ГБ ОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок по русскому языку
в 5 классе по теме:
«3-е склонение имен существительных»
Учитель: Сизова Н. К.
Мензелинск
5.03.2020 г.
Русский язык 5 класс III четверть урок № 95_число__5.03.2020 г.
Тема: Третье склонение имен существительных.
Задача: Создать условия для активизации познавательной деятельности в усвоении знаний о существительных 3-го склонения.
Цели: Упражнять учащихся в определении склонений имен существительных и правописании слов при изменении падежа;
развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений;
воспитывать мотивацию к учению, сотрудничество.
Оборудование: таблица «Склонение имен существительных».
План.
Организация класса к уроку.
Я сегодня молодец
На уроке удалец
Спинку ровненько держу
Всё я знаю, всё скажу
И красиво напишу.
Активизация знаний учащихся.
Словарная работа: б…нзин, библ…отека, пр…рода, с…лат, ст…меска, …храна, г…рой, дол…то, тв…рог, з…бота
- вставить пропущенные буквы и распределить слова в два столбика.
- По каким признакам можно распределить слова в два столбика?
2. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? На что обращали внимание?
Познакомимся с алгоритмом действий при определении склонения имени существительного.
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: (читает ученик)
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения (читает другой ученик)
Библиотека - она, моя - существительное женского рода с окончанием -а на конце, ; значит существительное тетрадь первого склонения.
- распределить данные слова в таблицу:
1 склонение | 2 склонение |
библиотека | бензин |
природа | салат |
стамеска | герой |
охрана | долото |
забота | творог |
Повторение и закрепление.
Просклонять слова природа и салат
И.п. | кто? что? | природа | салат |
Р.п. | кого? чего? | | |
Д.п. | кому? чему? | | |
В.п. | кого? что? | | |
Т.п. | кем? чем? | | |
П.п. | о ком? о чём? | | |
-Послушайте интересные сведения
Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей
Ученики в Финляндии - 15 падежей
Дети в Венгрии - 22 падежа
У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.
- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.
Соединить начало и продолжение пословиц. Прочитать пословицы, найти существительные и определить их склонение
Смелость | | … на ловца бежит. |
Гусь | … хуже болезни. |
Зверь | … города берёт. |
Лень | … свинье не товарищ. |
- Почему существительные гусь, смелость, зверь и лень нельзя определить в одну группу?
Рассуждаем: он мой- гусь, зверь
она моя- смелость и лень
памятка про 3 склонение:
ж. р.- на ь
Просклонять существительные смелость и лень
И.п. | кто? что? | СМЕЛОСТЬ | ЛЕНЬ |
Р.п. | кого? чего? | СМЕЛОСТИ | ЛЕНИ |
Д.п. | кому? чему? | СМЕЛОСТИ | ЛЕНИ |
В.п. | кого? что? | СМЕЛОСТЬ | ЛЕНЬ |
Т.п. | кем? чем? | СМЕЛОСТЬЮ | ЛЕНЬЮ |
П.п. | о ком? о чём? | О СМЕЛОСТИ | О ЛЕНИ |
Выписать существительные женского рода, упр. 245,
Релаксационная пауза по мере необходимости.
Распределить однокоренные слова в 3 столбика:
Ночь, ночник, ночевка.
Мышка, мышонок, мышь.
Елочка, ель, ельник.
Ножик, нож, ножовка.
Мышка, мышь, мышонок
-Обратите внимание на ряд слов ножик, нож, ножовка. Есть ли тут слова 3-склонения?
От выделенных слов поставить вопрос к существительным 3-го склонения. Выделить окончания, определить падеж. Учащиеся вызываются к доске, отвечают, ответы комментируют
Ветер кружит пыль по дороге.
Пушки с пристани палят.
Друг проверяется в опасности.
Страна гордится молодёжью.
По зеркальной глади озера плыли лебеди.
Вот и наступила золотая осень.
Ответы:
Кружит (что?) пыль – В.п.
Палят (с чего?) с пристани – Р.п.
Проверяется (в чём?) в опасности – П.п.
Гордится (кем?) молодёжью – Т.п.
Плыли (по чему?) по глади – Д.п.
Наступила (что?) осень – И.п.
Найти слова в головоломке: указать их склонение.
Индивидуальная работа:
Обобщение по уроку. Анализ деятельности учащихся.
-Какие существительные относятся к 3-му склонению?
-Как определить склонение у существительного?
Домашнее задание: с. 156, упр. 247, списать, найти в тексте лишнее предложение.
Итог урока.
Самоанализ урока
Урок проводится в специальном коррекционном классе, где обучаются ребята с нарушениями психического и физического здоровья. Школьники характеризуются быстрой утомляемостью, замедленным темпом обучения, проблемами с запоминанием, распределением внимания. При проведении уроков в данном классе особое внимание в первую очередь должно уделяться сохранению как физического, так и психического здоровья. Гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям: температура в классе + 22 , проведено проветривание помещения, доска чистая, освещена софитами. Количество видов учебной деятельности разнообразное, что не приводит к утомлению школьников. Используется письмо, чтение, слушание, работа у доски, в парах и т.д. Средняя продолжительность видов деятельности 5-7 минут, что соответствует требованиям к уроку. Позы учащихся чередуется в зависимости от вида деятельности. Учащиеся в ходе урока имеют возможность двигаться, поочередно выходя к доске. Психологический климат положительный.