ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Считается, что контакт между воспитателем и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого воспитателю необходимо показать родителям, что он готов работать с детьми такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также интересуется их жизнью, как и родители.
Несколько правил для того, чтобы избегать конфликтов и конкуренции с родителями:
1. Помните, что Вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
2. Воспитателю следует принимать детей такими, какие они есть.
3. Хвалить при всех, ругать наедине.
4. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
5. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
6. Необходимо родителям давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.
7. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивая их.
8. Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
9. При любых трудностях родителей в воспитании ребенка необходимо вселять в родителей веру в своего ребенка.
10. Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании ребенка.
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции.
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, индивидуальные беседы с педагогом, посещение на дому, анкетирование.
Основной формой совместной работы педагога и родителей являются родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детей.
При проведении собраний необходимо придерживаться нижеуказанных правил:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
Никогда не упрекайте родителей, которые редко посещают собрания, это будет только отбивать их желание встречаться с вами.
При обращении к родителям обязательно называйте их по имени и отчеству.
Если у ребёнка проблема старайтесь говорить на собрании о проблеме, не называя имени ребёнка. А похвалить надо персонально.
Предлагайте родителям посильную и конкретную модель приложения родительских ресурсов, потому, что пошаговое описание их действий всегда повышает их интерес. Они будут чаще обращаться к вам.
Если у родителей критика к вашей коллеге, сохраняйте профессиональную этику, не критикуйте коллег.
Дайте родителям понять, что воспитательно-образовательный процесс без их помощи не сложиться.
Если решили «пожаловаться» на ребёнка не говорите общими фразами «плохо себя ведёт», выражайтесь ясно «отказался выполнять задание на занятии».
Также в работе с родителями можно использовать письменные формы общения:
Еженедельные записки, сообщающие родителям важную информацию об их ребёнке, рекомендации или описание игры, в которую вы или специалист ДОУ рекомендует поиграть на данный момент.
Неформальные записки – сообщение домой о новом достижение ребёнка или о только что освоенном навыке, поблагодарить за оказанную помощь.
Доска достижений – это настенный экран, который информирует родителей об успехах того или иного ребёнка. Можно вкладывать в специальные карманы фотографию ребёнка и – в нескольких словах – описание его достижений. Очень важно, чтобы на доске достижений побывали портреты всех детей (некоторых – авансом). Многие родители постараются помочь своему ребёнку стать достойным доски достижений и, следовательно, помогут Вам в вашей работе.
Ящик для предложений – коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями, а вам узнать новое о них самих и их детях.
Примерный перечень вопросов для проведения бесед с родителями
Тема: «Воспитание культуры поведения у детей»
1.Как Ваш ребенок общается со сверстниками и взрослыми? Вежлив ли он?
2.Как ведет себя в общественных местах (проявляет ли сдержанность, уступает место старшим, не перебивает, вмешиваясь в разговор других людей).
3.Не бывает ли случаев, когда его поведение вызывает осуждение у окружающих? Как вы на это реагируете?
4.Считаете ли Вы, что Ваш личный пример влияет на воспитание ребенка?
Тема: «Воспитание трудолюбия у ребенка в семье»
1.В каких случаях Ваш ребенок трудится: его просят о помощи, ему дают трудовое поручение, по своей инициативе?
2.Есть ли у Вашего ребенка постоянные трудовые обязанности дома? Какие?
3.Как Ваш ребенок относится к труду: охотно выполняет трудовые поручения (всегда, иногда, никогда); проявляет интерес к работе (всегда, к отдельным видам труда, никогда)?
4. Знакомите ли Вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место Вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем Вы занимаетесь, каковы Ваши обязанности (мамы, папы)?
Тема: «В семье растут будущие папы и мамы»
1.Задумывались ли Вы, о том, что ваши дети в будущем станут папами и мамами?
2.Какие черты характера в связи с этим вы хотели бы воспитать в сыне, дочери?
3.Разделяете ли в семье «мужские» и «женские» обязанности?
4.Какие семейные традиции считаете наиболее ценными? Как они влияют на воспитание ваших детей?
5.Нуждаетесь ли Вы в помощи детского сада в этом вопросе, если да, то в какой?