СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношения между понятиями. Часть-целое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены конспект занятия и раздаточный материал для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Отношения между понятиями. Часть-целое.»

УРОК 10

ТЕМА: Отношения между понятиями. Часть – целое.

Раздаточный материал для учащегося

  1. Угадай, что это. Замени каждую фразу крылатым выражением (фразеологизмом).

  • Его вешают, приходя в уныние

  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез

  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить___________________

  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом_______________________


  1. Десяток яиц стоит 18 руб. 54 коп. Сколько стоят 15 таких яиц?______________________

  1. В кинотеатре 26 рядов по 24 места в каждом. Все места пронумерованы, начиная с 1 ряда. В каком ряду находится место с номером 375?__________________________________


  1. Определи отношения между понятиями в каждой паре.

Враг - друг________________________________________

Лампочка - светить__________________________________

Вчера – сегодня_____________________________________

Жара – жажда______________________________________

Дошкольник – школьник_____________________________

Зима – лето________________________________________

Чтение – знание_____________________________________

Лень – трудолюбие__________________________________

Шестой – седьмой___________________________________

Предложение – передать мысль________________________

Вечер – ночь_______________________________________

Берёза – ветки

Приставка – слово

Машина – колесо


5. Собери целое из частей. Что получилось?

А) Сто сантиметров – это

Б) Лучше, доброй, худой, ссоры, мир

В) Из 7 и 3 состоит число

Г) Ножка + шляпка

Д) Решите анаграмму, переставив буквы местами, чтобы получилось слово: Ы И Е О Н Ж Т В

6. Игра «Потерялась одна часть». Найди её.

А) Б)



В)



7. Раздели тремя прямыми линиями шестиугольник с фишками так, чтобы каждая фишка оказалась на отдельном участке.








8. Раздели данную фигуру на четыре одинаковые части.


















9. Домашнее задание.


  1. Соедини части так, чтобы получились целые слова.


Пласт ец

Пар клон

Кар ина

Пал ляр

На мида

Гит кет

Пира тина

Фут ара


  1. Из каких частей состоит целое? (возможные другие варианты запиши в тетради)


Конфета

Карандаш

Компьютер

Год

Слово


  1. Сделай № 3.

УРОК № 10

Конспект

Тема: Отношения между понятиями Часть - Целое.

Цель: способствовать овладению универсальным учебным действием по определению отношений между понятиями: Часть -Целое.


1. Оргмомент.

2. Логическая разминка.

А) Угадай, что это. Замени каждую фразу крылатым выражением (фразеологизмом).

  • Его вешают, приходя в уныние

  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез

  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить___________________

  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом_______________________

Б) Десяток яиц стоит 18 руб. 54 коп. Сколько стоят 15 таких яиц?______________________

В) В кинотеатре 26 рядов по 24 места в каждом. Все места пронумерованы, начиная с 1 ряда. В каком ряду находится место с номером 375?__________________________________

3. Актуализация знаний.

Определите отношения между понятиями в каждой паре.

Враг - друг________________________________________

Лампочка - светить__________________________________

Вчера – сегодня_____________________________________

Жара – жажда______________________________________

Дошкольник – школьник_____________________________

Зима – лето________________________________________

Чтение – знание_____________________________________

Лень – трудолюбие__________________________________

Шестой – седьмой___________________________________

Предложение – передать мысль________________________

Вечер – ночь_______________________________________

Берёза – ветки

Приставка – слово

Машина – колесо

4. Изучение нового материала.

В результате обсуждения выполненной работы (№ 4) возникает проблемная ситуация в связи с тремя последними парами.

Дети пытаются определить вид отношений между понятиями.

В качестве подсказки можно использовать схему:


У. Запишите, что показано на схемах стрелками. О каких понятиях идёт речь?

Д. «Часть - Целое».

У. Где мы уже с вами встречались с такими отношениями между понятиями?

Д. В математике при записи условия задачи с помощью схем.

У. Как найти неизвестную часть?

Д. Нужно из целого вычесть известные части.

У. Как найти неизвестное целое?

Д. Нужно части сложить.

5. Закрепление.

№ 5. Собери целое из частей. Что получилось?

А) Сто сантиметров – это

Б) Лучше, доброй, худой, ссоры, мир

В) Из 7 и 3 состоит число

Г) Ножка + шляпка

Д) Решите анаграмму, переставив буквы местами, чтобы получилось слово: Ы И Е О Н Ж Т В

№ 6. Игра «Потерялась одна часть». Найди её.

А) Б)



В)



№ 7. Раздели тремя прямыми линиями шестиугольник с фишками так, чтобы каждая фишка оказалась на отдельном участке.








№ 8. Раздели данную фигуру на четыре одинаковые части.


















У. Приведите примеры игр, в которых используются отношения между понятиями «часть - целое».

6. Итог урока.

Дополнение общей схемы «Отношения между понятиями»

7. Домашнее задание.

  1. Соедини части так, чтобы получились целые слова.

Пласт ец

Пар клон

Кар ина

Пал ляр

На мида

Гит кет

Пира тина

Фут ара


  1. Из каких частей состоит целое? (возможные другие варианты запиши в тетради)


Конфета

Карандаш

Компьютер

Год

Слово


  1. Сделай № 3.



В подготовке данного урока была использована следующая литература:

  1. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты / С.Г. Воровщиков, Е. В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик. – М.: 5 за знания, 2009.

  2. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. – М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.

  3. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита – Пресс, 2001г.

  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задачи по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. – М.: Росткнига, 2010г.