О.В. Мыза,
учитель английского языка,
МБОУ "Гимназия №4 им. А.С.Пушкина
г. Йошкар-Олы"
Патриотическое воспитание на уроках английского языка
В современном обществе от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности нашего государства, поэтому в настоящее время одним из важнейших направлений в системе образования России является патриотическое воспитание школьников. Перед образовательными учреждениями ставится задача воспитания у учащихся таких качеств личности, как патриотическое сознание, чувство долга, ответственность, любовь к Родине.
Обучение иностранному языку в современной российской школе открывает большие возможности по формированию у учащихся гражданской позиции, уважения к истории и культуре своей страны и малой родины. В отличие от других учебных дисциплин, на уроках английского языка ребята приобретают не знания основ наук, а навыки использовать другой язык как средство общения и получения полезной информации. Коммуникативная направленность предмета подразумевает не только изучение языка другого народа, но и глубокое понимание и сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка с традициями своей страны. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся, приобщаясь к иноязычной культуре, также расширяли знания о культурном наследии родного края.
В реализации задач патриотического воспитания очень эффективным является метод проектов, в ходе которого детально разрабатывается проблема, и учащиеся имеют возможность сравнить особенности культуры России и страны изучаемого языка. Быть патриотом своей Родины прежде всего означает любить свою семью, знать свои корни, поэтому на уроках иностранного языка, начиная с младшей школы, уделяется большое внимание работе с краеведческим материалом. Например, изучая географическое положение и природу Англии, уделяем внимание природе и географии своей республики. Ребята с удовольствием выполняют проекты, подбирают материал, детально прорабатывают поставленную проблему. Такие проекты, как " Самые красивые озера Марий Эл", "Семь чудес Марийского края" не оставляют никого равнодушным. Знакомясь с национальными символами англоязычных стран, необходимо рассмотреть государственные символы России и нашей республики, узнать историю их появления. Важно рассматривать любые знания, приобретаемые на уроках английского языка, через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Большую роль в воспитании уважения к истории своей Родины, формировании гордости за свою страну и ее достижения может сыграть такая форма работы, как изучение биографий выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей своего края. Например, ребята, обучающиеся в кадетских классах нашей гимназии, знакомятся с интересными фактами из жизни генерала Брусилова А.А, имя которого носит кадетский корпус гимназии. Также учащиеся готовят презентации о выпускниках кадетских классов, которые достигли определенных успехов в военной службе, изучают историю кадетского движения. На старшей ступени обучения целесообразным является написание сочинений и эссе, что способствует развитию умений логично и связно высказываться на иностранном языке, критически размышлять по интересующей проблеме, анализировать и делать выводы. Темы, которые заставляют задуматься и вызывают интерес обучающихся, особенно кадетских классов: " Военная служба: за и против", "Героическая история моей семьи", "Что я чувствовал, принимая участие в Параде Победы". История страны, подвиги соотечественников или членов семьи являются мощным стимулом для воспитания патриотических чувств, поэтому в преддверии Дня Победы учащиеся традиционно готовят презентации или небольшие фильмы о своих родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, либо оформляют стенгазеты.
Еще одним действенным средством в формировании гражданственности, воспитании любви к Родине, а также расширении кругозора, развитии творческих способностей учащихся являются интегрированные уроки. Такие уроки способствуют толерантному отношению к иноязычной культуре и позволяют объединить разные предметные области, например, историю, географию, литературу и английский язык. В рамках патриотического воспитания особенно успешными могут оказаться интегрированные уроки английского языка и истории, или английского языка и литературы. Именно такой урок был проведен в 10 кадетском классе по теме "Школа жизни" (в разделе "Типы школ" УМК Spotlight 10). На уроке английского языка и литературы учащимся предлагалось познакомиться с материалами о знаменитом Царскосельском лицее и его выпускниках, престижном британском колледже для мальчиков Итон и сравнить их историю основания, правила и систему обучения, проанализировать сходства и различия, а также провести параллель с обучением в кадетском корпусе нашей гимназии. Урок был насыщенным, информативным, учащиеся читали стихи великих русских поэтов, окончивших Царскосельский лицей, с гордостью рассказывали о своем кадетском классе и торжественных мероприятиях, в которых принимали участие, с удивлением обнаружили некоторые сходства в системе обучения в Итоне и пушкинском Лицее. Без сомнения, данный урок имел огромное воспитательное значение и способствовал развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Таким образом, воспитание гражданской позиции и патриотических чувств на уроках английского языка должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения разнообразных методов и приемов, позволяющих формировать личность, способную в рамках межкультурной коммуникации не только поглощать информацию о другой стране, но и обмениваться бесценным историческим и культурным опытом своей Родины, с гордостью нести наследие своей страны.
Список источников:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе/ И.А.Агапова, М.А.Давыдова.-М.:Айрис-пресс,2002.- с.224.
2.Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.- №5.-с.24-30.
3.Домченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности// Молодой ученый.-2015.- №9.- с.1050-1053.