два портрета композитора Ф. Шопена. Послушайте «Революционный этюд» до минор и ответьте на вопрос: какой их этих портретов более соответствует «Революционному этюду» и почему?

Учащиеся слушают «Революционный этюд» и отвечают на вопросы.

У: Какие средства выразительности придают музыке этюда драматический характер?

Ребята, это исключительно «учебная» пьеса?
Обоснуйте свой ответ.
У: Ребята, а можно ли сказать, что «Революционный этюд» - это патриотическая музыка? Почему? Кто такой «патриот»?

Учащиеся размышляют и дают ответы.

У: А теперь мы с вами немного подвигаемся. В начале поработает над мелкой моторикой – представим , что мы великие пианисты – будем имитировать игру на фортепиано ( под музыку Ф. Шопена). Теперь встанем и под музыку выполним упражнения («Вальс» Ф. Шопена)

Учащиеся выполняют движения.

У: Замечательно! Сейчас я предлагаю выполнить интересное задание: на примере «Революционного этюда» и «Ноктюрна ре-бемоль мажор» докажите правильность слов композитора Роберта Шумана «Музыка Шопена – это пушки, прикрытие цветами». Слова помощники: характер драматический, лирический, контраст.

Учащиеся размышляют обдумывают и дают ответы.

У: Ребята, посмотрите на экран. Это репродукция польского художника-портретиста Юзефа Феликса Менцина – Кжеш «Последний аккорд Фридерика Шопена». Внимательно рассмотрите репродукцию и скажите, что в изображении великого композитора обращает особое внимание?

Учащиеся рассматривают репродукцию и высказывают свои мысли.

У: Да, ребята, вы правильно заметили, что на первом плане руки Фридерика Шопена. Какие они? Соотнесите свои впечатления с образом стихотворения П. Элюара «Музыкант»
… Взгляни на него:

Его голова – не от мира сего,

А руки – земные,

Прекрасные, тонкие руки».

И, конечно, в глаза бросается болезненное лицо композитора. Какие проблемы были у Шопена со здоровьем?

Д: Фредерик Шопен страдал заболеванием лёгких, которое остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами.

У: В жизни Ф. Шопена были проблемы в личной жизни – разрыв отношений с Жорож Санд ( Аврора Дюпен), что вызвало у него значительный стресс. Композитор решает сменить обстановку, расширить круг знакомств, и отравляется в Лондон – концертировать и преподавать, Это оказалось последним путешествием. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Ф. Шопен умер 17 октября 1849 г. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на Родину – в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в Варшавском костёле Святого Креста Фридерик Шопен был настоящим патриотом своей Родины.

У: Вокально –хоровая работа:

Современный композитор и исполнитель – А. Броневицкий посвятил Ф.Шопену песню. Она называется «Сердце Шопена». Давайте её послушаем (учащиеся слушают песню музыка А. Броневицкого, стихи В. Беккера «Сердце Шопена»).

Сегодня на уроке мы разучим 1-ый куплет песни. Но вначале сделаем дыхательную гимнастику и разогреем свой голосовой аппарат. (учитель разучивает песню по фразам, работает над чистым интонированием, дыханием).

Учащиеся делают дыхательные упражнение ( Н. Стрельниковой). Поют упражнение. Учащиеся разучивают 1-ый куплет песни, поют по группам, всем классом.

У: Что нового вы узнали на уроке?

Учащиеся дают ответы

У: У вас на партах лежат по одной карточке. Задание будете выполнять в паре: найдите к каждому музыкальному термину определение, и соедините их стрелочками.


Ф.Шопен мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи


Этюд торжественный бальный танец – шествие


Ноктюрн польский композитор, и пианист – виртуоз


Мазурка небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования игра

на музыкальном инструменте


Полонез польский народный танец, для исполнения которого характерны

подскоки, постукивание каблучками и шпорами


У: Посмотрите на экран. Уверена, что вы все правильно выполнили задание.

У: Что получилось на уроке?

В чем были затруднение?

Учитель выделяет активных учащихся. Ставит оценки в журнал.

У: Ребята, вы сегодня молодцы! Вы старались! У вас на партах есть улыбающиеся и грустные смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок – поднимите улыбающихся смайликов, а если не понравился – то грустных. Я думаю, что урок получился добрым и позитивным. Вы со мной согласны? Надеюсь, что музыка великого польского композитора Фридерика Шопена вам понравилась, и вы в дальнейшем будете слушать её и исполнять. Любите свою Родину так, как любил свою Родину – Польшу польский композитор Фридерик Шопен! Будьте настоящими патриотами!

У: Домашнее задание: Найти в музыкальном словаре или энциклопедии, записать в тетрадь определение термина «этюд» выучить его, петь песню «Сердце Шопена».

У: Наш урок закончен. Всем спасибо за урок!