СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у

имён существительных с шипящим звуком на конце;

2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

3) Учить учебному сотрудничеству;

4) воспитывать интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 4 класс»

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных.

Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у

имён существительных с шипящим звуком на конце;

2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

3) Учить учебному сотрудничеству;

4) воспитывать интерес к русскому языку.



1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

2. Чистописание.
На доске: 
ж        ч          ш         щ         ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч'] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ'] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

 Прочитайте предложение.

Мал .чик Ил . я кормит вороб . ёв крошками.

- Запишите это предложение, вставив пропущенные буквы.

Оценка каллиграфических умений ( + или - )

- Какую букву вставили?

2. - Какова роль Ь в этих словах? (ь – показатель мягкости согласного, ь – разделительный).

- Давайте вспомним, в каких случаях пишется ь - разделительный?

- А в каких случаях пишется ь - показатель мягкости?

- Докажите выбор написания мягкого знака. (Мальчик – смягчающий ь,

Илья, воробьёв – разделительный ь)

 

3. Словарная работа

На доске записаны слова: в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…, м…двеж…и.

- Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.)

- На какие две группы можно разделить данные слова?

- Запишите слова в две группы. (Самопроверка по слайду)

 -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).

4. Постановка учебной задачи.

 - Ребята в какую группу вы запишете слово речь? Почему?

 - Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом)

 На какой звук оканчивается слово?  (Мягкий, непарный.) 

Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.

Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)

Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

  Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё   понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

*   Спокойствие – тишь.

*    Ребята – молодежь.

*    Поддержка – помощь.

 С данными словами проводится аналогичная работа.

    Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

     Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.

-Какая возникла проблема?  (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).

- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)

- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное.  (Луч?) 

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать,   почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).  


5. Открытие нового знания.

Сейчас я хочу предложить вам работу в группах.  Объединяйтесь в группы.  Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая группа выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте вывод, записав его схематично и защитите свои выводы.

 Алгоритм исследования:

1. Определить часть речи.

2. Определить на какой звук оканчивается основа слова.

3. Определить число.

4. Определить род.

5. Посмотреть, есть или нет в записи слова Ь?

6. Записать результаты в таблицу.

7. Сделать вывод


Карточки со словами:

1группа - вещь, клещ, товарищ, помощь, борщ

2группа - луч, плач, дичь, меч, мелочь

3группа - глушь, уж, гуашь, марш, багаж


3. Предъявление результатов. (Представитель каждой группы помещает заполненную таблицу на доску и делает вывод)


1группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет

2группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет

3группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет


- Попробуйте сформулировать общее правило о написании мягкого знака у имён существительных, основа которых оканчивается на шипящий. (У имён существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется)


- Где можно узнать, правы ли мы?

- Давайте сверимся с правилом в учебнике.

- Какую же ещё работу выполняет ь? ( Ь в данном случае указывает на род имени существительного)

- Такую роль ь называют грамматической.

- Давайте составим алгоритм рассуждения (на доске)



1. Определяю часть речи

2. Смотрю, на какой звук оканчивается основа (шипящий или нет)

3. Определяю число

4. Определяю род

5.Делаю вывод (надо писать ь или нет)


6. Физминутка.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой. С.172 у. 1

Подсказка: шипящие звуки, и смотри на способ. Проверь и оцени себя, а

потом учитель и посмотрим, совпадут ли отметки.


8.Закрепление


  1. Самостоятельная работа. На 3 уровня. Карточки.

1 уровень. (Индивидуальная работа)
Вставьте в словах , где надо ь. 
Лещ…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, стриж…, меч…, морж….

Доч…, печ…, мыш…,молодёж…, вещ…, ветош….

2 уровень. (Работа в парах)
В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно. Спиши, ответ обоснуй.


3 уровень. (Работа в группах)
Найдите на каждой строчке лишние слова.
Рож.., чиж.., нож.., стриж...
Плащ.., плющ.., помощь.., лещ...
Ложь, дочь, тишь, мяч.

Вывод:…

Самостоятельная работа индивидуально, в парах и группах.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


  1. Тест (самостоятельная работа)
    - А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

1 вариант.
- Допиши, где необходимо, мягкий знак. 
помощ…
силач…
лещ…
реч…
ландыш…
доч…
камыш…
мыш…
морж…
полноч…

2 вариант.
- Допиши, где необходимо, мягкий знак. 
душ…
ноч…
мяч…
помощ… 
мелоч…
богач…
рож…
лож…
плащ…
вещ…



9. Итог урока. Рефлексия. 
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? 
- Что было легко? Что было трудно? 
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест: 
1. На конце существительных ж. р. после шипящих: 
а) всегда пишется мягкий знак; 
б) не пишется мягкий знак. 
2. На конце существительных м. р. после шипящих: 
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
 3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: 
а) на род существительных; 
б) на число; 
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют. 
(Слайд № 24)

10. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.