СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие капитана Врунгеля

Урок - игра по географии в 6 классе

Карменова Куралай Сериковна

(учитель географии школы-гимназии №75 города Астана)

Цели урока:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний;

- развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;

- развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

Оборудование:

физическая карта полушарий, дидактический материал; музыка «Звуки моря»;

Структура урока

  1. Организационный момент - 5 мин

  2. Ход игры(Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний) - 35 мин

  3. Подведение итогов урока - 4 мин

  4. Выставление оценок - 1 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовка к основному этапу урока. Сообщение целей урока, темы.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов у берегов Африки капитан спрятал клад. А отыскать его смогут ребята отважные, любознательные и хорошо знающие карту. Я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и наше путешествие будет немного сказочным. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 4 каюты, располагайтесь удобнее.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом сказочном корвете,

Есть у нас особенный билет

Будет он как поощренье за ответ. (Орден Врунгеля).

(На доске прикреплен рисунок корабля.)

Итак, юные искатели приключений, в путь! (Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря»)

2.Обобшение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плаванья падает со стола! От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте

Конкурс 1 «Ориентирование». 4 мин

Корабль вышел в океан и должен взять курс на юго-запад. Определите, в каком направлении плывет наш парусник, а затем вычислить азимут движения корабля. Карточки со схемой на каждом столе.

2 жетона за одно задание.

Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Связистов.

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!

Конкурс 2 . «Почта». 6 мин

 

Юнги получают конверт, где даны вопросы и ответы на них. Необходимо разложить корреспонденцию адресатам.

-кто автор слова (география)? (Эратосфен).

- кто открыл Новый Свет, Америку? (Х. Колумб).

- кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

- расстояние от Земли до Солнца? (150млн. км.)

- линии на глобусе проходящие через полюса? (меридианы).

-чему равна широта экватора? (0°).

-день зимнего солнцестояния? (22 декабря).

-дни равноденствия? (21 марта,23 сентября).

- с какой линии начинается полярная ночь или полярный день? (полярный круг).

-чему ровен азимут востока? (90°).

-самый большой материк? (Евразия).

-самая высокая точка Земли? (Эверест, Джомолунгма).

-самая большая низменность мира? (Амазонская).

- самый крупный остров мира? (Гренландия).

-какое происхождение угля? (органическое).

-на каком материке нет вулканов и землетрясений? (Австралия)

-самая низкая температура на Земле? (-89°Антарктида, восток).

-самое влажное место на Земле? (Черрапунджи, Гималаи).

-как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера).

- как называется прибор, определяющий атмосферное давление? (барометр).

-место рождения реки? (исток).

- как называется река с притоками? (система реки).

-самая многоводная река мира? (Амазонка).

-самый высокий водопад мира? (Анхель).

-самое глубокое озеро мира? (Байкал).

-самое большое озеро мира? (Каспийское море).

-самое большое млекопитающее Земли? (синий кит,30м. длина)

- о чём физическая география? (о природе Земли).

- кто открыл морской путь в Индию? (Васко да Гамма).

- кто совершил первую русскую кругосветку? (И. Крузенштерн).

- линия, делящая глобус на две равные части? (экватор)

-длина экватора? (40000 км.)

-день летнего солнцестояния? (22 июня).

-чему ровен азимут юга? (180°).

-самый большой океан? (Тихий).

-самое глубокое место в океане? (Марианская впадина).

-как называется земная кора и верхняя часть мантии? (литосфера).

-самое сухое место на Земле? (пустыня Атакама).

- как называется нижняя часть в атмосфере? (тропосфера).

- прибор, определяющий температуру воздуха? (термометр).

-место куда река впадает? (устье).

-самая длинная река мира? ( Нил).

-самый красивый водопад Африки? (Виктория).

-самое высокогорное озеро мира? (Титикака).

-самое солёное море мира? (Красное).

-самое большое млекопитающее суши? (африканский слон).

-самый крупный хищник суши? (белый медведь, вес 900кг.).

-самая плодородная почва мира? (чернозём).

1 жетон за выполненное задание.

Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть с юга Африку и проплыть мимо мыса Доброй Надежды. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях.

Конкурс 3. «Порт масштабный». 5 мин

Наш дальнейший путь лежит из города Дакар до г.Кейптаун (Африка). С помощью масштаба карты определите расстояние между этими городами.

За правильный ответ 3 жетона.

Конкурс «S.O.S

О, наш юнга увидел другой корабль, плывущий нам навстречу. Они подают сигналы СОС. Нужно помочь, да юнги. Оказалось, что они сбились спути следования и не могут понять в какую сторону же им плыть. Для того чтобы помочь матросам необходимо выполнить следующее задание.

Определите объекты по географическим координатам:

1)100 с.ш. 660 з.д. – Каракас 2) 350 ю.ш. 580 з.д. – Буэнос-Айрес 3) 80 с.ш.800 в.д. – о. Шри-Ланка 4) 190 с.ш. 980 з.д. –влк.Орисаба 5) 520 с.ш. 710 в.д. – Астана

6) 10 ю.ш.780 з.д. – влк. Котопахи

 

За правильные и быстрые ответы по 1 жетону.

Конкурс 4. «Перестрелка». 3 мин

Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт Кейптаун. Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы сможем поучаствовать с ними в перестрелке. Пираты нашли записки капитана Врунгеля, но не могут в них ничего понять. Давайте, юнги, им поможем.

Юнги по очереди отвечают на вопросы.

Определите прибор и его назначение:

Барометр Сейсмограф Термометр КомпасЭхолотРулеткаГигрометрАнемометр ФлюгерОсадкомерНивелир

 

1 жетон 1 задание.

Конкурс 5. «Азбука морзе» 6 мин .

Никто на свете не может предсказать, за каким поворотом жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам: в желудке кровожадной акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. Юнги это какое-то послание. Расшифруйте ее. Каждое слово читается с конца. Попробуйте юнги.

 «далК  тыраз ан евортсо. тотЭ вортсо ястидохан у акиретам акирфА. етсемВ с йенытсуп арахаС но несенв в «йотолоЗ дноф ырефсоиб». моловмиС авортсо ястюялвя  ырумел и «оверед вокинневтсешетуп». отЭ вортсо раксагадаМ.»

«Клад зарыт на острове. Этот остров находится у материка Африка. Вместе с пустыней Сахара он внесен в «Золотой фонд биосферы». Символом острова являются лемуры и «дерево путешественников». Это остров Мадагаскар».

Послание расшифровано 2 жетона.

Юнги теперь мы знаем название острова, Теперь мы можем найти клад. Но нам нужно к нему причалить. Итак, нас ждет последнее испытание.

Конкурс 6. «Слепой картограф». 3 мин

4 юнгам раздают пакет с разрезанными частями материка. Нужно его собрать и назвать его.

2 жетона за быстрое выполнение задания.

Итак, сокровища в ваших руках. Конечно же, это знание карты. Пусть это пока только маленькая песчинка тех сокровищ, которые дает вам география, но ведь впереди у вас целые моря приключений и океаны труда. Все еще впереди.

3. Подведение итогов урока. 4 мин

Учитель подводит итоги урока, самые активные учащиеся, получившие наибольшее количество жетонов капитана Врунгеля – поощряются оценками.

4.Выставление оценок 1 мин

Участники той команды, которая собрала больше всего орденов получают оценку «5». Зв второе место оценка «4».