Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;
тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи урока:
Развивать навыки грамотного письма.
Развивать и совершенствовать речь учащихся.
Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.
Слад №1. 1. Мотивационный. Приветствие учителя. Создание положительного настроя на урок. Песня.
Есть за горами, за лесами маленькая страна
Там дети с добрыми глазами
Там жизнь любви полна.
Там чудо – знания даются там зла и горя нет
Там во дворце живет учитель и детям дарит свет.
Маленькая страна 2 р
В замке под номером 15 - начальная школа.
Маленькая страна 2 р
Там где в душе светло и ясно
Там где всегда весна.
Актуализация знаний.
Сегодня у нас сказочный урок – открываем первое царство-государство. Желаю всем успехов.
- Но начнем мы его с пословицы.
Слад №2. Мудрым никто не родился, а научился.
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок? А у нас в гостях мудрая помощница сова. (картинка)
2. Проверка домашнего задания. Вспомните наш раздел по русскому языку. (части речи)
Мы с вами будем путешествовать по царству «Части речи».
- С какой частью речи мы познакомились?
- Значит первый житель нашей страны – это….( имя существительное) - Дайте определение. ТАБЛИЦА
-Что вы знаете об имени существительном? (ученики перечисляют морфологические признаки существительного.)
Мы получили сказочный кластер.
Работа в группах: мини пресс-конференция
Правила работы на конференции: быть вежливым, внимательным, не перебивать друг друга, доказывать свою точку зрения, говорить громко, понятно.
Оценка учителя.
3. Самоопределение к деятельности. Используя прием « Инпут», мы прочитаем сказку. На листочках: В нашем царстве- государстве жила мудрая сова. Ни одно важное решение не принималось без __________. К _______ приходили звери, прилетали птицы. Все хвалили, уважали умную _______, были довольны правлением _________. Жители царства говорили самые добрые слова о ________.
- Что вы заметили? Какую работу выполнили? - Изменили в слове «сова» окончание.
Слайд № 3 - Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
Слайд № 4 4. Определение цели и задач урока.
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Падеж имён существительных.
- Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа. Научиться определять падеж имён существительных,. Развивать навыки грамотного письма).
5. Работа по теме урока. Знакомство с падежами русского языка. Слушайте внимательно стихотворение и определите название падежа и вопросы к нему.
Открывается новое царство – государство.
Итак, давайте представим падежи имени существительного:
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? Падеж на доску.
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Падеж на доску.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими? Падеж на доску.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами? Падеж на доску.
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
- Для того, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
Физминутка про падежи.
Практическая часть по новой теме.
- Пока мы с вами отдыхали, в зимнем государстве подул сильный ветер и сдул все падежи.
8. Работа в тетради. Откройте тетради, запишите дату, вид работы, тему урока.
Обратите внимание на орфограммы и знаки препинания.
Слайд. 5 Тетрадь под наклоном я кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу
С чистотою я дружу.
Интерактивное творческое задание «собери падежи».
-Ну а теперь попробуем определить падеж у имен существительных.
- Составим алгоритм действий: (Чтобы определить падеж 1-найти слово, 2 – задать к слову вопрос, 3 -по вопросу определить падеж)
Работа с электронной доской - упражнения из электронного приложения.
10. Межпредметная связь. Скажите, где в жизни мы встречаемся с падежами? (везде)
11. Итог урока. Рефлексия.
Слайд № 6 - Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что мы узнали? Назовите их и вопросы к ним.
- Оцените свою работу на уроке.
Золотой ключик к замку – Молодец, всё выполнял верно.
Серебряный - Хорошо, но есть ошибки.
Чугунный - Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
Слайд № 7 Домашнее задание. Выучить падежи. Стр. 41 упр.71
Подробное знакомство с каждым падежом имен существительных мы продолжим на следующих уроках.
Слайд № 8 - Наимудрейшие мои, Я благодарю вас за урок и вручаю вам орден мудрости.
Песня Антонова « Живет на свете красота»