СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «3-е склонение имен существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся повторили и обобщили знания о 3-м склонении имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «3-е склонение имен существительных»»

ГБ ОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

















Открытый урок по русскому языку

в 5 классе по теме:

«3-е склонение имен существительных»













Учитель: Сизова Н. К.





Мензелинск

5.03.2020 г.



Русский язык 5 класс III четверть урок № 95_число__5.03.2020 г.

Тема: Третье склонение имен существительных.

Задача: Создать условия для активизации познавательной деятельности в усвоении знаний о существительных 3-го склонения.

Цели: Упражнять учащихся в определении склонений имен существительных и правописании слов при изменении падежа;

развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений;

воспитывать мотивацию к учению, сотрудничество.

Оборудование: таблица «Склонение имен существительных».

План.

  1. Организация класса к уроку.

Я сегодня молодец

На уроке удалец

Спинку ровненько держу

Всё я знаю, всё скажу

И красиво напишу.

  1. Активизация знаний учащихся.

        1. Словарная работа: б…нзин, библ…отека, пр…рода, с…лат, ст…меска, …храна, г…рой, дол…то, тв…рог, з…бота

- вставить пропущенные буквы и распределить слова в два столбика.

- По каким признакам можно распределить слова в два столбика?

2. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. 

- Как  определить склонение имени существительного в именительном падеже?  На что обращали внимание?

 Познакомимся с алгоритмом  действий при определении склонения имени существительного.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:  (читает ученик)

  1. Определить род.

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

 

Образец рассуждения (читает другой ученик)

Библиотека - она, моя - существительное женского рода с окончанием -а на конце, ; значит существительное тетрадь первого склонения.

- распределить данные слова в таблицу:

1 склонение

2 склонение

библиотека

бензин

природа

салат

стамеска

герой

охрана

долото

забота

творог

  1. Повторение и закрепление.

  1. Просклонять слова природа и салат

И.п.

кто? что?

природа

салат

Р.п.

кого? чего?



Д.п.

кому? чему?



В.п.

кого? что?



Т.п.

кем? чем?



П.п.

о ком? о чём?





-Послушайте интересные сведения

  • Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей

  • Ученики в Финляндии - 15 падежей

  • Дети в Венгрии - 22 падежа

  • У китайцев существительные  не склоняются и падежей в грамматике нет.


- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои  шесть падежей, чтобы говорить  и писать легко, грамотно и красиво.

  1. Соединить начало и продолжение пословиц. Прочитать пословицы, найти существительные и определить их склонение

Смелость

на ловца бежит.

Гусь

хуже болезни.

Зверь

города берёт.

Лень

свинье не товарищ.

- Почему существительные гусь, смелость, зверь и лень нельзя определить в одну группу?

Рассуждаем: он мой- гусь, зверь

она моя- смелость и лень

памятка про 3 склонение:

ж. р.- на ь

  1. Просклонять существительные смелость и лень

И.п.

кто? что?

СМЕЛОСТЬ

ЛЕНЬ

Р.п.

кого? чего?

СМЕЛОСТИ

ЛЕНИ

Д.п.

кому? чему?

СМЕЛОСТИ

ЛЕНИ

В.п.

кого? что?

СМЕЛОСТЬ

ЛЕНЬ

Т.п.

кем? чем?

СМЕЛОСТЬЮ

ЛЕНЬЮ

П.п.

о ком? о чём?

О СМЕЛОСТИ

О ЛЕНИ



  1. Выписать существительные женского рода, упр. 245,

  2. Релаксационная пауза по мере необходимости.



  1. Распределить однокоренные слова в 3 столбика:

Ночь, ночник, ночевка.

Мышка, мышонок, мышь.

Елочка, ель, ельник.

Ножик, нож, ножовка.

Мышка, мышь, мышонок
















-Обратите внимание на ряд слов ножик, нож, ножовка. Есть ли тут слова 3-склонения?



  1. От выделенных слов поставить вопрос к существительным 3-го склонения. Выделить окончания, определить падеж. Учащиеся вызываются к доске, отвечают, ответы комментируют

Ветер кружит пыль по дороге.

Пушки с пристани палят.

Друг проверяется в опасности.

Страна гордится молодёжью.

По зеркальной глади озера плыли лебеди.

Вот и наступила золотая осень.

Ответы:

  1. Кружит (что?) пыль – В.п.

  2. Палят (с чего?) с пристани – Р.п.

  3. Проверяется (в чём?) в опасности – П.п.

  4. Гордится (кем?) молодёжью – Т.п.

  5. Плыли (по чему?) по глади – Д.п.

  6. Наступила (что?) осень – И.п.



  1. Найти слова в головоломке: указать их склонение.

  2. Индивидуальная работа:



  1. Обобщение по уроку. Анализ деятельности учащихся.

-Какие существительные относятся к 3-му склонению?

-Как определить склонение у существительного?

  1. Домашнее задание: с. 156, упр. 247, списать, найти в тексте лишнее предложение.



  1. Итог урока.



































Самоанализ урока

Урок проводится в специальном коррекционном классе, где обучаются ребята с нарушениями психического и физического здоровья. Школьники характеризуются быстрой утомляемостью, замедленным темпом обучения, проблемами с запоминанием, распределением внимания. При проведении уроков в данном классе особое внимание в первую очередь должно уделяться сохранению как физического, так и психического здоровья. Гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям: температура в классе + 22 , проведено проветривание помещения, доска чистая, освещена софитами. Количество видов учебной деятельности разнообразное, что не приводит к утомлению школьников. Используется письмо, чтение, слушание, работа у доски, в парах и т.д. Средняя продолжительность видов деятельности 5-7 минут, что соответствует требованиям к уроку. Позы учащихся чередуется в зависимости от вида деятельности. Учащиеся в ходе урока имеют возможность двигаться, поочередно выходя к доске. Психологический климат положительный.